Архив Виктора Тихонова. Часть 1
Говоря о Викторе Тихонове мы прежде всего вспоминаем о нем, как о великом тренере, который на протяжении долгих лет добивался успехов с различными командами, в том числе и со сборной. Виктор Васильевич не оставил книги, в которой бы был передан его уникальный опыт работы, но зато им был оставлен архив, состоящий из тех самых трудов, находящихся в безупречном состоянии и оберегаемых вдовой наставника Татьяной Васильевной. По договоренности с ней, ФХР имеет возможность ознакомиться с работами тренера, хранящимися в личном архиве.
ДЕБЮТ ТИХОНОВА
Дебют Виктора Тихонова в сборной состоялся не в 77-м, как принято считать, а годом ранее. После этого Тихонов еще целый сезон потрудился в столице Латвии, несказанно обрадовав рижан четвертым местом во всесоюзной табели о рангах.
Факт его участия в Кубке Канады-76 в роли главного тренера не произвел сенсации, хотя вполне тянул на нее.
Во-первых, Борис Кулагин сохранял пост № 1 в советском хоккее.
Во-вторых, Виктор Тихонов работал не в московском клубе, что практически исключало его назначение в тренерский штаб сборной.
В-третьих, Тихонов добился с рижанами впечатляющего прогресса за несколько лет, однако тренерским именем, признанным повсеместно, еще не обладал.
КАЛЛИГРАФИЯ ТИХОНОВА
ПОДГОТОВКА СБОРНОЙ КОМАНДЫ СССР – 1976 год
Раздел первый = Подготовка кандидатов в своих клубах с 1 по 20 июня.
Отмечаем п. 4 – контроль за подготовкой кандидатов (Кулагин Б. П.).
Раздел второй = Сборы в Москве и Свердловске.
Раздел третий = Организация работы.
А = План работы. Детально расписать.
А1. Какие задачи хотим решить.
А2. Какие результаты ждем.
А3. Провести установочное собрание.
Б = Помощники = Майоров Б., Черенков Р.
IV = Контакт с командой
1. Высокая дисциплина – половина успеха!
2. Беспрекословное выполнение Всех (с большой буквы! – Л. Р.) указаний тренера.
3. Найти подход к игрокам старшего поколения!!
4. Нужны смелые, мужественные хоккеисты, способные решить одномоментную задачу.
V = Иметь в подготовке команды ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ значение (опыт, форсаж) за счет опыта.
А = АТЛЕТИЗМ
Б = Беговая п.
В = Технико-такт. п.
Игорь Тузик, заслуженный тренер СССР и России:
При взгляде на дневники Виктора Васильевича сразу бросается в глаза скрупулезность Тихонова, его привычка все планировать и все учитывать до мелочей.
Откровенно – увиденное меня не очень-то удивило. Я же с тихоновским подходом познакомился еще в московском «Динамо», когда я молодым попал в команду, а он уже помогал Чернышеву. Любое собрание в нашем клубе записывалось в рабочие тетради второго тренера. Когда Аркадий Иванович уезжал по делам сборной, у Виктора Васильевича всегда уже был готов тщательно прописанный план работы на каждый день. Все это обязательно доносилось до сознания игроков. Помню, на груди у Тихонова всегда висели секундомер и свисток, а в кармане лежал план работы, куда он иногда заглядывал.
Этот подход он в последующие годы совершенствовал в Риге. Там Виктор Васильевич убедился в его эффективности. И когда в 76-м Тихонова позвали в сборную, ему не потребовалось изобретать что-то совсем новое. Хотя по целому ряду вопросов перед ним возникли задачи незнакомые и очень-очень важные.
В 76-м, когда ему оказали честь подготовить сборную к Кубку Канады и выступить там, Виктор Васильевич столкнулся с немалыми сложностями в управлении коллективом. Еще с 50-х годов московские клубы являлись базовыми при комплектовании сборной страны, главными тренерами и помощниками тоже становились, а тут появляется Тихонов, работающий в Риге. Пусть его «Динамо» год от года прогрессировало, однако не впечатляло это знаменитых игроков. И Виктору Васильевичу важно было в сжатые сроки завоевать у них авторитет и сделать коллектив управляемым.
Николай Урюпин, начальник управления хоккея ФХР, заслуженный тренер России, заведующий кафедры хоккея РГУФКа, кандидат педагогических наук:
Поражает каллиграфия. Это говорит об отношении к теме, к текущим вопросам. Вероятно, был еще черновик, который Виктор Васильевич переписал так аккуратно. Вполне допускаю это.
