Италия шикарно контролирует мяч и атакует в 5 форвардов, но не создает остроты. 33-летний бомбардир «Сассуоло» будет нужнее Иммобиле и Белотти
Андрей Клещенок – о проблемах сборной Манчини.
Два года назад Италия осмысливала депрессивный период Вентуры и еще не смирилась, но уже осознала необходимость привыкания к статусу бывшей сверхдержавы. Поколение чемпионов мира ушло. Те, кто чему-то у него научились, тоже почти ушли. Просвета никто не видел. Но пришел Манчини, и сборная вышла на Евро-202? с 10 победами в 10 матчами. В 20 играх за два года команда забила 46 раз.
И вроде бы все снова прекрасно. Но едва дело доходит до Франции, Португалии или даже Польши, и убойная Национале скатывается в бессилие. Соперникам выше среднего Италия не забивает больше одного. Иногда не забивает вообще.
Все это – следствие тактического переворота Манчини.
Италия больше не оборонительная сборная. Она атакует в 3-2-5
Когда система десятилетиями работает в едином стандарте, ее исполнители теряют многообразие. Формат побеждает – и душит всех, кто не вписывается в него. Именно это случилось с итальянским футболом, где полвека владычества катеначчо – бетонированной трехслойной защиты с пружинистыми контратаками и выходом из обороны через длинный пас – загнало профильные позиции в ограниченные типажи.
Например, почти все итальянские восьмерки последних десятилетий – стальные быки вроде Гаттузо, заточенные под интенсивный простой футбол. В доминирующем тактическом контексте мячи летали над головами полузащитников, им оставалась беготня, борьба и подборы – и креатив отмер как атавистическое умение. Редкие творческие восьмерки, чудом выжившие в детском футболе, терялись во взрослом – а если вдруг попадали на карту Серии А, то запоминались атипичным классом и недосказанностью.
Так, например, случилось со Стефано Сенси. Тренеры долго не понимали, что с ним делать. Его качества идеально подходят для креативной восьмерки, но само определение роли в Италии кажется парадоксом. Ответ системы на любую подобную задачу всегда шаблонен и с Сенси оригинальностью тоже не отличался: как и всех полузащитников с выдающимся пасом и техникой, Стефано поставили в опорную зону – чтобы уже он запускал мячи над головами восьмерок. Но реджиста – не совсем его. Так и получилось, что потрясающе одаренный полузащитник до 24 лет носил статус недораскрывшегося: система определила его негодным для идеальной позиции – только потому, что он строит игру на технике и классе, а не на мощи.
Манчини пошел против системы.
Речь не о катеначчо – итальянский футбол отошел от него еще раньше, – а о его наследстве. Длительная унификация не прошла бесследно. Отказаться от определенных тактических деталей в Италии почти невозможно – их диктуют академии, штампующие игроков по старому формату. Вот почему Манчини уникален. В стране тотальной доминации вертикального стиля он поставил на горизонтальный контроль.
Да, сегодняшнюю Италию лучше постигать постепенно, если вы давно за ней не следили: команды, которая запиралась в своей штрафной даже в золотые времена Дель Пьеро и Тотти, больше нет. Сейчас она строит игру через позиционное владение и высокий прессинг. Задумка Манчини проста: контроль мяча используется одновременно и для атаки, и для обезвреживания соперника. Сборная поднимает центр тяжести максимально высоко – даже выше, чем лучшие образцы Сарри, – и устраивает тягучий перепас на последних 30 метрах.
Италия защищается в 4-3-3, но это не слишком важно – она сейчас редко защищается. Куда важнее, как она атакует. В позиционном владении Манчини перестраивается в 3-2-5. Игра заточена на взлом тоннелей – вертикальных коридоров между центральным и фланговым защитниками соперника. Массированная атакующая линия мешает сопернику скомпоноваться: левый фулбек и правый вингер играют максимально широко и растягивают оборону, увеличивая пространство в тоннелях. Связка полузащитников (обычно Верратти и Жоржиньо, с Боснией – Сенси и Барелла) выдергивает защитников долгим коротким перепасом – и вскрывает появившиеся разрывы.
