10 главных вредителей бокса
Это они убивают индустрию.
С уходом Флойда Мейвезера бокс переживает спад, затянувшийся почти на 10 лет: его сменщики избегают больших боев и скучно дерутся, боксерские организации и промоутеры, думающие о деньгах, а не наследии, только усугубляют положение. Рейтинги боксерских поединков, как и уровень гонораров, падают, а крупные телеканалы HBO Boxing и Showtime Sports закрываются из-за невозможности окупить расходы.

Кто виноват?
10. Эдди Рейносо
Один из самых переоцененных тренеров современности. При нем на допинге попадались Сауль Альварес, Хайме Мунгия, Оскар Вальдес, Франциско Родригес и Хулио Сезар Мартинес. Причем Мунгия пришел к Рейносо в начале 2025 года перед реваншем против Бруно Сураче, которого затем победил, но сдал две положительные допинг-пробы. А Вальдес проиграл три из семи последующих боев как раз после проваленного допинг-теста.
Работая с праймовым Канело, Рейносо взрастил себе имя и притянул других боксеров. Так у него оказались Райан Гарсия и Фрэнк Санчес, но прокачать их вообще не получилось: Гарсия ничему не научился, а Санчес не прибавил в ударной мощи и досрочно проиграл Агиту Кабайелу.

Рейносо – справа
При Рейносо боксеры сдавали в работе в высоком темпе и чаще полагались на ударную мощь. Это особенно заметно по Канело, который стал прямолинейным и примитивным панчером и перестал совершенствоваться, не удержав высокий уровень в начале 2020-х.
Рейносо ничего не сделал для сохранения одного из ярчайших боксеров современности – никаких заготовок под отдельных соперников и опора на старые паттерны. Именно при Рейносо Канело без шансов проиграл Дмитрию Биволу и Теренсу Кроуфорду.
9. Боб Арум
После семи лет сотрудничества с ESPN компания Арума Top Rank осталась без бродкастера и рискует с будущим. За годы работы с ESPN он не вырастил новых звезд и не раскрыл имеющихся: от него ушел Теренс Кроуфорд, ставший чемпионом еще в двух весах, и Шакур Стивенсон, который получал немедийную оппозицию.
Арум умеет грамотно подводить боксеров к титульным боям, но разучился делать из них звезд через медиапроекты и работу с пиарщиками для повышения медийности бойцов. Мэнни Пакьяо и Тайсон Фьюри – последние мегазвезды, а Флойд Мейвезер и Оскар Де Ла Хойя преуспели уже после ухода из Top Rank.

Сейчас Арум никак не влияет на боксерскую повестку и не способствует организации больших поединков. Он препятствовал организации боя Артура Бетербиева и Дмитрия Бивола, не содействовал первой встрече Тайсона Фьюри с Александром Усиком и не пытался угомонить неадекватные запросы Фьюри, сорвавшего переговоры в начале 2023 года.
И он один из тех, кто мог бы противостоять конгломерату Турки Аль эш-Шейха и Даны Уайта, если бы влиял на бокс, как 10-15 лет назад. В итоге его бездействие привело к спаду американского бокса, когда даже местные боксеры не собирают больших рейтингов.
8. Тайсон Фьюри
В 2018 году Тайсон Фьюри возродил интерес к тяжелому весу благодаря эпохальному первому бою с Деонтеем Уайлдером. А исповедь, как он выбирался из депрессии, вместе с последующим разгромом Уайлдера в трилогии сделали из Фьюри живую легенду.
Наследие рассыпалось после позорного выступления против экс-чемпиона UFC в тяжелом весе Фрэнсиса Нганну, отправившего Фьюри в нокдаун – от апсета в бою за титул WBC против дебютанта спасли судьи. Серьезный урон для бокса, размывший разницу в классе между боксерами и бойцами ММА на ринге.

Раньше бойцы ММА залезали в бокс крайне редко. Флойд Мейвезер без шансов громил выходцев из смешанных единоборств, включая Конора Макгрегора, и заодно указывал им на пропасть в классе. Фьюри уронил эту планку.
Спустя четыре месяца Энтони Джошуа исправил недоразумение и нокаутировал Нганну во втором раунде, но представителей ММА в боксе меньше не стало – те же Даррен Тилл и Нейт Диаз, которые не выступали в октагоне около трех лет.
7. Шакур Стивенсон
Один из самых талантливых боксеров нового поколения. В 2016 году Стивенсон выиграл серебро на Олимпийских играх, после чего подписал контракт с Top Rank Боба Арума. На профи-ринге он стал чемпионом мира в трех весовых категориях, но сделал это в незрелищной манере с минимумом разменов и проигранных раундов (меньше 50% досрочных побед).

