Как Англия победила футбольных хулиганов
Сложно сказать, какая страна является колыбелью футбольного хулиганства – бороться за это звание совсем не так почетно, как за право называться родиной футбола, однако насилие на стадионах и вокруг них всегда ассоциировалось, в первую очередь, с Туманным Альбионом.
Поэтому неудивительно, что именно Англия всегда была в авангарде борьбы с хулиганами, и благодаря полиции, специальному законодательству, передовым технологиям и работе со зрителями успешно справилась со значительной частью проблемы.
Роль полиции
Одной из самых первых мер в противостоянии с хулиганами, введенной еще в середине 60-х годов по настоянию Футбольной Ассоциации, было использование полицейских в штатском, которые во время матчей затесывались в толпу фанатов и пытались предотвратить вспышки насилия на месте.
Также под патронажем ФА с начала 80-х, когда организованные фанатские фирмы переживали рассвет, полиция проводила операции по внедрению своих сотрудников в хулиганские группировки. Подобные акции могли длиться месяцами, в течение которых полицейские под прикрытием собирали на участников банды материал, который затем использовался в суде. В марте 1986-го подобная операция была завершена серией полицейских рейдов в домах членов фирмы – во время обыска удалось найти дополнительные доказательства, указывающие на подготовку беспорядков. Этот опыт не раз применялся в дальнейшем, хотя метод внедрения полицейских в хулиганскую группировку зачастую критиковали из-за неполноценности собранных доказательств. Кроме того, полицейские офицеры были вынуждены сами становиться частью футбольного насилия, а некоторые так и вовсе вживались в роль (в 1995 году на эту тему в Англии был снят художественный фильм «Удостоверение» (I.D.)).
В 70-е и 80-е роль полиции на футболе была первостепенной. От железнодорожных станций и автостоянок до стадионов приезжающих на матч болельщиков провожали конные полицейские, офицеры с собаками. Нормальной практикой был обыск автобусов, на которых прибывали фаны. В 90-е тактика работы с болельщиками на выезде стала менее агрессивной. Свою роль в этом сыграли сидячие места, которыми начали оборудовать стадионы после трагедии на «Хиллсборо», рост цен на билеты, постоянные телевизионные трансляции матчей, и – как следствие – сокращение численности фанатских армий, едущих на выезд.
В 1989 году в службе криминальных расследований ВМС был создан специальный футбольный отдел. Он стал заниматься разведкой: за каждым клубом закреплялись полицейские, в чьи обязанности входило мониторить фанатов на домашних матчах, выявлять среди них хулиганов, собирать досье на траблмейкеров, следить за их передвижениями и передавать информацию полиции города, куда они планировали выезжать, в том числе и за границу. Практика сотрудничества клубов с футбольной разведкой работает до сих пор.
В 90-е доля полицейских на стадионах стала уменьшаться за счет увеличения количества специально обученных стюардов. В наши дни игру премьер-лиги обслуживает в среднем от 25 до 100 полицейских. Каждому матчу заранее присуждается категория сложности с точки зрения возможных беспорядков. Встречи повышенного риска, в первую очередь, дерби требуют большего количества представителей власти. Однако если риск возникновения проблемы минимален, nо игра проводится без участия полицейских. Все чаще ответственность за порядок на аренах несут стюарды и частные службы охраны, созданные клубами.
Технологии
Принципиальную роль в борьбе с хулиганами сыграли системы видеонаблюдения на стадионах, которые начали внедрять в 80-е. Ныне камеры слежения используется в Англии повсеместно, позволяя контролировать почти каждого болельщика как на трибуне. Данные с камер стекаются на монитор безопасности – в специально оборудованной на стадионе комнате полицейские следят ситуацией, что позволяет быстро реагировать на потенциальную опасность.
В дополнение к этому полицейские при подходе к стадиону снимали болельщиков на ручные камеры, что отпугивало хулиганов и помогало эффективнее организовать контроль за толпой. Также записывается на пленку информация на входе и выходе со стадиона, у турникетов, где проверяют билеты, полученные данные позволяют вычислить людей, которые начали беспорядки или вели себя подозрительно. В борьбе с организованным хулиганством полиция может отслеживать телефонные переговоры, СМС-сообщения, переписку в интернет-форумах и социальных сетях.