Ясно виден структурно-системный подход к порученной Тихонову работе – подготовить экспериментальную сборную страны к первому Кубку Канады.
Виктор Васильевич одновременно описывает как высококвалифицированный тренер виды подготовки и четко обозначает, кто за что отвечает в тренерском штабе сборной.
Присутствуют чисто педагогические заметки. Выделяет важность внутрикомандной дисциплины, управляемости коллектива главным тренером. Отдельно – про ветеранов не забывает. Понимает, что надо наладить с ними контакт, потому что для них он еще не является незыблемым авторитетом.
Виктор Васильевич понимает, когда выделяет слово «опережающее», что ему надо успеть подготовить сборную к скоротечному турниру, используя в том числе и форсаж. Так подготовить, чтобы команда сохранила оптимальные кондиции до последнего матча.
Кстати, я видел занятия этой сборной на катке «Кристалл» в Лужниках. Но это уже отдельная история.
ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА СОСТАВА
Перед новоявленным наставником сборной Тихоновым возникла необычная проблема, с которой прежде никто не сталкивался. Отсутствовали по уважительным причинам, сформулированным действующим главным тренером главной команды Кулагиным, целых два ударных звена – армейское Петрова и спартаковское Шадрина. Оттого появилось широкое поле для выбора форвардов, которым шанс выступить в таком турнире и не приснился бы.
Заметим, что рулевой московского «Динамо» Владимир Юрзинов, обычно не склонный к обострениям в коммуникации с коллегами и начальством, тут занял собственную позицию. Посчитал, что нечего его звездным подопечным Валерию Васильеву и Александру Мальцеву экономить силенки ради нескорых еще испытаний сборной, когда есть возможность выступить в таком престижном турнире, как первый Кубок Канады. И отпустил их.
Тихоновским почерком представлены четыре сборных СССР с географической и временной привязкой: Москва – Свердловск – Швеция – Канада. Различия обнаруживаются не очень-то легко, но они есть, естественно. Любопытны детали той тихоновской селекции, варианты троек, защитной линии. И все – на фоне контрольных матчей.
Пожалуй, ни прежде и ни впоследствии не было в сборной страны такого широкого представительства клубов. Наряду с игроками четырех столичных грандов в списке были посланцы пяти провинциальных городов. Всего – девять клубов.
Вглядимся в первый вариант в столбце с названием «Москва».
Вратари
Самая консервативная линия, в чем «виноватым» был Третьяк. Зингер еще держал уровень. Колебания имелись только по третьей кандидатуре – рижанин Василенок либо новосибирец Дорощенко. В итоге Тихонов остановил свой выбор на «своем» вратаре – Михаил Василенок отличался надежностью, стабильностью.
Защитники
Васильев и Лутченко, Гусев и Бабинов сомнений не вызывали. А по остальным приходилось голову ломать. Тихонов проявил себя совершенно незаурядным образом в случае с динамовцем Билялетдиновым. Тот отличался жесткостью и характером, однако с пасом имелись проблемы. Юрзинов на тот момент не видел своего подопечного «сборником», а вот Тихонов решил рискнуть – и не прогадал: его привлек спортивный характер динамовского защитника. Позвал «главный» и рижанина Крикунова, который держал планку. Привлек горьковчанина Федорова, спартаковца Куликова и динамовца Виталия Филиппова. Пожалуй, и не скажешь, кого Виктор Васильевич явно упустил в селекции оборонной линии.
Нападающие
Балдерис – Жлуктов – Б. Александров
Лебедев – Репнев – Капустин
Скворцов – Ковин – Доброхотов
Шалимов – Мальцев – А. Голиков
Природин – В. Голиков – Евстифеев
Анисин – Белоусов – С. Гусев
Пять звеньев выглядели целостными, а шестое – явно резервным: туда включили даже воскресенского защитника Сергея Гусева. Анисин подчеркнут – видно, вызывал какие-то сомнения. Челябинец Валерий Белоусов попал в окончательный состав как раз из шестого звена. Тот самый Валерий Константинович Белоусов, который в российские времена стал едва ли не самым успешным клубным наставником.
Варианты состава сборной СССР с пометками «Свердловск», «Швеция» и «Канада» приведем и обсудим в следующих отрывках из записных книжек Виктора Тихонова.
Федерация хоккея России