Русский Веллитон
Иностранцы в российском спорте – явление, давно уже переставшее носить экзотический характер. От первых перелетных ласточек в конце девяностых до полноценных составляющих картины дня сегодняшнего – вот, пожалуй, самая качественная характеристика их присутствия в нашем спорте.
Что и говорить, по понятным причинам в советские годы тема необходимости и нужности «легионеров» не поднималась. Сейчас же подобные разговоры проецируются на самые разные плоскости. Одна из них – проблема натурализации. Нужна ли? Полезна ли? Уместен ли тщательный отбор кандидатур?
Главным поводом для возвращения к этим вопросам послужило намерение Соареша Веллитона пополнить ряды сборной России по футболу. Если быть точнее – получить наш паспорт, а затем уже стать потенциальным в неё кандидатом. Причем кандидатом законным. Однако сторона моральная закон не отрицает, но и в этой ситуации не совсем чтобы поощряет. Главный козырь в спектре уже обозначенных проблем – он иной.
Принцип кастовости
В Японии всех иностранцев зовут просто, но со вкусом – гайдзины. Вроде как люди, которых и уважать надо, но в тоже время держать на почтительном расстоянии. В своё сообщество (касту) естественно не принимать. Оно и понятно – историческое прошлое и менталитет приучили относиться к чужеземцам настороженно, как к потенциальным нарушителям гармонии и спокойствия. Так во всех сферах жизни.
Резко сменив курс ориентиров при Петре Великом, Россия никогда не стеснялась учиться у других стран. Присовокупив к этому традиции гостеприимства наше государство все – таки можно считать страной достаточно открытой, не включающей в себя те самые элементы кастового строя. Все это говорит о том, что восприятие людей из – за рубежа в нашей стране исторически находилось на вполне адекватном уровне.
К сожалению, на фоне проблем глобального характера современности о такой однозначной оценке речь идти уже, наверное, не может. Скандальный баннер в Самаре, вывешенный на одной из игр Спартака на начальном этапе карьеры Веллитона в России – лишнее тому подтверждение. Сам факт того, что человек с другим цветом кожи, другим менталитетом хочет играть за нашу страну (да еще в футбол!) уже становится для многих болельщиков диким.
И речь даже не идет о его чисто игровых характеристиках. Речь о вызове, недопустимости, недозволенности, ревности. На мой взгляд, все это имеет корни гораздо глубже. Здесь и военные конфликты, и проблема расизма и, отчасти, изменения в нашем сознании, как нации. Все это очень волнительно. Принцип кастовости начинает действовать, правда, тут его законы могут быть отнюдь не такими мягкими. Ведь читаю же напротив собственного дома: Россия – для русских.
Тариф «Все свои»
Окидывая взглядом наш спорт, иностранцев действительно находишь практически повсюду: в структуре, в тренерском цеху, непосредственно в составах команд. И вот ведь какая посещает мысль: а не востребован ли сейчас наш спорт в них больше, чем мы нужны им? Яркий пример – континентальная хоккейная лига. Больше доход – легче играть. Есть возможность улететь в НХЛ при той же зарплате (если возраст и стремления позволяют) – по первому звонку. Из этой же серии – женский баскетбол. Так же это относится и к некоторым индивидуальным видам. Зато за счет этого эти виды прибавляют в зрелищности, клубы растут в финансовом плане.
Россия предоставляет легионерам реализовывать в нашей стране свои потребности. В первую очередь, в заработке. А также в потребности доказать, что ты чего – то стоишь. И натурализация это также подразумевает. И скорее всего, нет ничего плохого в том, чтобы человек мог удовлетворить свои личные амбиции, принеся при этом результат для нашей страны. Ведь все определяется результатом. И отношение к спортсмену – в первую очередь.
Растить своих спортсменов и комплектование сборных разного уровня – задача, безусловно, первоочередная. На это требуется время, помощь. И вспоминаем мы об этом только после провалов нашей команды на Олимпиадах, чемпионатах мира и.т.д. Поток критики после подобных неудач поистине неисчерпаем. И, отказываясь что – то предпринимать самим, не желаем добровольной, качественной помощи от других. Точнее, желаем, но выборочно.
