Как Федор разобрал КроКопа и остановил страшные хай-кики – в главном бою карьеры
MMA-шахматы.
В 2025 году поединку двух самых устрашающих тяжеловесов нулевых – Федора Емельяненко и Мирко Филиповича – исполняется 20 лет, а этот текст – новая часть нашего сериала, посвященная легендарному противостоянию.

Помимо ауры, которая существовала вокруг обоих бойцов, интереса добавляло столкновение стилей: самбист Емельяненко, недавно собравший серию из трех побед сабмишенами, и кикбоксер Филипович с 81,25% побед нокаутами.
Впечатлял и набор навыков соперников. Тяжи тех времен, как и сейчас, чаще всего имели в арсенале лишь неплохой бокс и/или вольную борьбу. Емельяненко и Филипович отличались: один сочетал открытую, яркую, быструю работу руками в стойке с шикарным самбо и дзюдо, а другой уничтожал соперников ударами ногами и удивлял солидной защитой от проходов в ноги.
Бой Федора и КроКопа отлично смотрится даже спустя 20 лет. Самый интересный момент – работа обоих бойцов с сильными сторонами соперника. Как Емельяненко тушил кики Филиповича? Как КроКоп вязал в партере и бил ап-кики?
«Правая нога – больница, левая нога – кладбище». Как Мирко КроКоп взломал Pride одним ударом
«Самый устрашающий боец в истории Pride? Мирко, конечно», – так говорил Бас Руттен, в те годы работавший комментатором в Японии. Чтобы представить, кем был Мирко Филипович в те годы, представьте Фрэнсиса Нганну из конца 2010-х, добавьте к нему тяжелый взгляд и историю про службу в спецназе на Балканах в 90-х. Сравнение с Нганну не преувеличение: перед боем с Федором Емельяненко Филипович собрал серию из шести досрочных побед, хотя у того же Нганну такого не было.
Легендарная фраза, ставшая одним из первых мемов в мире ММА, «правая нога – больница, левая нога – кладбище» – конечно, преувеличение, но оно достаточно точно подчеркивает главное оружие КроКопа. По сути, он был бойцом одного приема или даже одной конечности – и вокруг этого строился весь рисунок его боев.
Истории, как КроКоп тренировал удар левой ногой, рассказаны уже много раз. Он разбивал ей стены дома, отрабатывал хай-кики, будучи по колено в снегу, за ночь мог пробить по 300-400 ударов – как говорил сам Филиппович, он был фанатиком: «Так я развил это чувство. Идеальный тайминг, скорость, ловкость – все это я развивал с детства».
Скорость и сила – конечно, самое важное. Это далеко не все составляющие хай-кика КроКопа, но без них он бы так не пугал оппонентов. Чтобы понять силу и скорость его удара, достаточно сначала взглянуть на размер бедер Филиповича, а потом увидеть, с какой скоростью его огромные ноги вылетали в сторону соперника. Иногда эти хай-кики сложно уловить в реальном времени – нужно дождаться замедленного повтора, чтобы разглядеть, что же все-таки произошло.

На этом кадре нога Филиповича все еще на земле

Колено занесено спустя четыре кадра

Контакт с головой Александра Емельяненко – через два кадра. При условии, что скорость смены кадров = 30 кадр/сек, с земли до головы нога КроКопа долетела за 0,2 секунды.
Скорость реакции обычного человека равна приблизительно 0,25 секунды и, кроме как среагировать, оппоненту Филиповича нужно вынести руки к голове или корпусу. Получается, другого варианта, кроме как реагировать сильно заранее, просто не остается.
Филипович отлично знал, как этим пользоваться. Три самых эффективных нокаутирующих удара КроКопа пробивались с левой стороны: левый хай-кик, левый миддл-кик и левый кросс. И все три удара начинались с похожего стартового положения корпуса и микродвижения. Иногда Филипович выбрасывал легкий левый кросс, а сразу за ним отправлял левый хай-кик. В современных ММА это норма для любого кикера, но в те годы и с той силой, которой располагал КроКоп, это летальная комбинация.
Еще одна запутывающая фишка Филиповича – нестандартный тайминг. Работало так: сначала он закидывал согнутое бедро, а потом с небольшой задержкой докручивал коленом. Неподготовленные соперники опускали руки, пытаясь заблокировать удар на подлете, но в итоге нога КроКопа обходила защиту и попадала в цель.