Законодательство
Начиная с 80-х годов в Англии был принят ряд специальных законодательных актов, позволяющих преследовать хулиганов как в административном, так и в уголовном порядке. Закон от 1986 года (Public Disorder Act) ввел в качестве меры наказания запрет на посещение стадиона (вплоть до пожизненного). Через три года виновным в беспорядках возбранялось посещение любых матчей на территории Англии и Уэльса, а также за границей. В 1991 году к списку преступлений на стадионе было добавлено: бросание любых предметов в направлении поля или в зрителей, расистские или просто оскорбительные выкрики, проникновение на поле или в подтрибунные помещения без специального разрешения (Football Offences Act).
В 1998-м на матчах повышенного риска было запрещено продавать алкоголь – как на самом стадионе, так и на прилежащих территориях. Власти ужесточили ответственность за спекуляцию билетами, незаконной стала считаться даже обычная перепродажа одного-единственного билета. Для хулиганов запрет на посещение стадиона стал обязательной и непреложной мерой. Во время игры дисквалифицированный болельщик должен отмечаться в полицейском участке, а перед международными выездами у имевших приводы хулиганов отнимают паспорт. Полицию наделили большими правами при ограничении свободы перемещения фанов, подозрительных болельщиков можно арестовать прямо во время игры.
Трансформация аудитории
Еще в 1989 году группа английских психологов пришла к заключению, что снижению уровня агрессии и насилия на стадионах больше помогут не драконовские контрмеры, а забота о безопасности фанов и просто человеческое к ним отношение. Это, вероятно, важный момент, на который стоит обратить внимание нашему правительству и футбольным функционерам, которые ныне, кажется, больше сосредоточены на репрессивных мероприятиях в отношении болельщиков.
На протяжении последних двадцати лет английские клубы постоянно побуждали вкладывать в инфраструктуру своих стадионов (в частности, взамен правительство снижало им налоговую нагрузку). Футбольные арены были полностью оборудованы сидячими местами, ушли в темное прошлое кошмарные решетки, к организации порядка внутри стадиона все меньше привлекали полицейских и все больше стюардов.
Решив вопросы безопасности, клубы постарались сделать стадионы комфортнее – нормальная еда и напитки, цивилизованные туалеты. Обстановка арен поменялась, и на традиционно мужскую территорию потянулись женщины, стало не так страшно привести на игру ребенка. Клубы приветствовали увеличение базы владельцев сезонных абонементов, а также походы на футбол всей семьей.
Безопасность, комфорт и зрелищность – три главных фактора, которые способствовали привлечению на английские стадионы новой аудитории. Поход на футбол трансформировался из опасного предприятия для маргиналов, которые ищут острых ощущений, в увлекательный и респектабельный, где-то даже модный способ времяпрепровождения. И поэтому отнюдь не дешевый. При строительстве новых арен или модернизации старых клубы увеличивали вместимость корпоративных лож – самых дорогих и удобных. Вырос и поток футбольных туристов из-за рубежа, платящих не только за билет, но и за очередной комплект формы и клубные сувениры. Службы маркетинга английских клубов активно перенимали американский опыт – громкая музыка, чирлидеры, пластиковые флажки, аниматоры в костюмах животных, лицензионные товары.
Потребительская концепция развития стадионов во многом способствовала исходу с них футбольных хулиганов. Кто-то переместился в пабы, где за ними, впрочем, продолжают приглядывать. Следует признать, что вместе с криминальным элементом с трибун выплеснули значительное количество обыкновенных болельщиков со стажем, представляющих менее обеспеченные слои населения. Это привело к потере уникальной атмосферы многих старых английских стадионов. Последняя проблема, впрочем, российскому футболу, не обладающему богатыми английскими традициями, вряд ли угрожает.
============================================
Переживают расЦвет... Надеюсь, описка.
Но вот почему никак не отражено отлучение английских клубов от еврокубков - не понятно.
Именно это перевернуло ситуацию, было время подумать и принять меры.
А так создается впечатление, что боролись, боролись и победили. Нет, сначала было горькое поражение, а потом победа. Вот такого поражения нам надо избежать.
