7 мин.

Маленькие клубы, вечный Уэлш, истории о старом-добром футболе и несколько слов о мышлении: первая книжная подборка от нас

От редакции: привет, вы в блоге «ФКК Голдриды». Участники этого небольшого сообщества читают очень много книг (не только о спорте) и обсуждают их в разных форматах. Подписывайтесь на их блог, рекомендуйте свои книги в комментариях, приобщайтесь к прекрасному.

Привет, на связи «ФКК Голдриды». В нашем первом долгожданном посте подборка от участников нашего небольшого сообщества Дениса Пескова, Вадима Лукомского, Дениса Пузырева и Сергея Бондаренко. Пока мы решили ограничиться форматом «один автор -- одна книга».

Подписывайтесь, давайте обсуждать книги!

Денис Песков

​Тему небольших футбольных клубов гармонично развивает «В тени гигантов: Сердечное путешествие к самым известным маленьким клубам европейского футбола» (и их фанатам). Рассказывается, конечно, про берлинский Union, гамбургский «Санкт-Паули». Но также автор навещает клубы и болельщиков из крупных городов, где как правило есть 1 громадная (а то и 2-3 очень крупных) команда. Что это за команды/города и в чьей они тени?

«Райо Вайекано»/ «Реал» и «Атлетико»/ Мадрид

Эспаньол/ «Барселона»/ Барселона

«Мюнхен 1860»/ «Бавария»/ Мюнхен

Санкт-Паули/ «Гамбург»/ Гамбург

«Queen’s Park FC»/ «Селтик» и «Рейнджерс»/ Глазго

«Миллуолл», «Лейтон Ориент» и «Фулхэм»/ «Арсенал», «Челси» и «Тоттенхэм»/ Лондон

«Белененсеш»/ «Бенфика» и «Спортинг»/ Лиссабон

«Спарта»/ «Фейеноорд»/ Роттердам

«Торино»/ «Ювентус»/ Турин

«Ред Стар»/ «ПСЖ»/ Париж

«Унион»/ «Герта» /Берлин

Я прочитал только главу про «Унион», и она была вполне недурна для жанра. Я сам в 2017 задумывался написать книжку «Лига чемпионов – это летом» об участии великих клубов маленьких стран в этом главном соревновании континента. Даже сделал пилотную главу, выбрав мальтийский «Хайбернианс» и посетив 2 их матча – дома против эстонцев и на выезде против Ред Булл Зальцбург. Вот первая и вторая части моего «подхода к снаряду». Посмотрите, насколько хорошо у меня получилось.

Сергей Бондаренко

Я бы хотел как-нибудь попробовать вернуться к текстовым описаниям футбольных матчей. Может быть, потому, что когда-то недоработал ведущим текстовых онлайнов (я комментировал текстом, с небольшими перерывами, больше 10 лет). А может потому, что понемногу дочитываю сборники с рассказами Брайана Глэнвилла.

Вот этот конкретный переиздали в редакции журнала When Saturday Comes — разрекламировав его как сборник «старых-добрых» историй о пьющих с тренерами игроках, растраченных и недореализованных талантах «не хуже Бобби Чарльтона» и скрученных в трубочку программках на матч.

В общем, все так. У Глэнвилла есть какие-то, пока до конца непонятные мне, ритмические способы передавать ход современной ему футбольной игры. Я их понемногу выписываю и медитирую на предложения вроде: «..he was too keen to do well, forever chasing, arriving fractionally too late, a devoted follower of lost causes». 

Это обаяние по схеме 4-4-2 — но с важным нюансом, о котором вспоминают только время от времени (как правило ссылаясь на Гвардиолу): без интерпретации и осмысления любая тактическая/ритмическая схема –– не больше, чем номер из телефонной книги. Тоже, кстати, фактура прямо из рассказа Глэнвилла. И он гораздо больше, чем это.

Денис Пузырев

Футбол всегда был для меня чем-то гораздо большим, чем просто увлекательная игра с мячом. На самом деле я обожаю смотреть футбол, и большие турниры – Евро или ЧМ, когда за день можно посмотреть три-четыре трансляции с участием лучших игроков современности – настоящий праздник, который предвкушаешь заранее. Но при всем при этом футбол для меня – это не тактические схемы, голы, пасы и индивидуальные качества игроков. Футбол для меня – невероятный социально-культурный феномен, где игра служит только базисом, основой, на которую наслаивается огромное количество вещей и событий, напрямую с футболом несвязанных. 

