«Нам не нужны футболисты – дебилы»
Превосходные условия для учебно-тренировочного процесса, упор на развитие личностных качеств и нетривиальный подход к селекции. В блоге «Министерство образования» – впечатления, оставшиеся у студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» от визита в футбольную школу «Рубина», состоявшегося в рамках казанской стажировки.
Привет. Мы тут буквально на четыре дня выбирались в Казань, на стажировку. Кое о чем из увиденного хотелось бы рассказать. Вот, например, были мы в «Рубине», видели клубную футбольную школу. Это, кстати, показательный момент: у всех ведь сейчас сплошь Академии (именно так, с большой буквы), а у них по старинке–школа, скромно и со вкусом. 520 детей и подростков разных возрастов учатся в этой школе, тренируются и играют в ее командах. Большинство из Казани, но есть и не здешние: эти, их сейчас около ста человек, прямо здесь, при школе, и живут.
Условия для учебы, тренировок, игр идеальные: по отечественным меркам, так уж точно. Несколько полей, тренажерный зал, медкабинеты, компьютеризированные классы, жилые комнаты со всеми удобствами, здоровое спортивное питание, в случае необходимости – индивидуальное: допустим, не употребляет кто -то из воспитанников свинины, вера не позволяет, так никто его к грехопадению склонять не станет, подберут приемлемый рацион.
Впечатляют, впрочем, не только и даже не столько инфраструктурные и диетологические достижения. Впечатляет в первую очередь философия, подход «Рубина» к воспитанию молодежи. Суть которого, как это не покажется странным, сводится к тому, что не так важно, какие из молодежи вырастут игроки, как то, что это будут за люди.
Есть там, в рубиновской школе, такой Иван Альбертович Данильянц, замдиректора по спортивно – воспитательной работе. Так вот он эту доктрину формулирует исключительно внятно. Нам, говорит, не нужны футболисты -дебилы, которые миллионы получают и не знают что с этими миллионами делать. Футбол, говорит, это вершина пирамиды, а в основании ее–образование, дисциплина и духовное развитие. Заиграют-то они не все, но людьми мы их всех до одного воспитать обязаны: грамотными, самостоятельными, порядочными. Такими, чтоб в жизни не потерялись.
Мы, само собой, у Ивана Альбертовича поинтересовались, каким образом оно проистекает, духовное –то развитие, кто конкретно за него отвечает? Может, психологи, или еще кто? Иван Альбертович на это говорит: «Все отвечают. И тренеры, и психологи, и учителя. У нас такого не бывает, что физик только о физике думает, а математик – только о математике. Они все, каждый на своем уроке, должны исподволь в ребенке развивать то хорошее, что в нем заложено: доброту, открытость, справедливость, готовность друг другу помогать. А не будет этого, так получится, как у Райкина: «Один зуб колет, другой пилит, третий вырывает, четвертый мерку снимает, пятый коронки штампует, шестой одевает, а за дикцию никто не отвечает…»
Потом поговорили мы еще о том, как дети в школу «Рубина» попадают, каким образом происходит отбор. Оказалось, они там у себя очень пристально отслеживают вероятные таланты с самого нежного возраста, причем отслеживают непосредственно в тех самых местах, где таланты зреют и наливаются. 268 детских садов Казани включены в специальную рубиновскую программу. Четырнадцать тренеров, работающих в структуре клуба, круглый год проводят в детских садах специальные футбольные занятия– сегодня в одних, завтра – в других, третьих, и так далее…
А еще практикуется в Казани такой способ детско –юношеской селекции, как футбольные фестивали. То есть представьте себе: каждую неделю по выходным дням объявляется такой фестиваль. Проходит все в манеже, в исключительно неофициальной обстановке. Поле поделено на сектора, в каждом секторе – какой –то конкурс: здесь – на точность удара, там – на обводку, скорость, координацию, еще что–то…
Дети просто играют, дети даже не догадываются, что их куда-то там отбирают. Они расслаблены, не зажаты, они не чувствуют, что кому –то что –то должны, не напуганы до смерти суровым отцовским напутствием и выражением маминых глаз. Понятно, что в таком, не удрученном состоянии духа, тем, у кого серьезные футбольные задатки действительно наличествуют, продемонстрировать их во всей красе гораздо легче. Продемонстрировать и – совершенно для себя неожиданно – удостоится приглашения в школу «Рубина». ….
