6 мин.

Павол Чупа: У нас одна цель - повысить уровень хоккеистов

Директор группы компаний: HOCKEY DEVELOPMENT TRAINING SYSTEM Павол Чупа   рассказал ведущему «100% Хоккея» Владимиру Дехтяреву о достигнутых успехах, особенностях работы в Восточной Европе и о скептицизме, с которым пришлось столкнуться.

- Павол, для чего нужны оборудованные хоккейные центры, в которых занимаются дети и профессиональные спортсмены?

 - Главный вопрос стоит не в том, нужны ли хоккейные центры, так как такие центры существуют, и это хорошо. Наша компания более 10 лет систематически занимается вопросом, как повысить индивидуальные способности игрока и как повысить индивидуализацию команды. Нашей задачей было понять, как в хоккее достигать более качественных результатов. Для нас центр – не столько технология, программное обеспечение и оборудование, а сколько сама методика подготовки хоккеистов. Технология, которая помогает повышать уровень игрока. А для этого очень важно найти подход к командам, понять, как сделать так, чтобы качество игры было более высокого уровня.

 - Как пришла идея создать такие центры? С чего все началось?

 - Я жил и работал в Канаде приблизительно четыре года. И увидел, что в хоккее сильно развит маркетинговый комплекс. Тебе говорили: будешь это делать – будешь хорошим игроком. Но я хотел найти систематический подход. Поэтому начал общаться с различными специалистами. Я не хотел разбираться только в одной области хоккея, а хотел знать, как создать систему индивидуальной подготовки игрока.

 - А каковы цели и задачи таких хоккейных центров? Ведь многие смотрят на это только, как на способ зарабатывания денег, и относятся к этим центрам скептически. То есть пришли, построили центр, завезли оборудование, кто-то начал там работать. А действительно ли он помогает развиваться детям и профессиональным игрокам?

 - Я бы сказал, что любой проект нужно рассматривать и со стороны бизнеса – ведь нужно зарабатывать деньги. Если тебе что-то не нравится, то ты не будешь приходить, поэтому не стоит забывать о качестве предоставляемых услуг, за которые будут платить. Бизнес – очень важен, но невозможно смотреть только на деньги. Кто-то должен знать, что и как мы делаем. Нужно, чтобы в центре совместно работали не только и специалисты, тренеры, но и те, кто занимается организацией программ. Тогда и родители юных хоккеистов, и все остальные будут удовлетворены работой центра, и им захочется в него приходить. А хорошие услуги всегда нужно хорошо оплачивать. Поэтому еще одна задача - найти баланс между качеством и ценой.

 - Такая маленькая страна как Словакия открывает хоккейные центры в России. Почему понимание востребованности таких центров пришло именно в Словакии? Помогает это развитию словацкого хоккея?

 - Честно говоря, у нас не было задачи сделать что-то только для страны. Хоккей – это международный спорт, и мы хотели его развивать. К нам приходили специалисты из Канады, Чехии, США и России. И все они хотели повысить уровень хоккея. Создание таких центров было сделано для развития хоккея в целом, а не только в Словакии.

 - Чехия и Словакия раньше были одной страной. Нет сейчас какого-то ревностного отношения у чехов к тому, что делают словаки? Как-то контактируете друг с другом?

 - Мы уже открыли в Чехии шесть проектов. Много разговоров о сотрудничестве с чешскими академиями. В Чехии уже 10 академий, которые развиваются. Чехи тоже думают, как выдать на рынок хоккея «продукт» лучшего качества. Бизнес – это когда ты воспитаешь игрока, а продаешь его на рынке, где и есть большой заработок. Но из одного миллиона, возможно, найдешь только одного или двух игроков, которых можно было бы продать.

 - Как пришла мысль, выйти на Российский рынок, в том смысле, что у нас здесь своя специфика: люди ко всему относятся с большим предостережением. Например, тренеры старой формации не очень доверяют подобным центрам. Как их переубедить, что такие центры действительно полезны для подготовки хоккеистов?