Словом, «легионеры» в России «повсюду иностранцы, но повсюду вроде бы и свои».
О шансе
Когда Холден забивал победные два очка Испании на Евробаскете, когда Кавагучи падала со слезами на лед и боролось до конца, когда Дарюс Каспарайтис впечатывал соперников в борты – думали ли мы о том, что они иностранцы? Что они иные, не наши, другие? Вряд ли. Мы знали точно только две вещи: что Россия победила и что эти игроки сегодня лучшие. Что они – классные игроки.
Веллитон, конечно, еще может и не сыграет за нашу сборную. Да и официально задокументированно пока еще ничего не было. Но в любом случае, как для него, так и для нашего спорта, болельщиков это не только определенный вызов, но и, как ни странно, шанс. А шанс, в отличие от двойного гражданства, в большинстве случаях дважды не предоставляется.
В том же фигурном катании много наших спортсменов работают за границей, на их опыте учатся местные кадры. Спустя пять-шесть лет будут и их собственные. Почему бы, если на то пошло, можно использовать мастерство Холдена в баскетболе, а футбол - это отдельная статья?
Просто если разрешать иностранным игрокам играть за сборную, они должны иметь игровые достоинства, видимые невооруженным взглядом. Мастерство Веллитона не дает мне никаких оснований полагать, что с ним наша сборная будет выглядеть лучше, чем сейчас.
Не скажу, что у нас на 16 команд осталось всего 3 нападающих. Но, допустим, сейчас Веллитон лучший нападающий. Опускаю все недостатки. Просто лучший. Но вот в сборной насколько оправдано появление легионера? Сейчас лучший, а через два месяца Семин, допустим, перейдет к схеме 4-3-3 или 4-4-2 и Сычев опять начнет забивать. Или в сборной оставят Павлюченко с Погребняком. Я уже говорил, что Адвокат сильной заинтересованности в приглашении Веллитона не показал. Скорее безразличие. Веллитону же не ворота Алании придется мячи забивать. У некоторых команд более классно поставлена в обороне и защитники выше классом. Насколько пробивным тут окажется Веллитон?
очепятался.
Думаю, это можно занести в цитатник маразматических высказываний интернет-3.14доболов.
2. Не спорю, что здоровый консерватизм должен присутствовать при решении данной проблемы. Все - таки не хотелось бы, чтобы наша сборная по составу полностью представляла из себя мини - футбольный (футзальный) аналог.
3. Поживем - увидим. Лично я считаю, что если наша сборная по футболу будет давать стабильный результат даже с парой достаточно хороших натурализированных игроков, не насильственным и денежным методом попавших в главную команду - в этом нет абсолютно ничего страшного или плохого)
Я не думаю, что отсутствие Веллитона будет критичным для состояния нашей сборной. И не такие уж плохие у нас родные игроки.
Я не думаю, что пара строчек в рейтинге ФИФА реально что-то изменят для ребят, идущих в футбольные школы.
Я не думаю, что для них вообще будет реальная польза от громких чиновничьих решений на уровне главной сборной. Им нужно другое: тренеры, поля, условия, еще раз тренеры, инфраструктура и т.д. Нужна реальная работа на пользу школ.
Если послать Велика, денег у школ прямо сразу не прибавится, это понятно. Но речь о другом. О том, на какое средство решения проблемы обращать внимание в первую очередь: на простое и сиюминутное, или на дорогое, трудное и долгое, зато реальное.
Боялись же сборную СССР в 60е-80е - не одно поколение игроков. Без всяких бразильцев.
А победа баскетболистов... Вреда особого, может, и не нанесла. Но пользы особой я как-то тоже не вижу. Где плоды этой победы? Где сейчас наш баскетбол?
Да и радость была как-то смазана тем, что не полностью своими силами выиграли...
Кавагути у меня тоже осадок оставляет. Но она хотя бы воспитанница нашей Школы катания. Это разумная натурализация.