В незрелищном стиле и низких рейтингах он обвинял всех, кроме себя: «Все сводится к тому, что боксом правят казуалы, а не только казуальные фанаты. Есть недалекие промоутеры, бойцы и такие же глупые мнения». Еще – Боба Арума, который не давал ему Василия Ломаченко или Джорджа Камбососа (однажды Стивенсон пришел на пресс-конференцию в футболке с изображениями Арума и Ломаченко: «Боб спасает сына от избиения»). В 26 Стивенсон даже заявлял об уходе из бокса, но быстро передумал.
Заключительный бой по контракту с Top Rank показал реальную значимость Стивенсона – фанаты освистывали его скучный бой и покидали арену в заключительных раундах. Логично, что с ним никто не хочет драться.

Но даже при работе с саудитами случилась аналогичная история – Турки Аль эш-Шейх уткнулся в телефон во время боя Стивенсона против бывшего электрика Джоша Пэдли. Стивенсон провозился с ним неполные девять раундов, хотя класс позволял ему закончить в два раза быстрее.
Кому нужен такой бокс?
6. Дэвин Хейни
Человек, отставший от трендов на 10-20 лет. 26-летний Дэвин Хейни выбрал Флойда Мейвезера как ролевую модель монетизации через прагматичный и оборонительный бокс. Сейчас такая модель не актуальна, что отражается на рейтингах. Поединок против Райана Гарсии принес рекордные для Хейни 500 тысяч PPV. Он мог использовать Гарсию как базу для собственной раскрутки, но умудрился проиграть и побывать в нескольких нокдаунах.

И даже после такого позорного выноса Хейни продолжает верить в собственную исключительность, ссылаясь на проваленный у Гарсии допинг-тест, и выступать в скучном стиле. В эпоху Турки Аль эш-Шейха, который требует зрелищного и бескомпромиссного бокса, Хейни выдает на его глазах антирекордные за все время ведения статистики 110 попаданий на пару с Хосе Рамиресом, от которого бегал все 12 раундов.
Если Турки разочаруется в боксе и прекратит денежные вливания, одним из главных виновников будет талантливый, но прагматичный Хейни, который глупо распоряжается возможностями.
5. Хильберто Мендоса
Президент WBA, дискредитировавший боксерские рейтинги. В ноябре-2020 в топ-5 WBA оказался легендарный 45-летний Серхио Мартинес, не выступавший на высоком уровне с 2014 года. В Испании и Аргентине он бил бойцов сомнительного уровня – и за это его держали в топ-5 свыше 2,5 лет.
Другая претензия к WBA – на один дивизион приходится по два-три чемпиона: суперчемпион, регулярный и временный. И между ними нет строгой иерархии: суперчемпион должен защищать статус с регулярным чемпионом, а регулярный – против временного. Боксеры могут находиться в этом статусе долго, как в случае с Мануэлем Чарром, которого сделали регулярным чемпионом без боя и держали так 1,5 года, пока он не проиграл Кубрату Пулеву.

В 2023 году WBA ввела бриджервейт [90,7-101,6 кг] – на три года позже WBC. Это промежуточный дивизион между первой тяжелой и тяжелой весовыми категориями, где выступают несостоявшиеся тяжеловесы.
Если WBC забанил российских боксеров, то WBA держит их на высоких позициях. Чемпионы WBA в этом дивизионе последних лет – Евгений Тищенко, пойманный на допинге в 2024 году, Муслим Гаджимагомедов, по-прежнему совмещающий профи-карьеру с выступлениями на любительском ринге, и Георгий Юновидов, владеющий поясом временного чемпиона.
И да, именно эта организация включила Джейка Пола в топ-15 в первом тяжелом весе.
4. Джервонта Дэвис
Продукт Флойда Мейвезера, которого удалось сделать одним из ярчайших панчеров современности – 28 нокаутов в 31 бое и 93% досрочных побед при выступлениях в легких весовых категориях.
Но в 2022 году Дэвис ушел от Мейвезера, после чего провел всего лишь один громкий бой – против Райана Гарсии, с которым собрал 1,2 млн PPV (единственный поединок в 2023 году, пробивший миллион платных просмотров).