В этом моменте Игорь Вовчанчин не угадал ни с направлением удара (ждет в корпус), ни с таймингом (нога еще на подлете, а левая рука, которая должна была перехватывать удар, уже вернулась к корпусу).

Еще один момент, который усложняет защиту против ударов ногами Филиповича – точность. Когда он бил в голову, чаще всего целил в верхнюю часть, ближе к виску. Когда бил по корпусу – попадал идеально под локоть. Среагировать и вовремя поставить блок в нужное место – тяжелая задача, с которой соперники Филиповича часто не справлялись.
Получается, левый кик КроКопа – ультимативное оружие? Да, если дать ему необходимые условия. Филипович – боец, которому необходимо держать спокойный, взвешенный темп. Он практически в прямом смысле прицеливался перед ударом, причем достаточно долго. По данным UFC Stats, число акцентированных ударов КроКопа в среднем за минуту поединка – всего 2,11. Для сравнения: у Магомеда Анкалаева, которого считают размеренным и выжидающим бойцом, в среднем 3,66 удара в минуту.
Другое важное условие – поддержка дистанции. В клинче и на ближней у Филипповича не было серьезных преимуществ, кроме неплохого апперкота левой рукой. А вот на средне-дальней дистанции КроКоп – мастер. Здесь раскрывался и его кросс, и удары ногами.
Получается, первый способ защититься от похоронного левого хай- или миддл-кика Филиповича – сократить дистанцию. Неплохо, но сохранить близкую дистанцию против него надолго без клинча или борьбы вряд ли возможно. Соответственно, напрашивается тейкдаун.
Но тут не так все просто. Если на старте карьеры в ММА борцы переводили бывшего кикбоксера Филиповича на землю, то после приглашения Фабрисио Вердума в тренировочный лагерь в 2004-м КроКоп стал гораздо более обученным в грэпплинге и борьбе. В результате он заблокировал 11 из 11 попыток перевода от Марка Коулмана и Кевина Рэндлмана.
В итоге Мирко Филипович к августу-2005 – кикер с ультимативной левой ногой, шедший на серии из семи побед, шесть из которых – в первом раунде. А последний пропущенный им тейкдаун случился девять боев назад – перевести его на землю не смогли даже два огромных стероидных борца.
Емельяненко-2005 – лучший тяжеловес в истории. Его стиль был неудобным для КроКопа, но требовались мелкие улучшения
Несмотря на всю мощь КроКопа в те времена, перед боем против Емельяненко букмекеры, по данным Tapology, давали на его победу 2,7. Потому что Федор-2005 – лучший тяжеловес в истории спорта. Сочетание прекрасной физической готовности, дикого авантюризма, приличного опыта и глубокого технического арсенала позволило ему пройти сильнейших тяжей времени суперзрелищно и часто даже показательно нагло.
В 2003-м Емельяненко впервые стал чемпионом в тяжелом весе Pride. В титульнике он встретился с Антонио Родриго Ногейрой – одним из самых опасных джитсеров тяжелого веса на тот момент. Емельяненко превосходил Ногейру в стойке, поэтому журналисты и фанаты предполагали, что он не станет работать с ним в партере и попытается разбить в стойке.
Они ошиблись. Емельяненко практически весь поединок провел в гарде соперника, набрасывая тяжелые удары и ловко уворачиваясь от угрозы приемов. Ногейра занял позицию сверху всего раз – это продлилось 20 секунд и завершилось красивым мостиком от Емельяненко:

Емельяненко тазом подбрасывает Ногейру, лишая контроля

После чего переворачивает его и возвращает на спину. Классический прием Емельяненко
Как будто намеренно попадать в тяжелые положения, а затем выбираться из них – фишка того Емельяненко. Буквально влететь в крепкий хват стероидного Марка Коулмана, а потом вывернуться и выйти на рычаг локтя со спины? Легко. Приземлиться на шею после броска прогибом от Кевина Рэндлмана и закрыть кимуру спустя 40 секунд? Запросто. Емельяненко тех времен – боец потока, который делал то, что делается. Кажется, ему можно и нужно было лишь задать направление – дальше он решал задачу по-своему.
Если оставить эмоции и оценивать только навыки, можно понять, что Емельяненко не самый удобный соперник для Филиповича. В стойке он активно перемещался, взрывался челноками с одиночными ударами и комбинациями. Логично, что чаще всего Емельяненко дрался, двигаясь вперед. А это проблема для КроКопа.
Нужно вспомнить и про мастерские переходы Федора из ударки в борьбу. Как только Емельяненко сближался с соперником на расстояние клинча, тут же включал корпусные переводы и подножки:

Емельяненко пробивает правый оверхэнд

Мажет, но не проваливается, а тут же переключается на подножку и бросает Ногейру
Конечно, в навыках Емельяненко не все было так гладко. Во-первых, требовалось подтянуть удары ногами и защиту от них. Защита Емельяненко в целом достаточно сильно проседала. Он почти не использовал блок, предпочитая обороняться за счет движения ногами и корпусом. Против бойца с такими быстрыми ударами ногами это могло стать большой проблемой. Разумеется, это разглядел и тренерский штаб Емельяненко.
«У Федора руки в тот момент были уже на должном уровне, а вот ударов ногами и защиты от них не хватало. В Голландии он все это подтянул [Емельяненко поехал на сборы в Голландию для подготовки к поединку против КроКопа]. Побыстрее стал бить ногами. До этого были случаи, что он не всегда ноги видел и пропускал.
Все спарринг-партнеры в левшу становились – и в спаррингах работали, как КроКоп. Задача Федора была закручивать его влево, идти вперед и влево. А спарринг-партнерам была задача пробивать левой ногой – в печень, в голову», – рассказывал тренер Емельяненко Александр Мичков.
Как показал поединок против Филиповича, Емельяненко точно не терял времени зря на голландских сборах.
Как Федор разобрал КроКопа?
С первых же секунд поединка Емельяненко пошел вперед и влево, как и отрабатывалось на тренировках. Правую руку держал высоко, но не слишком, оставляя для себя возможность заблокировать миддл-кик Филиповича локтем.
Спустя 17 секунд – первая атака и прорыв на ближнюю дистацию:

Правый оверхенд от Емельяненко – мимо цели

Сразу же после промаха Емельяненко прихватывает шею Филиповича

После чего делает попытку перевода в партер – КроКоп защитился
Спустя 10 секунд – первая попытка удара ногой от Филиповича. Емельяненко сразу же показал, чему его научили в Голландии:

Емельяненко заблокировал вообще все зоны атаки. Нога Филиповича залетела прямо в щит
«Как сейчас помню, КроКоп бьет мощнейший, заряженный лоу-кик – Федор выставляет плотный щит и получается удар кость в кость: голень КроКопа и колено Федора. Там был такой звук от удара, что я на трибуне его слышал. И я понимаю, как больно обоим. Я увидел глаза КроКопа – он просто обалдел. А Федор вида не показывал», – вспоминал Роман Зенцов, спарринг-партнер Емельяненко.
За первые три минуты первого 10-минутного раунда Филипович серьезно попал всего дважды: сконтрил лоу-кик Емельяненко левым кроссом и попал ногой в корпус – на этот удар Федор сразу же ответил серией у канатов. КроКопу жутко не хватало объема ударов: когда Емельяненко бесстрашно шел с ударами прямо на самого опасного кикбоксера Pride, сам Филипович просто отступал, пытаясь найти удобную дистанцию.
«Почему Саня Емельяненко проиграл КроКопу [бой прошел в августе-2004]? Установку не выполнил. Установка была такая: «Саша, ни шагу назад, пятиться нельзя – ты должен заставить его пятиться». С чего нокаут получился: Саня чуть попятился – КроКоп ударил левой ногой в голову. Федор этот урок выучил. И все три раунда шел на КроКопа, сталкивал его назад и тем самым выключил его основное оружие – ноги. Федор, наоборот, сам хай-кик пробил», – объяснял Александр Мичков.
Отключив удары ногами Филиповича, Емельяненко оставил ему лишь бокс на отходе. Здесь мешала угроза перевода – после первой же попытки задавить Федора панчами КроКоп получил тейкдаун в ответ:

Филипович идет вперед с джебом

Емельяненко ныряет под удар, разворачивает соперника в клинче и укладывает в партер
Оставшиеся пять минут раунда бойцы провели в партере – здесь нужно отметить качественный гард Филиповича. Да, он не смог вернуться в стойку, но не давал Емельяненко продвинуться дальше гарда и оставался активным на спине, постоянно атакуя ап-киками и ударами руками снизу. Тем не менее раунд уверенно забрал Федор: он выглядел лучше в стойке и, несмотря на активность КроКопа, контролировал бой в партере.
Второй раунд начался с двух комбинаций Емельяненко, каждая из которых, внезапно, начиналась с ударов ногами. Ощущение, будто Федор, как и в поединке против Ногейры, хотел сделать заявление, надавить на соперника психологически, переиграв его в собственной игре.
К середине второго раунда Филипович выдохся. Постоянное отступление, попытки уйти от канатов и найти дистанцию отнимали у него слишком много сил, не говоря уже о пяти минутах на канвасе в первом раунде. Важно, что Емельяненко выигрывал каждую завязку в клинче, заканчивая либо попыткой броска, либо плотным коленом по корпусу – и это тоже отнимало силы Филиповича. Очередной клинч завершился переводом в партер:

Емельяненко пытается вытянуть соперника на себя при помощи замка на корпусе

Как только КроКоп оказался на достаточном расстоянии от канатов, Емельяненко сделал подножку и перевел его в партер
Оставшиеся две минуты бойцы провели на земле без серьезной активности: Филипович удерживал Емельяненко в гарде, а тот не увеличивал темп, взяв передышку.
Третий раунд Емельяненко начал с нескольких плотных серий в стойке, а затем перевел соперника в партер. Изнеможденный Филипович сначала пытался выйти на рычаг локтя, но затем совсем перестал активничать. Ближе к середине раунда бойцов вернули в стойку, но ненадолго: Емельяненко ушел от отчаянной атаки соперника, вошел в клинч, пробил коленом и снова перевел КроКопа в партер. Бойцов снова подняли в стойку в конце третьего раунда, но сил на яркий финиш уже не осталось.
***
Этот бой далеко не редкий случай, когда два финишера провели в ринге всю дистанцию. Обычно такие поединки бывают достаточно скучными, но этот, несмотря на длительные периоды в партере, впечатляет и волнует до сих пор. Вероятно, дело в образе обоих бойцов – двух действительно устрашающих киллеров, расправлявшихся с соперниками за раунд.
Когда они встретились, то принялись закрывать сильные стороны друг друга. У Емельяненко получилось лучше: создал для КроКопа тяжелые условия, лишил возможности выцеливать хай-кик, переработал в стойке и переводил из клинча. Филипович ограничил Емельяненко в партере, но не навязал нужный темп в стойке – и закономерно проиграл.
Настоящие ММА-шахматы.