За несколько последних десятилетий вырос целый литературный жанр, в центре которого описание жизни футбольных фанатов и околофутбольного насилия. Не скажу, что я большой поклонник таких книг: помимо не всегда (мягко выражаясь) выдающихся литературных достоинств таких произведений, действия и мотивации их персонажей переданы слишком плоско – вся их жизнь описана как что-то туго привязанное к футбольному календарю: выезд в другой город, дорожные приключения, замес с оппонентами из вражеской группировки. И так по бесконечной спирали. 

На мой взгляд лучшим автором, который запечатлел футбол, как важнейший элемент социальной жизни современной ему эпохи является шотландец Ирвин Уэлш. Если вы знакомы с его творчеством только благодаря экранизации его культового романа Trainspotting (в российском прокате «На игле»), то, возможно, вы упустили эту важную футбольную составляющую. В фильме футбольная тема представлена довольно фрагментарно, однако в книгах Уэлша футбол играет гораздо более важную роль для его персонажей. 

Герои Уэлша (за редким исключением) не являются членами организованных фанатских группировок, но для них футбол – неотъемлемая часть их жизни и самоидентификации, как представителей британского рабочего класса. Футбольные сцены в романах Уэлша не сводятся просто к демонстрации ультра-насилия и не являются просто одним из вариантов сюжетных поворотов действия. Футбол для персонажей этих книг – один из немногих способов вырваться из безрадостной окружающей действительности социальных аутсайдеров капиталистического общества. Такой же, как и наркотики. Но при они рассматривают футбол, как антитезу героину. 

«Удивительно, — решил он, — такие вещи, как секс и Hibs [персонажи Уэлша – поклонники эдинбургского «Хиберниана», как и сам автор – прим Спортс], которые для него ничего не значили, когда он был под наркотой, вдруг стали чрезвычайно важными. Он предположил, что его проблемы с наркотиками могут быть связаны с плохими выступлениями «Хибс» в восьмидесятые», – так Уэлш описывает образ мышления своего главного героя Марка Рентона в Trainspotting.

В последней книжке своего эдинбургского цикла Dead Men’s Trousers (в русском переводе – «Джинсы мертвых торчков») навсегда разбежавшиеся в предыдущих романах герои вновь объединяются из-за финала шотландского кубка 2016 года, в котором «Хиберниан» обыграл «Глазго Рейнджерс». И это тоже не просто сюжетный поворот, а важная метафора – несмотря на годы отчуждения, обид и предательств футбол для этих людей остается единственным элементом, который, подобно суперклею, восстанавливает их связь как единого целого. 

Сам Уэлш сегодня нещадно критикует современную культуру, включая и современный футбол, с культом звезд-миллионеров из соцсетей, утративших связь с той средой, где зародилась игра. Но он продолжает верить, что на каком-то этапе развития, возможен возврат к корням.  «Я очень оптимистично смотрю на вещи в целом, — говорил Уэлш в интервью Guardian в 2022-м. – Я думаю, мы все равно на пути к анархистскому раю, где мы бегаем по полям, играем в футбол, пишем стихи, занимаемся любовью и рисуем картины. Я верю, что все изменится в Эру Водолея.  То что мы имеем сейчас – это просто куча дерьма, через которое нам нужно сначала пройти».

Вадим Лукомский

Книга Даниэля Канемана «Думай медленно, решай быстро». Она про наши ошибки мышления и когнитивные искажения. Они встречают во всех сферах нашей жизни, включая футбол. Понимание природы этих ошибок помогает лучше их избегать – если не всегда, то хотя бы в важных ситуациях путем перепроверки.

Канеман – крутейший. Психолог, взявший нобелевскую премию в экономике. Нравится не только, что он вскрывает и объясняет ошибки мышления, из-за которых мы все периодически бываем идиотами, но и его тон. Однажды его попросили описать себя пятью словами. Ответ: «Бесконечно завороженный работой человеческого мозга». У него нет высокомерия, хотя прямая специальность – систематизация человеческой глупости, непоследовательности и порой нелепости. Для него это любимый предмет исследования, а не способ подловить или унизить.

Кажется, за счет этого в книге идеально подобрана интонация для первого знакомства с этими явлениями.