6 мин.

Владимир Казаков: «Иногда футболистов приходилось подкармливать»

– Вы снова ушли из футбола. Почему? Недавно ведь вернулись, а, судя по вашим интервью, были готовы помочь команде.

– Просто для того, чтобы учиться тренерскому ремеслу, нужно больше времени. И, кроме того, мое колено не позволяет тренироваться в полном объеме. У нас ведь в ФК «Нижнем Новгороде» искусственное поле, и это сказывается.

– Получается, что основная причина – колено?

– Да, наверное. Впрочем, все равно было пора заканчивать. В полном объеме я уже не смогу помочь команде. А выступать урывками очень сложно.

– На Андрея Тихонова смотрите с завистью?

– Очень рад за него, но у меня есть проблемы.

***

– Вы ведь уже уходили из футбола и некоторое время возглавляли «Химик» из Дзержинска. Объясните ваши метания.

– После того как я закончил Высшую школу тренеров, у меня появилось предложение, хоть я и был футболистом «Нижнего Новгорода». Согласился, посмотрел. Команда-то мне попалась не самая благополучная. В Дзержинске ведь вообще никакой базы нет.

– Увиденное вас не порадовало?

– Не просто не порадовало, а повергло в ужас. Вторая лига, на мой взгляд, должна быть кузницей талантов. Там должны получать игровую практику молодые футболисты – того возраста, когда уже нельзя выступать в молодежном первенстве и еще рано выступать в премьер-лиге. Но никаких условий для молодежи во второй лиге нет. По крайней мере, в Дзержинске.

– Есть ведь благополучные команды?

– Есть. В каждой зоне их по две-три, не больше. Но общая масса… Я не знаю, какой эпитет даже подобрать. Все очень слабо. И я имею в виду даже не зарплаты.

– А что?

– Нет ни баз, ни тренировочных полей. Нет условий для подготовки. Пусть оклады маленькие – молодым большие деньги, может быть, и не стоит платить, – но их надо учить игре на хороших полях, хорошими мячами. Их надо нормально кормить, ведь в этом возрасте происходит становление игроков. А всего этого нет.

– Впереди еще переход на систему «осень – весна».

– При нынешнем состоянии дел ничего хорошего не будет. Что, ребятам придется на льду тренироваться? Чему они научатся? Во что они будут играть? Требуется ведь не только основное поле с подогревом, но и тренировочный газон хорошего качества. А этого во второй лиге нет. Финансирование у большинства откровенно слабое.

– Правда ли, что самое сильное ваше впечатление от работы – сорок часов на автобусе в поездке из Дзержинска в Тюмень?

– Надо отметить, что я это говорил, уже не работая в «Химике», и некоторым людям не понравились эти слова. Да, я не ездил по этому маршруту, но знаю, что команда поехала. И она провела 40 часов в автобусе. Ездить пришлось много, ведь в зоне «Урал» команде очень много приходится передвигаться на автобусе. Причем у команды своего транспорта нет, приходилось арендовать, а качество машин было не самым лучшим.

– А правда, что вы иногда кормили футболистов за свой счет?

– Было и такое. Ребятам не платили, а у кого спрашивают про деньги? У тренера. Вот иногда и приходилось подкармливать. Ничего страшного. Вопрос в другом. Владельцы вспоминают о команде лишь до чемпионата, когда надо заявлять клуб. Вот все документы подали, а дальше будь что будет. Футбол в регионе есть, все нормально. Но ведь это неправильно.

***

– Вот вы посмотрели, что такое работать тренером, особенно во второй лиге. И все равно стремитесь трудиться на этой должности. Зачем?

– Так я столько лет в футболе, куда мне идти? Желание тренировать у меня не пропало, я хочу развиваться, совершенствоваться. Да, в «Химике» у меня был неудачный опыт, но он появился. Конечно, в такой клуб я больше не пойду. Тщательней надо будет изучать условия.

– Вопрос в том, что разве у вас нет выбора? Нельзя ли работать в другой сфере?

– Да куда я из футбола? Тут хочется остаться.

– Не надоело за столько времени?

– Нет. Если честно, я даже не наигрался еще. Просто понимаю, что физически тяжело. Травма колена, нагрузки переносятся на спину. Но очень бы хотелось продолжить карьеру.

