«В RMA я всегда чувствовал искреннее стремление руководства вложить в нас как можно больше»
Интервью менеджера ПФК ЦСКА по работе с болельщиками, выпускника факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Егора Крутелева.
В июне текущего года Российский футбольный союз (РФС) подвел итоги третьего сезона конкурса «Россия – футбольная страна!». В номинации «Лучший профессиональный клуб в области развития массового футбола» победил ПФК ЦСКА с проектами «Урок ЦСКА» и «Школьная футбольная лига», которые были придуманы и реализованы менеджером клуба по работе с болельщиками Егором Крутелевым вместе с его коллегами. Об этой работе он подробно рассказал в интервью сайту РФС.
Так случилось, что победа в конкурсе для Егора практически совпала по времени с защитой дипломной работы на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» — ее темой стал еще один, на этот раз студенческий проект, запущенный армейским клубом.
Вскоре после этого события мы побеседовали с нашим выпускником о его впечатлениях от обучения в Бизнес-школе и основных целях и задачах новой программы ЦСКА.
Егор, насколько я понимаю, в RMA вы пришли учиться будучи уже довольно опытным спортивным менеджером?
Очень громкие слова. Опытный спортивный менеджер – это Роман Юрьевич Бабаев.
Хотя, конечно, по сравнению со многими другими ребятами, которые учились вместе со мной, некоторый опыт работы в спорте, в футболе у меня действительно имелся.
В Бизнес-школу я поступил в мае прошлого года, а мой стаж в ПФК ЦСКА, если учитывать в том числе и работу вне штата, к тому времени перевалил за десять лет.
Как вы оказались в клубе?
Я с детства болел за ЦСКА, жил по соседству с «Октябрем», всегда мечтал работать на благо любимой команды.
Летом 2011 года, на том же стадионе увидел Романа Бабаева, подошел к нему, сказал, что всегда хотел быть полезен клубу, предложил попробовать меня в том или ином качестве.
Ну, вот меня и попробовали. Сначала передали в распоряжение Сергея Павловича Аксенова – как внештатного сотрудника пресс-службы, а несколько лет спустя официально приняли в штат.
На самом первом этапе я занимался соцсетями, вел группу молодежной команды в VK – тогда она только-только запускалась, и это еще не считалось столь важным, столь ответственным направлением как сейчас, воспринималось как некое дополнительное развлечение – в первую очередь для школоты.
Но когда за полгода аудитория у нас достигла аж 12 тысяч человек, тут, конечно, потенциал этого медиа-сегмента открылся даже тем, кто раньше на его возможности поглядывал скептически...
Да, так вот в чем мой вопрос: имея за плечами такой опыт работы в футболе, уже запустив проект «Урок ЦСКА», уже готовя к скорому старту Школьную футбольную Лигу, чему вы рассчитывали научится в RMA?
То есть, вы хотите спросить, не ощущал ли я себя таким мудрым и многоопытным, что мне вроде как и учиться уже нечему?
Нет, слава Богу – нет. Такие мысли меня никогда не посещали, и, надеюсь, не посетят.
Во-первых, потому, что учиться всегда есть чему. Всегда есть, что совершенствовать – и в себе самом, и в своих проектах.
RMA в этом смысле предоставляет отличные возможности – возможности тесного профессионального общения с людьми, многого добившимся в своей профессии, возможности обретения новых связей, знакомств, возможности проверки каких-то собственных догадок и гипотез посредством консультаций с авторитетными экспертами из числа преподавателей.
Для меня, например, были очень полезны лекции Сергея Нечувилина: он много говорил о том, что воспитание футбольного болельщика начинается с детства, что клубы должны идти в школы, должны представлять детям своих игроков, как героев, на которых следует равняться и которым хочется подражать, как некую ролевую модель.
Все это было созвучно мыслям и идеям, вкладываемым ПФК ЦСКА в проект Школьной лиги, который, как вы правильно заметили, готовился к запуску именно в это время, и придавало мне уверенности в том, что мы идем правильным путем.
Еще один момент, определивший выбор места моей будущей учебы, состоял в том, что, работая в ЦСКА, я практически ежедневно контактировал с людьми, которые в свое время закончили RMA.
Я говорю в первую очередь о замгендиректора клуба Владимре Юрине, о Маше Бородиной, руководящей пресс-центром «ВЭБ Арены» – их отзывы о Бизнес-школе всегда были исключительно комплиментарны, так что об RMA я знал задолго до собственно поступления и в своем выборе не сомневался.