Девятка в этой системе не завершитель и даже не столб, а охранник. Форвард постоянно в центре и почти всегда спиной к воротам – связывает центрбеков, пока напарники атакуют зоны по бокам от них. Динамика его движения подавляюще вертикальная. Пока команда пасует горизонтально, он располагается максимально высоко и таким образом прижимает защиту к воротам. Когда идет вертикальный пас, он либо взрывается за спины, либо резко уходит вглубь, уводя за собой защитников – чтобы напарники атаковали освободившуюся штрафную.
Так почему Италия мало забивает? Потому что Иммобиле и Белотти – красавцы, но не в этой системе
Проблема в том, что желания Манчини не совпадают с итальянским ростером.
Почти вся линия атаки заточена под вертикальный футбол с большим пространством. Кьеза примитивен в решениях и опасен, только если впереди есть пять метров для разгона. Дзаньоло нужны зона и фора, чтобы развернуть убойный потенциал силы и скорости. Бернардески косячит на приеме и потому теряет в качестве в узких пространствах. Кин хорошо атакует лишь за спины. Лазанья вообще не очень хорошо атакует.
Не подходят и главные девятки Италии – Иммобиле и Белотти.
В правильной системе Чиро Иммобиле – топ. Лациале шикарен одновременно и в атаке за спины, и в проникновениях через те самые каналы между крайним защитником и центрбеком. Но все работает только в движении. Иммобиле никогда не стоит на месте, появляется по всей ширине атаки и заставляет защитников передавать его друг другу – а когда в этой эстафете случается сбой, взламывает разрыв. Голы и пространство для него – синонимы. Он никогда не отрывается от опеки на чистом тайминге.
Белотти в очень похожий стиль привносит ощутимый физический компонент – исключительную силу и акробатику. Он разностороннее и полезнее без мяча, очень хорош в том, чего Иммобиле вообще не умеет, но в том, в чем они оба сильны, все-таки уступает Чиро. Андреа не так умен. Где Иммобиле берет интеллектуальным движением, Белотти дожимает силой – но в общих стилистических чертах атакует очень похоже. Итальянцы не зря называют их Близнецами.
Система Манчини неудобна для них. Тягучее горизонтальное владение запирает защиту в штрафной, прижимает к воротам обе линии и максимально сокращает дистанцию между ними. Иммобиле и Белотти негде искать пространство. Они не могут уйти ни влево, ни вправо, не могут даже забежать за спины – там сразу вратарь. Здесь все зависит от тайминга взрыва, кражи миллиметров у защитников и взаимодействия с напарниками в коротких пространствах. Для обоих это худший расклад.
Вот почему выдающееся 60-70-процентное владение итальянцев – стерильно. Но есть решение.
Капуто – самый хитрый итальянский форвард. Он шикарно уделывает защитников и уже играет в системе с владением
У итальянских тренеров есть прекрасное качество: они относятся к возрасту так, будто в паспортах его вообще не указывают. Прекрасно это качество потому, что во всей Италии есть только один более-менее подходящий Манчини форвард – Чиччо Капуто из «Сассуоло».
Со стороны Капуто кажется игроком, которому меньше всего подходит определение «феномен» – но он реально феномен. К 31 году Чиччо забил в Серии А 1 гол. Его карьера почти замкнулась в амплуа минорного короля, вечно непервого бомбардира второй лиги – и вдруг он вырвался оттуда и за два года в Серии А забил без пенальти 32 гола (всего на три меньше Роналду, хотя играл за «Сассуоло» и «Эмполи»).
В свежем интервью Чиччо признался, что все это выглядит как мираж, но на самом деле за его взрывом стояли годы эволюции. Капуто не слишком высокий и не прыгучий, на его спине футболка не рвется, как у Белотти, он не очень пластичен и не пугает звериной координацией. Из всех физических навыков у него была только скорость – настолько хорошая, что кое-что осталось и в 33, – но ее одной недостаточно. Капуто тринадцать лет подчинял свою игру интеллекту. Теперь он не борется, не обыгрывает и даже не убегает от защитников. Он просто ускользает от них.
