3 мин.

Слова – народные

Кто должен владеть футбольными клубами – частные инвесторы, общественные организации, болельщики? В Англии, Германии и Испании есть три несхожих ответа на этот вопрос.

Мы с читателями этого блога вроде бы давно договорились, что футбол – это бизнес. Как всякому бизнесу, ему надлежит иметь хозяев, бизнес-модель и ROI, стремиться к эффективности и прибыли, иметь в виду сроки окупаемости инвестиций и дисконтированные денежные потоки. Однако ж не все так просто.

Даже в Англии, раньше всех построившей вокруг игры почти безупречный бизнес (крупнейший на данный момент в футболе – крупнее Лиги чемпионов и чемпионатов мира), регулярно вспыхивают дебаты, кто должен владеть футбольными клубами и как ими управлять. Чаще всего вопрос поднимают болельщики клубов, недовольные новыми владельцами (Глэйзерами, Хиксом, Эшли и т.д.). Пока все попытки «вернуть футбол народу» в Манчестере, Ливерпуле и Ньюкасле ничем особенным не закончились – даже тысячам организованных болельщиков денег, достаточных для выкупа клуба (от $150 млн в случае с «Ньюкаслом», от $1,5 млрд в случае с «МЮ») не собрать. Однако благодаря вдохновляющему примеру «Реала» и «Барселоны», «сосьос» которых не то, чтобы управляют клубом, но хотя бы выбирают президентов, дебаты по этой теме не утихают. Превращение английского футбола в полноценный бизнес дало ему много всего хорошего, в частности – комфортные суперарены, идеальную телекартинку и уйму звезд. Но людей, которые ностальгируют по недорогим билетам, стоячим местам, отсутствию корпортативных лож и неофитов-иностранцев (а также времени, когда в одном предложении с названием их клуба не могли фигурировать понятия «бизнес-модель» и «ROI»), тоже можно понять.

Совсем недавно вопрос «кто должен владеть/управлять клубами?» встал в Германии. Местные законы не позволяют частным инвесторам не только владеть клубом целиком, но даже держать в своих руках контрольный пакет. Согласно правилу «50% + 1 голос», большую часть акций должен сохранять sport verein – спортивное общество, при котором в свое время появилась та или иная команда. Активно инвестировать деньги в клуб, которым не владеешь, мало кому интересно – потому немецкий футбол, за единичными исключениями (последнее – «Хоффенхайм»), развивается без сторонних инвестиций, исключительно на заработанное. Не покупая суперзвезд (ну разве что «Бавария»), с удовольствием продавая их при первой возможности, здорово экономя на зарплатах, составляющих лишь 45% клубных бюджетов (а в Англии, к примеру, 62%). Ну прямо мечта Мишеля Платини!

Клубы из крупнейшей и богатейшей страны Западной Европы, учитывая битком набитые стадионы и огромный рекламный рынок, могли бы, наверное, позволять себе и больше, но не рискуют – ведь в случае проблем залезть в карман к хозяину не выйдет, ввиду отсутствия хозяев. Все это предопределяет нынешний статус бундеслиги: это самый эффективный, с большим отрывом, футбольный чемпионат в Европе (немецкие клубы зарабатывают на 18% больше, чем тратят), но далеко не самый яркий и популярный.

Руководители «Ганновера-96», то ли имея виды на крупного инвестора, то ли еще по какой причине попытались этой осенью пролоббировать отмену правила «50% + 1». Обсуждение прокатилось почти по всем газетам и телепередачам, вылилось на трибуны (незадолго до голосования по этому вопросу там было много баннеров за сохранение ограничений) и в интернет. Все крупнные фанатские организации выступили в поддержку правила «50% + 1» и даже собрали более 100 000 подписей. В итоге на совете бундеслиги лишь представитель «Ганновера-96» проголосовал за отмену этого правила, 32 против, трое воздержались.

Сказав твердое «нет» власти частного капитала, немецкий футбол, с одной стороны, застраховал себя от рисков, которые бы пришли вместе с ним, с другой – отказался от определенных возможностей. Например, от возможности появления новых суперклубов или появления большого количества суперзвезд на деньги новых владельцев (а желающих владеть, уверен, было бы много). От прорыва на новые, зарубежные рынки, ведь без суперклубов и суперзвезд он невозможен. В обозримом будущем чемпионат Германии не сможет заметно нарастить свою популярность за границей и зарабатывать там столько, сколько зарабатывают Италия с Испанией (в два с лишним раза больше, чем бундеслига), и уж тем паче Англия (в десять раз больше).

Тут есть о чем спорить, но я не буду утверждать, что сделанный в Германии выбор верен или неверен. Просто порадуюсь за людей – что у них такой выбор есть