7 мин.

«Давайте попробуем! Мы же ничем не рискуем». Как Объединенный чемпионат продолжает наступать

Оргкомитет Объединенного чемпионата России и Украины провел свою самую насыщенную неделю в 2013 году. В понедельник Валерий Газзаев и его коллеги встречались с руководителями ведущих украинских медиа, перед самыми выходными – устроили то же самое в Москве.

Для чего нужны такие встречи, даже далекий от политтехнологий человек мог понять, наткнувшись на реплику Артема Франкова, самого дерзкого журналиста Украины, главного редактора популярного еженедельника «Футбол». Если в конце прошлого года Франков был категорически против этой идеи, то теперь несколько оттаял:

– Аргументы вроде «мы не хотим иметь ничего общего с москалями» — а есть и такие — я не рассматриваю. Для меня люди, которые так говорят, — клинические идиоты, в общем-то. И со зрительской, и с финансовой точки зрения идея совместного чемпионата, безусловно, привлекательна. В конце концов, я проповедую такую точку зрения: если «москали» такие идиоты, что готовы отдать полмиллиарда евро в год на развитие украинского футбола, нужно быть такими же идиотами, чтобы эти деньги не взять.

На встрече с российскими журналистами Валерий Газзаев похвалил позицию Франкова («Очень хорошее интервью. Абсолютно по делу все плюсы и минусы представил»), но это было уже в разгар встречи и между делом. На старте общения Газзаев представил команду, которая помогает ему продвигать Объединенный чемпионат. Из тех, кого вы можете знать, в эту команду входит Андрей Симонов (экс-исполнительный директор московского «Динамо»), Сергей Завес (давний пиар-работник «Газпрома», одним из последних проектов которого был так и не построенный небоскреб «Охта-центр») и Андрей Малосолов (известный фанат ЦСКА, бывший пресс-атташе РФС, один из основателей ВОБ и пламенный блоггер нашей «Трибуны», своим постом о выходе на работу в Оргкомитет ОЧ собравший 169 минусов от пользователей Sports.ru).

Официальная презентация, которую сразу после знакомства вывели на проектор, пошла в атаку с первых слайдов. Выяснилось, что премьер-лигу ОЧ будут попадать по 9 команд от Украины и 9 – от России. Последняя команда из 9 российских, какое бы место она ни заняла в общей таблице, вылетает; то же самое происходит с последней из украинских команд; предпоследние – застревают в переходных матчах. Количество еврокубковых мест зашкаливает: по 6 от каждой страны, при этом в Лигу чемпионов отбираются также отдельно. То есть если условный «Зенит» займет четвертое место в Объединенном чемпионате, тогда как его призовую тройку составят «Говерла», «Ильичевец» и «Таврия», в Лигу чемпионов условный «Зенит» все равно попадет.

– Это правильный принцип, как мне кажется, – комментировал Газзаев. – Но это наше предложение. Решать будет УЕФА. Но у УЕФА есть пример – объединенный чемпионат Бельгии и Голландии по женскому футболу. Там путевку в Лигу чемпионов получают лучшая команда от каждой из стран.

Почему эта схема правильной кажется далеко не всем, лучше всех пару дней назад объяснил владелец «Краснодара» Сергей Галицкий: «Сильные клубы, которые занимают в нашем чемпионате с 6-е по 9-е места будут всегда бороться за выживание, а более слабые украинские спокойно себе играть в лиге. Абсолютно неправильный подход».

– Предположим, что УЕФА не допустит вариант с 12 путевками в еврокубки. Есть ли у вас альтернативный вариант? – спросили Газзаева.

«Альтернатива – сложить коэффициент Украины и России. Тогда у нас получится 4 команды в Лиге чемпионов и 4 – в Лиге Европы.

Наш принцип – паритет во всем. К тому же с чего-то надо начинать – сегодня мы выходим с таким предложением. Просто если через несколько сезонов в ОЧ останется, скажем, 5 российских клубов и 13 украинских или наоборот 13 российских или 5 украинских – у публики будет уже не тот интерес.[...]Мы часто слышим, что после запуска Объединенного чемпионата уровень футбола упадет. Но наоборот качество футбола повысится. Если – я для примера скажу – «Санкт-Галлен» обыгрывает «Кубань и «Спартак», это говорит о том, что есть проблемы. Если клуб, который находится на не совсем понятно каком уровне, обыгрывает, команды, которые заявляют о себе, значит проблемы есть.[…]Если мы хотим не выживать, а ставить цели, то должны что-то менять.[…]Бизнес готов вкладываться в этот проект. «Газпром» вкладывает деньги только в успешные проекты, мы убедились в этом. Сначала заключил контракт с Лигой чемпионов, на очереди – Объединенный чемпионат.[…]Никакой политики тут нет. Это исключительно коммерческий и спортивный проект».

