7 мин.

«Кэжуальная» революция: как спортивная одежда стала главным одеянием для футбольных хулиганов и группировок

Привет, это издательство «Новое литературное обозрение», в этом блоге мы хотим рассказывать не только о новинках, но сегодня речь пойдет именно про одну из них. Речь о книге «Криминальный гардероб: особенности девиантного костюма» — это сборник, составленный историком моды Джоан Терни. В поле зрение исследователей феномены моды, которые так или иначе ассоциируются с нарушением социальных норм.

Ниже вас ждет фрагмент главы Джоан Терни «Ужас в костюме от Adidas: брендовая спортивная одежда и стиль крутых парней». Она о футбольном хулиганстве и том, как они проецировали свой образ благодаря одежде.

Надеемся, вы оцените. До встречи!

Футбольное хулиганство, зародившееся в 1970-х годах, считается преимущественно британским явлением. На деле же оно бытует везде, где играют в футбол. Как каждый спорт, футбол имплицирует идею сражения (тем более что он по сей день составляет прерогативу мужчин), и победа над соперником здесь — это демонстрация силы и доблести. Футбольные фанаты на трибунах придерживаются тех же представлений: принадлежность сообществу и коллективное сознание временами воспринимаются здесь даже серьезнее, чем на поле, а агрессия видится способом обретения власти. В Британии поддержка своей» футбольной команды — нечто вроде карнавала: болельщики раскрашивают лица и громко скандируют лозунги, совершая своеобразное ритуальное действо, цель которого — низвергнуть установленный социальный порядок. Мода играет в этом процессе не последнюю роль: она ответственна за реапроприацию маркеров классовой принадлежности, богатства и власти и призвана подтвердить доминирующий статус не только на стадионе, но и за его пределами. Власть в этом случае обретается посредством субверсивной деятельности: социальные и культурные нормы опрокидываются, обычное становится экстраординарным и наоборот, а вполне безобидная одежда начинает ассоциироваться с угрозой и насилием и превращается в фирменный знак крутого парня.

В этой главе речь пойдет о том, как профессиональная спортивная одежда стала в 1980-х годах просто одеждой для отдыха и была апроприирована противостоящими друг другу уличными группировками. Непосредственный предмет моего внимания — субкультура «кэжуал» (Casual). 

«Кэжуалы». Из коллекции футбольного клуба Chelsea. Автор фотографии: Джон Инглдью/Chelsea FC via Getty Images

Меня интересует феномен перформативной маскулинности, репрезентирующей себя посредством вестиментарных кодов и специфического поведения. Как случилось, что обычная повседневная одежда стала знаком доблести и маркером крутого парня? Почему и каким образом определенная группа людей в определенное время присвоила себе эту одежду, превратив ее в символ доминирования и угрозы? Этот процесс можно рассматривать с разных точек зрения. Можно увидеть здесь презентацию традиционных кодов маскулинности, ассоциирующихся с насилием, и стремление к власти, которая достигается в процессе спортивной борьбы и вне нее (футбольное хулиганство). Можно интерпретировать это явление как порождение нарцис- сической культуры потребления (брендовые товары и спортивная одежда). Так или иначе, визуальные и перформативные составляющие упомянутого субкультурного стиля интерпретируются как инструменты трансформации или утверждения маскулинности, понимаемой как принципиально флюидный феномен. По сути дела, речь в этой главе пойдет о том, как мужская агрессия и страсть к доминированию артикулируются посредством моды.

В последнее время интерес к стилю кэжуал и олдскульной спортивной одежде растет. Это связано с появлением новой литературы, ориентированной на читателей-мужчин. Мемуары футбольных хулиганов становятся бестселлерами. Отчасти они напоминают биографии преступников и гангстеров, однако гламуризация насилия сочетается здесь с подробным, почти фетишистским описанием моды. Приукрашивая агрессию и прославляя модные бренды, эти книги пропагандируют идентификацию и объективацию, которые осуществляются посредством потребления и специфического поведения, объясняя, что значит быть мужчиной в современном мире (точ- нее, в 1970–1980-х годах). Опираясь на массовую литературу и работы в области психоанализа, маскулинности и теории моды, я исследую роль моды в репрезентации флюидной мужественности. Спортивная одежда и воспоминания людей, носивших ее в определенную эпоху, предстают в этом контексте транзитивной или регрессивной разновидностью гендерно маркированного перформанса. «Это переодевание. Это превращение в кого-то иного. Ты фланируешь и демонстрируешь всем вокруг, из какого теста ты сделан. Ты гордишься тем, кто ты такой. И тебе на все плевать. Тебе просто на все плевать».