Это оттого, что вас не топтала насмерть толпа, как в Лужниках и не горели на трибуне, как в Англии. Поверьте, я был на полных Лужниках 104 тыс, на полном Кирова 74 тыс.
На Энфилде не был, но говорят поют здорово.
Фанатам нужен драйв, а футболу болельщик и наоборот.
В 1984 году на Кирова было два сектора - 33 и 34- фанатских, а всего секторов 52 и стадион полный. Посчитайте соотношение, кто вы и кто мы - болельщики.
В 1979 г был в Москве в командировке. Пошёл на старый Локомотив на Спартак - Д Тб.
Надел красную рубаху, со всех сторон на меня покаэывали пальцем и шептали - смотри, смотри, фанат! Так что мой фанатский стаж покруче, утритесь.
Вот только никто из чиновников не прочитает этот материал.
В самом деле, какие слои английского (шотландского, валлийского и северо-ирландского) общества бунтовали на стадионах? Достаточно обеспеченная молодежь с ее извечными склонностями к анархизму и бунтарству? Да, но с возрастом эти протесты проходят. Социально незащищенные слои, безработные и другие маргиналы? Да, но в Англии они сравнительно немногочисленны, поэтому придушить их организаторов не составляет полиции особых проблем. Молодежь из эмигрантских кварталов? Да, но 20-25 лет назад они не были столь масштабны и влиятельны, а сегодня им ууже не до футбола, другие занятия находятся.
У нас же многочисленные фанатские группировки чаще всего представляют озлобленную часть неустроенной молодежи, зачастую под националистическими лозунгами (яркий пример питерская Ландскруна). Их много по численности и объединены они под флагами фанклубов разных команд. Их боятся и с ними заигрывают все - от власти и политических партий (лозунг ЛДПР - Россия для русских), до самих футбольных клубов и футбольных организаций (РПФЛ, ФНЛ, РФС). Для власти выгодно, чтобы социальный протест локализовывался на уровне битв фанатов, она не хочет видеть этих ребят на Болотной и даже Поклонной, а значит - и фиг с ними.
У нас в стране ликвидировать фанатский экстремизм просто так, одними полицейскими методами удастся вряд ли, для этого нужны более серьезные социально-экономические изменения в обществе, а это в ближайшее время не произойдет точно. Так что, нас ждет серьезное обострение и по этой линии - Манежка покажется клоунадой!
Все четко по полочкам.
А у нас пока даже выследить хулигана никто не может. Не говоря уже о том, чтобы наказать.
В Англии только покажи обезьянку. Сразу выведут со стадиона, впаяют штраф и пожизненный запрет на посещение. И все. Следующий хулиган тысячу раз подумает.
Неужели не понятно, что у нас не Англия, и сам формат «фанатского движения» с самого начала был несколько другим...
Пусть уж барышня вслух скажет те выводы которые сами и напрашиваются из материала - «давайте сделаем как в Англии»... )))
Но ведь у нас вся «фанатская тема» уже давно превратилась в движение протеста, пожалуй единственную возможность коллективного самовыражения для активной и созидательной части молодежи, способной при этом к серьезной самостоятельной организации...
Именно поэтому любые действия направленные на «контроль» над «фанатским сообществом», по крайней мере в РФ, с самого начала оказываются явлением строго политическим... )))
И вот об этой стороне проблемы среди «нашей журналисткой братии» почему-то принято наглухо молчать, старательно обходя такую постановку вопроса стороной...
Как только у молодежи будет отобрана эта последняя независимая площадка, которой сегодня стали именно «фанатские трибуны», тут же произойдет радикализация этой части населения...Молодой, активной, протестной, организованной... Ну то есть того самого фактора которого так не доставало в ходе недавней «норковой революции»... )))
Вот можете сколько угодно «кидаться в меня табуретами», но я не особенно верю, что «Кремль» как-то испугался фанатов... А вот мысль о том, что «либералам» внезапно захотелось радикализовать эту часть молодежи, через проталкивание очередных «драконовских мер» - мне кажется вполне логичной...
з.ы.
Сейчас начнутся вопросы - «Слышь, ты ваще о чем? Куда ты съехал с темы? Там за другое разговор то был!»
Поэтому нужно добавить вот что...