 - Это не только специфика России. Во всем мире, когда появляется что-то новое, люди сомневаются в том, будет ли это работать. Есть те, кому новшества сразу нравятся, а есть и те, кто их категорически не признает. Здесь существует одна проблема – если тренеры приводят игроков в такие центры, то и смотрят на нас, как на соперников. Для нас же неважно: федерация, клубы, тренеры, агенты, – у всех одна цель: повысить уровень игрока, для этого нужно совместно разработать систему. Я считаю, что важную роль играет федерация, которая должна объяснять всем тренерам: если есть соперничество, или то, что кто-то хочет только зарабатывать деньги, то все равно к работе должен быть систематический и качественный подход.

 - Вот у вас как раз это систематический подход к работе или зарабатывание денег?

 - Как я уже говорил, нужно совмещать эти две вещи: деньги и систему. Но на первом месте всегда достижение результатов, а потом уже придут и деньги. Как это будет развиваться в других странах, зависит от их менталитета. Есть страны, где все очень быстро делается.

 Если говорить про Словакию, то там есть наш центр, где мы полноправные владельцы. В нем готовятся различные игроки, проводится диагностика их здоровья, мы сотрудничаем с различными клубами КХЛ. Чуть больше года мы работали с нашей молодежной сборной. Мы делали это совместно с разными специалистами, чтобы ребята могли демонстрировать результаты. И наша работа принесла плоды: все говорили об очень хороших показателях этой сборной. Но была проблема, что некоторые говорили, что в этом возрасте все игроки талантливы. Для нас систематическая работа – это значит работа с ментальной подготовкой, в тренировочном процессе важное место занимала индивидуальная работа с игроками и восстановление здоровья. В федерации Словакии тоже были скептически настроенные люди. Но когда мы уже достигали результатов: хорошая игра с канадцами, со сборными России, Швеции, Финляндии, - тогда отношение становилось другим. Потому что таких результатов молодежная сборная Словакии никогда не показывала.

 - А какие передовые страны в производстве таких центров – Канада?

 - Нет. Нужно сказать, что в Канаде по-другому смотрят на хоккейные центры. В Ванкувере 220 ледовых арен, и они говорят, зачем нам нужны такие центры? Перед нами стоит задача – изменить мышление этих людей. Есть какие-то упражнения, которые сложно сделать на льду, но это очень важно для подготовки игроков. Приведу такой пример, когда игрока учат бросать по воротам на ходу, то тренер, возможно, будет на него ругаться, чтобы он катался и одновременно бросал. Но на дорожке, станет одним из тренажеров в нашем центре, во время отработки упражнения, можно будет определить максимальную и среднюю мощность игрока и, исходя из этих данных, простроить систему тренировок.

 - В Словакии вопросом развития хоккейных центров серьезно занимаются сами хоккеисты. Кто это?

 - Их много, невозможно сказать только об одном игроке. Один из них — это генеральный директор HDC Slovakia Мирослав Лажо. Он бывший игрок, который знает, что такое НХЛ, играл в Швеции, Германии, Чехии и Словакии. Был, кажется, четыре раза лучшим снайпером. Но он также думал, что нужно сделать, чтобы было улучшить свои результаты. Он был на дорожке, когда познакомился с этой системой. И опробовав тренажер, он сказал, что если бы это все было, когда он был профессиональным игроком, то его уровень был бы намного выше. Сравнивать игроков тяжело, так как у каждого своя специфика и свои сильные стороны. Но если их развивать, то, возможно, достигнешь высоких результатов. Я знаю, что это нелегко. Люди хотят все и сразу, но это невозможно. Нужно заниматься в системе, что повысить свой уровень как игрока. Например, с нашей командой связался бывший игрок НХЛ Любомир Вишневски, а он был лучшим снайпером как защитник. Для этого он три года готовился в нашем центре, он знал, что и как работает. Вот у него уже есть практический опыт, и ответ - помогает ли наш центр или нет. Поэтому на одном маркетинге не получится развить свое дело, нужно показывать результаты своей работы.