Материал, представленный в мемуарах футбольных хулиганов (литературный жанр, известный под названиями hoolie lit, hit and tell или dick lit), возвращает нас к местам преступлений, совершавшихся в 1980-х годах. Опираясь на конкретные примеры, я интерпретирую стиль кэжуал как индикатор транзитивной маскулинности. Приверженцы этого стиля апроприировали и комбинировали самые изысканные вестиментарные коды и тренды спортивной моды. Может показаться, что речь идет об очередном исследовании субкультурной идентичности, но это не так, хотя я отчасти затрагиваю и эту тему. Основное внимание, однако, уделяется другой проблеме: как мужчины, принадлежащие к рабочему классу, усваивали и изменяли представления о новой маскулинности, как использовали для этого механизмы зарождающегося потребительского рынка и какое место в этом отводилось мужской моде. Иными словами, речь пойдет о переодевании классово маркированного тела в эпоху предполагаемого кризиса маскулинности, когда традиционные рабочие места синих воротничков оказались под угрозой из-за массовой деиндустриализации. Пересмотр представлений о том, что значит быть мужчиной, происходил с учетом и устоявшихся, и новых механизмов формирования идентичности. В этой главе рассматриваются два из них: крутизна (агрессия, насилие и физическое доминирование) и мода (новые тенденции потребительской культуры и апроприация спортивной одежды среднего класса).

Исследуя концепции маскулинности и способы ее презентации посредством моды в контексте актов насилия, а также принимая во внимание рост вестиментарной осведомленности и доступа к предметам роскоши в 1980-х годах, расширившегося благодаря развитию нового мужского потребительского рынка, можно понять, как именно безобидные предметы гардероба (например, спортивная одежда) превращаются в маркеры власти и террора. Таким образом, в этой главе я предлагаю новый подход к изучению образа денди, или, точнее, крутого денди. Маскарадные практики, осуществляемые в рамках досуга (часто вынужденного), специфические консюмеристские тенденции и использование вестиментарных символов культурного капитала находят воплощение в иконографии насилия.

Вопреки мнению таблоидов, связь мужской моды с групповым насилием не является открытием XXI века. Например, уже в 1890-х годах «хулиганами» называли молодых людей, вовлеченных в преступную и антиобщественную деятельность. Они также придерживались узнаваемого стиля, маркировавшего групповую принадлежность. Кроме того, «кэжуалы» не были первыми, кто связал приверженность определенному модному стилю с поддержкой футбольного клуба. И вместе с тем «кэжуалы» представляли собой нечто особенное — прежде всего потому, что они не выглядели аутсайдерами и не смотрелись угрожающе. Напротив, зачастую они производили впечатление стильных и благопристойных людей. Поэтому акты насилия с их стороны воспринимались как гром среди ясного неба. Если угроза невидима и не идентифицируема, как ее избежать, как ей противостоять?

<…>

Первые представители культуры «кэжуалов» скрывали крутое тело под мешковатой спортивной одеждой, ассоциирующейся с расслабленностью. Мастерство пряталось под мягкой оберткой. Спортивная одежда маркировала готовность в любой момент начать действовать, броситься в драку. Она была атрибутом отдыхающего спортсмена. Иными словами, этот костюм ассоциировался с переходным состоянием, с затишьем перед бурей; насилие было вшито в нее как потенциал. В этих обстоятельствах спортивной ареной становилась вся повседневная жизнь, а одежда, предназначенная для отдыха, демонстрировала, что для ее обладателей происходящее — не работа, а удовольствие. Футбольные фанаты, особенно в неблагополучных районах, интерпретировали насилие как спорт, как зрелище, в котором аудитория может принять активное участие. Дж. Аллан говорил: «Драка для нас — это игра». Иными словами, они считали драку «развлечением». Именно это имеет в виду социолог Д. Хоббс, когда пишет, что «гедонизм как составляющая преступности соответствует разделению труда, прочно укоренившемуся в традиционных практиках и традиционных для пролетариата представлениях о досуге и удовольствии».

Итак, миф о крутом мужчине закрепляется с помощью вестиментарных кодов, сигнализирующих об ожидании битвы. Это одежда толпы, противопоставляющей себя истеблишменту. 

<…>

Чтобы быть крутым, однако, недостаточно надеть первый попавшийся спортивный костюм. Спортивная одежда слишком обыденна и демократична, ее носят все, независимо от дохода, возраста или пола. Знаками причастности к субкультуре насилия служили вполне определенные предметы гардероба, наделенные культурным капиталом и не имеющие ничего общего с массовой модой. Обязательными атрибутами «кэжуалов» были брендовые вещи, например одежда от Lois, Lacoste и Adidas.

Фото: Gettyimages.ru/Jon Ingledew/PYMCA/Avalon, Blackbrow/Daily Express/Hulton Archive, Allsport