Слушайте, вам вот это все ничего не напоминает? Если нет, то мой вам совет: прочтите на этом же сайте заметку под названием «Школа барселонского резерва». Текст этот написан по итогам нашего визита в легендарную La Masia, кантеру «Барселоны», давшую миру Месси, Иньесту, Пуйоля и много кого еще. Вы поразитесь, насколько принципы, по которым растили их, похожи на те, которых придерживается сейчас «Рубин».
Так может и результаты у «Рубина» со временем подрастут до барселонских? Если это произойдет, я, конечно, удивлюсь. Но не так, чтобы очень сильно.
Николай КИСЕЛЕВ
P.S. Это первый текст, написанный по итогам стажировки «Спортивная инфрастуктура и маркетинговые стратегии Универсиады 2013 в Казани», организованной компанией RMA для слушателей и студентов программ «Менеджмент в игровых видах спорта» и «Менеджмент в спортивной индустрии». За ним последуют другие. Следите за обновлениями на нашем сайте.
очень правильная мысль. Главное, чтоб без перегибов, когда из хорошей идеи получается УГ(как это у нас обычно бывает).
У меня, глядя на эти великолепные условия для занятий футболом в таких академиях возникает двоякое чувство. Первое это то, что я рад за мальчишек, занимающихся футболом в таких хороших условиях. Второе это моё негативное отношение к тому что дети оторваны от своей семьи. Никакие педагоги и тренеры не заменят в полной мере влияния родителей и домашней жизни на формирование личностных качеств детей. И что бы там не говорили, но футбольная школа такого типа это по сути своей детский интернат и естественно воспитание там интернатское. Опять же, в советское время в интернат детей отдавали только в крайних случаях, понимая, что там дети будут, пусть и не в полной мере, но изолированы от общества.
Теперь о самом главном. Для того чтобы вырастить хорошего футболиста в первую очередь нужны соответствующие высокоэффективные методики тренировок и талантливый детский тренер, а условия в которых будут заниматься дети не являются определяющим фактором, а всего лишь сопутствующим. В наше советское время была даже соответствующая поговорка: «Этот тренер и на асфальте хорошего футболиста вырастит», а порой так и было на самом деле. Где только не приходилось тренировать, и на полях с резиновым покрытием, и на гаревых полях и на опилочных, реже на полях с газонным полувытоптаным покрытием. Зимой же занятия проводились в обычных небольших спортзалах. Факт. В спортзале футбольной школы размером 10х25 метров было подготовлено три!! всем известных бывших игрока сборной России и несколько игроков высшей лиги.
Ни в коем случае не призываю вернуться к советским условиям тренировок. Это был бы шаг назад. Но уповать на то, что великолепные условия тренировок позволят подготовить высококлассных футболистов не стоит. Уже несколько хороших академий футбола создано в различных регионах России, которые успели сделать несколько выпусков молодых футболистов. Но спортивный уровень этих выпускников не позволяет им составить конкуренцию опытными игроками. Для подготовки молодых игроков высокого спортивного уровня непременно нужны новые высокоэффективные тренировочные технологии. Именно то чему и как учишь, является главным в системе подготовки юных футболистов. Более подробно об этом можно прочитать в моём блоге sportkuryachij.blogspot.com » новые тренировочные технологии в спорте».
P. S. Был бы в нужном возрасте, изъявил бы стойкое желание учиться именно в этой школе.