– Вы же с 1988 года на профессиональном уровне!

– Я не знаю, как объяснить это человеку, который не играл на профессиональном уровне. Да, иногда нужен отдых, но через короткое время начинаешь скучать по игре.

– Но других предложений не было? В бизнес, в политику, в журналистку. Тем более, речь у вас нормальная.

– Был бы я в Москве, то, может быть, журналистом и попробовал бы. Тем более, меня приглашали, когда «Луч-Энергия» из Владивостока играл в высшей лиге, поработать на местном канале. Но что-то срывалось – времени не было. Но желание есть. Появятся варианты – не откажусь.

***

– Каким вы будете тренером? Во время карьеры вы встречались с такими специалистами, как Валерий Овчинников, Сергей Павлов, Сергей Юран.

– Они все разные, правда?

– Точно.

– Поверьте, у каждого были свои плюсы.

– Да какие там плюсы у Овчинникова?

– Он очень сильный психолог. Знал, как настроить на матч любого игрока. У него в этом плане все было достаточно профессионально.

– Александр Липко утверждает, что Овчинников был хорошим до момента подписания контракта. После оформления бумаг люди для него пропадали.

– Мы с Сашей только один год вместе выступали. И, наверное, в то время у Овчинникова появились какие-то проблемы. Со мной этот специалист был честным, меня ни разу не обманули. Но вы понимаете, в то время такие тренеры и выживали. Он, Виктор Антихович, Арсен Найденов... Времена были жесткие.

– Сейчас у тренеров подобного уровня нет работы.

– Сейчас – да. Но тогда, например, у Валерия Овчинникова команда играла в высшей лиге и выступала достойно.

– Насколько вы эмоциональный человек? Как-то удалось побывать на тренировке Сергея Юрана – его моментально выводило из себя любая техническая ошибка футболистов. Прямо кипел человек. Злило, что игрок не может сделать то, что умеет он.

– Нет-нет, я в этом плане спокойный. Да, что-то молодые ребята не умеют, но я и обязан их научить. А Сергей, согласен, очень эмоциональный человек.

– На вас кричал?

– Было дело. И от Валерия Овчинникова доставалось. Правда, немного. У меня характер другой, я не очень люблю, когда на меня кричат. Да и мимо ушей все пропускал, понимал, что тренеры на своей волне. Но я на своих ребят кричать не буду, только в редких случаях. Послушайте, на некоторых просто необходимо наорать.

***

– Вы играли в «Уралане». Скажите, вас хоть раз заставляли играть в шахматы?

– Не заставляли. В команде играли, но я не очень силен, так что смотрел со стороны. Кстати, смотреть шахматы не так уж и скучно. Помню, был в Элисте турнир по быстрым шахматам и когда приезжали мастера, то все захватывало. У меня даже есть фотография с Майей Чебурданидзе.

– Вас в сборную страны приглашали?

– Один раз. Команда как раз собиралась на товарищеский матч в Бразилию.

– Так вам повезло.

– Ну не знаю. Я не смог приехать в сборную из-за травмы. Повредил мышцу. Больше приглашений не было. Да на моей позиции всегда играли очень сильные ребята, я им, наверное, уступал в мастерстве.

– За «Шинник» вы играли в еврокубках против «Валенсии». Скажите, могли ее пройти?

– Если только случайно. В Испании мы проиграли крупно – 1:4. Но тогда нам просто не хватило опыта.

– Затряслись?

– Еще как! Особенно в первые минуты. Понимаете, мы на разминку вышли, когда еще зрителей на трибунах было мало. Все, вроде бы, нормально было. Ушли в раздевалку, вернулись – полный стадион, все кричат, шумят. Мы же к этому не готовы оказались. В первые минуты совсем ничего не получалось. Эх, дали бы нам сыграть с ними еще раз там же, через неделю. Счет бы был другим.

– Кто запомнился?

– Так в то время в «Валенсии» играли все сильнейшие. Клаудио Лопес был в полном порядке. Разрывал нас влегкую. Пытались мы его остановить, но что-то ничего не получалось. Он бегал как Электроник. Мы его вдвоем или втроем поймать пытались.