Это первая важная картина про футбол. Стоп, почему на ней вообще не разобрать футбол?
Учимся понимать абстрактную живопись.
Футбол в живописи не представлен великими и общеизвестными шедеврами, но знаковые работы о нем все же есть. Например, картины двух художников первой половины ХХ века: мексиканского реалиста Анхеля Сарраги и французского живописца Николя де Сталя. Но они написаны уже в то время, когда футбол окончательно проник в культуру. И на них он изображен достаточно просто и реалистично.
Первая же важная картина, которая затрагивает футбол, написана художником Умберто Боччони в 1910 году под названием «Динамизм футболиста». И первое, что вы скажете, когда на нее взглянете: «А где здесь футбол-то?»
Картина «Динамизм футболиста» передает стремительный дух ХХ века и специально сделана так, чтобы зритель фантазировал
Боччони – большой художник-футурист начала ХХ века. Сначала он писал классические пейзажи, но затем перешел на сторону футуристов и кубистов, создавая абстрактные картины, где главное – ухватить динамику движения чего-либо. Например, у него есть серия картин «Состояние души», где показаны отъезд и прибытие на железнодорожную станцию вместе с прощанием – тех, кто уезжает и тех, кто остается. Боччони теоризировал собственные модернистские представления об искусстве и во многом поэтому стал знаковым художником.
Как и другие футуристы, Боччони писал о стремительном мире, который поглощен прогрессом и скоростью (ее символом стал первый автомобильный бум). Делать по старинке реалистично уже нельзя, поэтому даже футболиста Боччони изображает как сотню переплетенных хаотичных движений. Мы можем лишь ухватить детали и представить, что это футболист.
В этом особенность картины (и в целом подхода футуристов) – она показывает не реального футболиста, а наши впечатления от его движений. При внимательном рассмотрении на картине можно пробраться через насыщенность абстрактных линий и заметить руки с ногами.
Оригинальный подход к изображению людей на картинах Боччони в манифесте объяснял так: «Чтобы нарисовать человеческую фигуру, вы не должны ее рисовать, а должны передать всю окружающую атмосферу. Движение и свет разрушают материальность тел».
Поэтому Боччони так играет со светом и тенями, оставляя воздух для фантазии. Но у его футболиста точно нет головы, и это тоже сделано специально. Задумка в том, чтобы футболист не был персонализирован, и зрители остановились на самой красоте движения, а не придумывали какую-то личность.
«Мы поставим зрителя в центр картины», – так Боччони обосновывал идею футуристов. И поэтому нужно немного потрудиться, чтобы в куче разноцветных линий и абстракций заметить движения тела на футбольном поле.
Анализируя Боччони, искусствоведы говорят, что он подобными картинами сражался с устаревшими подходами в живописи: «С помощью абстракции и последовательности Боччони бросил вызов присущей краске неподвижности на холсте и призвал нас забыть нашу культурную память, переосмыслить эстетические ощущения и противостоять традиционному восприятию окружающих объектов».
А как картина Боччони еще связана с футболом?
«Динамизм футболиста» Боччони написал в важный для футбола Италии год. В 1913-м в национальный чемпионат впервые попали команды не только севера, но и юга страны. Так футбол распространился по Италии через дополнительное противостояние между регионами. Но неизвестно, за кого болел Боччони.
Еще у историков есть вопрос, почему в названии картины Боччони использовал английское слово «footballer», а не итальянское «calciatore». Уже тогда Федерация футбола Италии переходила с английских терминов на итальянские, но Боччони, который называл себя патриотом, почему-то использовал английское слово.
У Боччони есть еще одна картина про спорт – «Динамизм велосипедиста» (и это снова ода движению)
Да-да, опять тот же мотив, что и с футболистом. Но в этой картине разглядеть велосипед даже чуть проще. Тем более Боччони писал велосипедиста, начиная с обычного черно-белого рисунка. Но постепенно он делал его все более абстрактным и цветастым.