Прошел год. Ваша учеба закончилась. Что она вам дала? Чем запомнился этот период?
Она очень многое мне дала. В том числе – новых хороших товарищей.
Мы больше не учимся вместе, не видимся по три раза в неделю, но связи не теряем.
У нашей группы есть чат, где мы довольно оживленно общаемся, обмениваемся новостями, в том числе профессионального характера, например, информируем тех, кто в этом заинтересован, о возникающих вакансиях.
Скажу даже больше, хотя пока и не вдаваясь в подробности: с некоторыми из ребят, с которыми мы учились, с тремя-четырьмя, наверное, я в будущем всерьез рассчитываю поработать над конкретными новыми проектами.
Что касается того, чем мне больше всего запомнился этот год, скажу так: наверное, он запомнился прежде всего тем отношением, которое руководство факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» проявляло к нам, своим студентам.
Оно всегда было не формальным, от сих до сих, а очень, я бы сказал, личным. Во всяком случае, я всегда знал, всегда чувствовал, что перед нами не просто исполняются некие обязательства, взятые по контракту - в нас искренне верят, искренне хотят вложить в нас как можно больше, нам желают яркого будущего, по-настоящему успешной профессиональной карьеры.
Увы, типичным для наших учебных заведений такой подход не назовешь, и за то, что в RMA работа построена именно так, я хочу сказать огромное спасибо всем, кто нас, что называется, вел, в первую очередь – Кириллу Эдуардовичу.
Поговорим немного о вашей дипломной работе. Она посвящена разработке коммерческой программы «Студенты – за ЦСКА». Я правильно понимаю, что это продолжение движения в направлении, заданном проектами «Урок ЦСКА» и «Школьная футбольная лига»?
В общем, да. В тех проектах мы работаем с детьми, со школьниками. В новом, свежезапущенном – со студентами.
Но глобальная цель в обоих случаях – одна. Увеличение аудитории болельщиков и симпатизеров клуба, ее максимальное расширение за счет молодых, активных людей, чьи поведенческие паттерны и личные пристрастия, в том числе и спортивные, еще только формируются.
Задачи, которые мы хотели бы выполнить в ходе реализации студенческой программы достаточно многообразны – от улучшения ситуации с посещаемостью студенческого сектора до нетворкинга, то есть вовлечения студентов в работу над конкретными клубными проектами, использование предлагаемых ими идей, полученных в ходе обучения знаний, навыков и профильных компетенций.
Планируем, в частности, создание презентационного лендинга, заключение соглашений о партнерстве между ЦСКА и конкретными вузами, предоставление их студентам скидок на приобретение билетов, привлечение ребят к работе на домашних матчах в качестве промо-персонала, проведение воркшопов, лекций, семинаров, экскурсий и прочих мероприятий на «ВЭБ Арене», организацию всевозможных челленджей, встреч с игроками, паблик-токов с топ-менеджерами ЦСКА, стажировок в клубном офисе, и многое другое.
Естественно, вся эта деятельность активно освещается в social media, как клубных, так и вузовских.
Какие высшие учебные заведения участвуют в программе на данный момент?
Могу назвать МГИМО, РАНХиГС, РЭУ имени Плеханова, МИРЭА, ФизТех, МАИ. Естественно, этот список планируется расширять.
Вы упомянули о намерении ЦСКА использовать знания, навыки и идеи студентов. Конкретный пример можете привести?
Ну, вот прямо сейчас один парень, который параллельно учится в магистратуре МГИМО и МГУ и является действительно очень сильным аналитиком, формулирует для нас предложения по улучшению работы стадионных сервисов и клиентского пути.
Есть и другие мысли относительно того, как могут быть использованы знания учащихся тех или иных вузов – например, какие-то разработки студентов ФизТеха в области специальной аппаратуры, возможно, могли бы пригодится тренерскому или медицинскому штабу главной команды и команд Академии.
И последнее: что бы вы пожелали нынешним студентам RMA, тем, кому еще только предстоит здесь учится: а затем пытаться построить карьеру в спортивном менеджменте?
Я бы пожелал им удачи и уверенности в себе, в своих силах. Учитесь и не стесняйтесь предлагать себя и свои идеи тем, кто может помочь вам их реализовать.
Не бойтесь того, что что-то у вас может не получится: не боги горшки обжигают.
Не получится сейчас – получится в следующий раз. Надо только не оставлять попыток.