Дэвис остается одним из самых ценных активов, на котором стоит мировой бокс. Но вместо конкурентных и объединительных поединков он выбирает поединки против боксеров с низким процентом нокаутов или бойцов из дивизиона ниже с требованиями о весовом лимите в день боя. И даже с такими вводными он едва не проиграл Ламонту Роучу – тогда судьи спасли Джервонту от поражения, выставив ничью.
Когда 10 лет назад Дэвис избегал Василия Ломаченко, это объясняли неготовностью самого Джервонты к большим боям. Но сейчас ему 30 лет, и он подписывается с Джейком Полом, а не с другими чемпионами, чтобы наработать на величие и статус члена Зала славы. Неудивительно, что WBA рассматривает возможность лишить его пояса.
3. Джейк Пол
Блогер, превративший бокс в хайп. Все начиналось с боев против таких же блогеров и бойцов ММА, а потом перекинулось на боксеров-ноунеймов и известных ветеранов. Победы над 58-летний Майком Тайсоном и отсидевшим в рехабе 39-летним Хулио Сезаром Чавесом-младшим стирают грань между элитными боксерами и любителями, что бьет по репутации бокса.
Даже проигрыш от Томми Фьюри не утихомирили запросы Пола: «На мой взгляд, [Чавес-младший] ничего не сделал в этом виде спорта. Чувствую, я единственный, кто это делает. Все остальные просто пытаются прикрыть задницы или сказать, что они что-то делают для спорта или что-то плохое для бокса. Но я – величайшее явление в боксе со времен Мохаммеда Али, и это не подлежит сомнению».

Но вместо повышения уровня оппозиции Пол выбирает не продвижение по рейтингу WBA с выходом на титульный бой, что было бы кинематографично, а выставочный поединок против Джервонты Дэвиса, в котором нет смысла, кроме денег. Когда индустрии нужны новые имена и лица, появляется хайпожор с низкосортной техникой, который делает рейтинги за счет аудитории и отталкивает реальных фанатов бокса.
2. Сауль Альварес
Один из самых одаренных боксеров современности. Но вместо больших боев против соперников на пике, на которых можно набить величие, он выбрал поединки против топов на спаде: 41-летний Шейн Мозли, 35-летний Мигель Котто, Сергей Ковалев через два месяца после изнурительного боя против Энтони Ярда и Геннадий Головкин, первый поединок с которым случился, когда тому было 35, второй – в 36, третий – в 40.
Затем Альварес выбрал зачистку второго среднего веса со слабыми чемпионами, где защищал пояса против середняков и бойцов из более легких весов, а не против обязательных претендентов, которых осознанно избегал. Поэтому Давид Бенавидес и Давид Моррель, не дождавшись Канело, поднялись в полутяжи.

Помимо большого таланта и огромной мексиканской фан-базы Альварес обладает влиятельным лобби: в самом начале его карьеру грамотно спродюсировал Оскар Де Ла Хойя, а в организации добровольных защит поясов против сомнительной оппозиции помогал президент WBC Маурисио Сулейман. Когда другие организации призывали Канело проводить обязательную защиту, он игнорировал и даже отказывался от пояса.
Самое печальное – с понижением уровня соперников Канело снизил к себе требования и начал боксировать крайне примитивно и прямолинейно, хотя обладал потрясающими рефлексами на средней дистанции и таймингом. Это сказалось на рейтингах: последний его бой, собравший свыше 1 млн PPV, – реванш с Геннадием Головкиным в 2018-м.
И это один из величайших мексиканцев в истории бокса.
1. Маурисио Сулейман
Президент WBC, сменивший на этом посту покойного отца Хосе Сулеймана, и покровитель Канело Альвареса. Пояс WBC считался самым престижным и красивым, хотя не самый старый, но из-за Сулеймана-младшего потерял в авторитете.
При Сулеймане бой за титул не всегда получали самые сильные боксеры, а наиболее медийные и удобные. Так Канело Альварес выбирал себе соперников, а Сулейман ему потакал: один из источников дохода организации – процент с гонорара бойцов, обязательный взнос при проведении титульного боя. Естественно, Сулейману выгодно, чтобы богатый Канело защищал пояс WBC как можно дольше.

Но эти правила не распространяются на других чемпионов. Через 1,5 месяца после победы над Энтони Ярдом WBC запросил у Артура Бетербиева обязательную защиту против Каллума Смита. А когда Дмитрий Бивол стал абсолютным чемпионом мира, то спустя шесть дней после реванша с Бетербиевым WBC потребовал бой против Давида Бенавидеса. Хотя по системе ротации Бивол должен провести защиту сначала по линии IBF, а потом – по WBO.
Сулейман решил обойти это правило, поэтому Бивол добровольно отказался от пояса, которым завладел Бенавидес. Тот же Сулейман не давал Бенавидесу бой против Альвареса во втором среднем весе 3,5 года, два из которых тот провел в статусе временного чемпиона мира по версии WBC.
Для увеличения источников дохода WBC Сулейман первым ввел еще одну весовую категорию – бриджервейт. Неудивительно, что Дана Уайт хочет избавиться от санкционирующих организаций.
Бокс и MMA стали богачами на системе платных трансляций – а теперь от нее отказываются. Почему?
Телеграм-канал Дениса Дорофеева. Подписывайтесь!
Фото: Gettyimages.ru/Kevork Djansezian, Justin Setterfield, Ethan Miller, Richard Pelham, Al Bello, Steve Marcus, Harry How, David Becker