Последняя фраза заставила вздрогнуть. За четверть часа до нее, помогая журналистам вникнуть в презентацию, Валерий Газзаев приводил в пример Континентальную хоккейную лигу – турнир довольно зрелищный, но придуманный (это вполне официальная информация) главным (и, возможно, единственным) политиком страны.

– Валерий Георгиевич, правильно ли я понимаю, что вы считаете КХЛ неполитическим проектом? – попробовал влезть в разговор я.

– Конечно. Это неполитическая лига. Это лига спортивная, а потом – коммерческая.

– Вы с одной стороны приводите КХЛ в пример, с другой говорите, что участники Объединенного чемпионата станут жить гораздо правильнее с точки зрения финансов. Известно ли вам, что ни один клуб КХЛ не приносит прибыль?

– КХЛ в начале своего пути. Какой год сейчас КХЛ? Шестой? Ничего же сразу не бывает. Я предлагаю: давайте попробуем! Мы же ничем не рискуем.

«Ничем, кроме миллиарда», – хихикнул на весь зал кто-то из журналистов по правую руку от Газзаева.

36% за

Газзаева спросили о встрече с украинскими жуналистами. Босс Оргкомитета рассказал, что она прошла позитивно, и вспомнил об опросе, который был проведен в Украине:

– 36 процентов тех, кто интересуется футболом, за объединение. 46 процентов – против. Остальные – не определились.

– Сколько человек приняло участие в голосовании?

– Стандартная выборка – 2100 опрошенных, – ответил один из помощников Газзаева.

Хотя российские журналисты скорее оппонировали Газзаеву (за проведение чемпионата выступил только коллега Александр Шмурнов), про эту встречу наверняка будут рассказывать примерно то же, что и про киевскую – прошла позитивно.

Единственная заминка вышла, когда в процессе одного из своих монологов Валерий Газзаев решил спросить у зала:

– Вам нравится этот проект?

Секунд пять зал был окутан гробовой тишиной. Заговорили, только когда уже начали беспокоиться о судьбе полицейских из районного ОВД.

– Ну, есть разные мнения… – протянул кто-то из коллег.

300 миллионов

– Бюджет лиги остался прежним? – снова полез в разговор я.

– Да, 1 миллиард.

– Долларов или евро?

– Евро. Как мы уже объявляли, 800 млн уйдет на команды премьер-лиги, 100 млн – первого дивизиона, по 50 млн – федерациям. 10 процентов от заработанных денег клубы будут выделять на нужды детско-юношеского футбола.

– Сколько из этого миллиарда будет выделять «Газпром»?

– Около 30 процентов. Остальные деньги – это прочие спонсоры, медиаправа, реализация билетов, заработок во время матчей.

– Оргкомитет Объединенного чемпионата работает уже семь месяцев, люди за эту работу получают деньги. На следующей неделе вы открываете свой офис в Украине. Кто спонсирует всю эту деятельность? «Газпром»?

– Нет. Учредителями Оргкомитета являются Российская футбольная премьер-лига и фонд социальных инициатив «Газпром».

– Вы сказали, что вклад «Газпрома» – 30 процентов, то есть не меньше 300 млн евро. Давайте представим, что позиция «Газпрома» поменяется и через два года он не захочет участвовать в этом проекте. У вас есть альтернатива, где взять эти 300 млн евро?

– Есть много альтернативных вариантов. Много спонсоров готовы вкладываться в этот проект. Да, мы ни от чего не застрахованы. Как и никто не застрахован. Вы знаете, что будем завтра с вами?

– К счастью, нет.

– Вот и мы не знаем. Поэтому мы не думаем об этом. Мы думаем, как создать сильный чемпионат, который повысит уровень нашего футбола.

– Тогда последний вопрос: можете ли вы назвать кого-нибудь из спонсоров, готовых прийти вместо «Газпрома»?

«Друзья! – на вопрос бросился пресс-атташе проекта Андрей Малосолов. – Я предлагаю плавно перебираться наверх и продолжать общение там. Там уже стынет еда».

Бывает

Главная конфуз встречи случился уже после ее окончания. Валерий Газзаев и его помощники несколько раз объявили журналистам, что в понедельник встречаются с главным оппонентом Объединенного чемпионата – президентом РФС Николаем Толстых. Через несколько часов Толстых заявил, что о такой встрече слышит впервые, то есть заявление Оргкомитета – неправда.

Бывает. Главное, что это единственная неправда, которую мы услышали в пятницу днем.