Наши «журналисты» совершенно сознательно сводят эту тему только к вопросу о «футбольных хулиганах», используя очередные громкие выходки на стадионах как простой «медиа-повод»... Проблема куда глубже чем кажется.. Фанатское движение опасно... Поэтому его нужно «стерилизовать» или поставить под контроль (что в наших условиях малореально)...
Соверешенно уверен - «властям» и обслуживающим их журналистам, глубоко наплевать на то что происходит на трибунах и секторах, как и на то, что происходит в лесах\полях... Чихать они хотели на «безопасность»... Они просто боятся того, что в какой то момент это все может выплеснуться за пределы стадионов... Поверьте, никому в «этой стране»(с) не нужна организованная и активная молодежь, способная на самовыражение под прицелом телекамер... Ну просто потому что сам проект «Российская Федерация» создан под совсем другие задачи... И места для нашей молодежи в нем нет... )))
В нашей стране, НЕТ ЗАКОНОВ, СУДОВ, ПОЛИЦЕЙСКИХ И ПРОКУРОРОВ,- одни оборотни.
прямой зависимости тут нет.
1. создать спец. отделы в полиции и ФСБ по мониторингу фанатских групп, выявлению в них хулиганов. Внедрить полицейских и т.д.
2. Навтыкать на стадионах кучу видеокамер, а также выдать видеокамеры полицейским на входах и выходах.
3. Переоборудовать стадионы, создать больше сидячих мест, поднять цены на билеты. Организовать общедоступные телевизионные трансляции по ящику. Или, как вариант отстроить пабы, чтобы малообеспеченные болельщики там смотрели футбол.
4. Отстроить новые стадионы. Еще больше поднять цены на билеты.
И че, у нас это возможно?
Нашей молодежи без сомнения нужно место где можно выплескивать адреналин, но отводить для этого фанатские сектора под полное разрушение? ну ладно бы только сектора.
Что касается созидательности - прямо там на вираже собрались инженеры / изобретатели / будущие ученые / художники? Нет, конечно, бывают перформансы как недавно спартачи устроили - прямо респект. Но нельзя ли эту энергию направить в мирное русло.
Пока я вижу только взаимные оскорбления групп молодых людей из одной страны, одной национальности, даже из одного города. А между тем - посмотрите друг на друга: у вас больше общего, чем различий. Общее - это наше государство, общество, в котором проблем еще больше чем на стадионах. Когда крадут миллиардами наши с вами налоги, это больше касается нас с вами, даже чем хлебные карточки или плакат про бедного старика Яшина, который хотел хотя бы чего-то добиться в стране, из которой не мог даже уехать. Понимаете, уважаемые читатели? На стадион ты можешь не пойти, если не хочешь это видеть, а вот не пойти вечером домой по темной улице - не можешь.
Так вот как будет не парадоксально, нашим правителям даже выгодно чтобы мы думали о клубах-мифах типа - «один город - один клуб» или «самая народная команда» или «онжы не должен играть в Москве». Пока мы заняты этим отстаиванием мифов, они спокойно могут продолжать неэффективно расходовать наши с вами налоги, при этом говоря что:
- миграция из Средней Азии прямо в Москву или Питер - это необходимая мера для будущих пенсий россиян,
- пенсионная реформа с отменой накопительной части (то есть ее национализацией в бюджет страны).
Вижу только споры, чей олигарх (хозяин клуба) наворовал честнее. Пипец. Это вообще отдельная тема.
Когда вы уже вырастете, уважаемые фанаты, чтобы отстаивать не только право кидать на поле запрещенные предметы и устраивать перформансы в поддержку своих клубов-мифов, но и устраивать перформансы в поддержку лучшего будущего России - то есть своего. Вы вот в 40 лет закончите на выезды ездить, и поймете что не тем занимались в молодости.
Ни одного пикета в Москве, требующего расследовать и посадить вора Сердюкова (если он вор), я не видел. Печаль :(
Но вот чего не хочется - так это чтобы современный «креатив» фандвижа вылился на улицы - за пределы стадионов. У меня растет дочь и я хочу чтобы она жила пусть в спокойной стране, а не на постоянном фанатском секторе.
Вы, питерские, за деревьями не видите леса.