Спорт нравился Боччони из-за постоянного движения. Еще он любил теории физиков, которые рассматривали время и пространство не как последовательные и понятные величины. Боччони привлекала мысль, что объекты постоянно в движении, и нам невозможно их так просто уловить и формально описать:
«Все находится в движении, все устремляется вперед, все постоянно меняется. Фигура перед нами никогда не бывает стабильной, она постоянно появляется и исчезает. Поскольку изображения сохраняются на сетчатке, движущиеся объекты множатся, меняют форму, следуют друг за другом, как вибрации в пространстве, которое они пересекают».
Художник рисует Холанда каждый день. Есть эмо-Холанд, Наруто-Холанд и даже Холанд с Хасбиком
Фото: wikimedia.org
Подобные оценочные суждения лучше начинать с "На мой взгляд..." и чистить от агрессивной лексики. Тогда будет меньше неудовольствия от чтения комментов.
Автору большое спасибо за материал! Футбол очень тесно сообщается с мировой культурой. Побольше бы такого.
___
На нашем сайте изобразительного искусства.
Хочется включить зануду:
— это не абстрактная живопись. В статье, которую вы цитируете, встречаются фразы вроде "абстрактные линии", и это вполне нормально, но присутствие абстрактных линий не делает картину абстракцией. Абстракция (или, как её называли в то время в России, беспредметность) это антоним фигуративности — на абстрактной картине не может быть фигуры или персонажа (а здесь она, конечно, есть — это тот самый футболист, пусть и выполненный не в реалистической манере)
— объяснять живопись итальянских футуристов легче всего через фотографию (и чудесную работу Джакомо Балла, которая хорошо показывает как эта эстетика формировалась — https://galleryintell.com/wp-content/uploads/2014/01/Giacomo-Balla-Dynamism-of-a-Dog-on-a-Leash-1912.jpg ). Их действительно интересовало движение — и в первую очередь, казалось бы, неразрешимая задача — как изобразить движение на статичной картине. Они вдохновились опытами Эдварда Мэйбриджа, который в свое время с помощью фотографии первым узнал, как же точно движется лошадь при беге галопом, и решили совместить на одной картине множество стадий движения (посмотрите на хвост собачки на картине Балла, который вертится с неимоверной скоростью, тогда как более статичные элементы — как её туловище — нарисованы вполне в духе какого-нибудь Э. Мане). Боччони и изображает футболиста в движении — поэтому мы видим столько ног и присущую быстрому движению смазанность (т.к. наш глаз неспособен воспринимать все стадия движения по-отдельности) — но к моменту написания картины итальянские футуристы сообразили, что визуальная эстетика пост-импрессионизма (уже упомянутого Э. Мане) с их футуристическим подходом не очень сочетается. И решили интегрировать в свою живопись кубизм, при том, что настоящий кубизм (а именно работы Пикассо и Брака) на тот момент никто почти не видел (Пикассо с Браком чрезвычайно ревностно относились к своим идеям и никого не пускали в мастерскую) — все знали, что они над ним работают и слышали словесные описания их картин, но по-настоящему не понимали, какие принципы лежат в основе этого нового направления. Зато они видели "салонный кубизм" — попытки французских художников расшифровать настоящий кубизм "на слух". В результате получается что-то похожее на современный инстаграмный фильтр (или из какого-нибудь приложения, которое превращает вашу фотку в "картину") — это мы на картине Боччони и видим.
А если хотите посмотреть на лучшую работу Боччони — посмотрите на его скульптуру "Уникальные формы непрерывности в пространстве". Тут как раз идеально подходит его цитата из статьи («Чтобы нарисовать человеческую фигуру, вы не должны ее рисовать, а должны передать всю окружающую атмосферу. Движение и свет разрушают материальность тел»), потому что изображает от на ней не человека, а окружающие его потоки воздуха, приводимые в движение как раз-таки движением самого человека вперед.
Ничего кроме отрубленных птичьих голов в лучах софитов я там не вижу, извините
"От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить». Видишь, как рассуждают!" (с)
А если серьезно, то какой-то у меня футболист-сумоист вышел, у которого вместо правой руки - клешня