«Корси [президент «Эмполи»] сравнивал меня с Ди Натале, Де Дзерби – со Скиллачи и в отдельных вещах с Игуаином, – рассуждал Чиччо в интервью Sportweek. – Я кажусь не очень сильным и не слишком техничным, но я знаю, на что ставить. Когда нужна сила, я применяю силу, когда нужна техника – играю технично. Чем больше мне лет, тем лучше я становлюсь. Сейчас я достиг баланса ума и физики».
Капуто – самый хитрый центрфорвард Италии. Он лучше всех отрывается от опеки в тесных коробках, строит игру на своевременных взрывах и мгновенной адаптации к нарушениям структуры. В отличие от Иммобиле и Белотти, Капуто не зависит от пространства. В какой-то момент он просто становится невидимым для защиты.
Тренер «Сассуоло» Роберто Де Дзерби называет его профессором. «Каждый день он пристает: «Кто научил тебя так уходить от опеки», – рассказывал нападающий. – Отвечаю: «Никто». Я слежу за позицией защитника и выбираю позицию еще лучше, чтобы уделать его. Но Де Дзерби не верит. Говорит, что этому нельзя научиться самостоятельно».
Сейчас Капуто – единственный итальянский центрфорвард, способный забивать в системе Манчини. Но дело не только в этом. Он уже играет в похожей (очень отдаленно, но все же) системе и выполняет схожие функции. «Сассуоло» тоже строит игру через контроль. Чиччо пасует гораздо лучше, чем Иммобиле и Белотти, великолепно подстраивается под движение напарников с флангов и шикарно работает в коротком перепасе в плотной опеке. Взрывы Инсинье и Пеллегрини в полуфлангах с ним будут эффективнее.
Важно, что Чиччо полезен и без мяча. Массированное атакующее владение Манчини уязвимо после потери. Быстро перестроиться и вернуться в защиту из 3-2-5 невозможно, и потому система подразумевает моментальный возврат мяча – без него Италию просто разорвут. Капуто в «Сассуоло» отвечает за превентивный интеллектуальный прессинг – не гонится за возвратом любой ценой, но занимает позицию так, чтобы направить владение соперника в нужную зону. Это не так впечатляет, как агрессивный прессинг Белотти (самый отбирающий центрфорвард Серии А), но намного лучше нулевой активности Чиро Иммобиле – лациале даже забивает меньше, если тратит силы на отбор.
***
Итальянская история помнит немало форвардов, которые неожиданно вырвались из массовки и стали героями окраинной Серии А. Среди них были настоящие буйволы, как Дарио Убнер, и выдающиеся художники – как Беппе Маскара. Но никто из них не вырывался за рамки ярлыка. Они воплощали провинциальную мечту, становились королями и любимчиками захолустья – и этот потолок уже не пробивали.
У Чиччо Капуто есть шанс стать героем и главной надеждой всей нации, не выходя из амплуа парня-который-у-каждого-есть-по-соседству. И если у него получится, если он зацепится и доберется до Евро основным, а потом блеснет и там – станет самой любимой итальянской девяткой со времен Пиолы.
Сегодня у системы Манчини еще одна проверка на фоне сильного соперника – матч с Нидерландами в Амстердаме. Начало в 21:45, на Sports.ru будет текстовый онлайн и видеотрансляция
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: REUTERS/Alberto Lingria; Gettyimages.ru/Claudio Villa, Marco Luzzani
Ведь мяч то один .
Не проще ли неудачи в атаке объяснить идиотской схемой, где нет вариативности, и игроки сразу стоят в линию с минимальной возможностью играть через "треугольники"? Тогда как в "обычных" схемах они перегружают разные участки поля, и хавы врываются на полуфланги по ситуации, когда защитники именно что не ожидают или не успевают перекрыть