7 мин.

«Перед боем показывали кладбища после войны в Югославии». Федор vs КроКоп – глазами тренера Емельяненко

Интервью с Александром Мичковым.

20 лет назад в Японии Федор Емельяненко побил Мирко КроКопа, потратив на это 20 минут и 194 удара. В углу Федора была самая известная связка его тренеров: Владимир Воронов, отвечавший за борьбу, и Александр Мичков, тренер по боксу.

Мы встретились с Мичковым в Старом Осколе, чтобы вместе посмотреть один из лучших боев в истории ММА.

«КроКопа распиарили в Японии. Весь зал за него болел»

Мичков смотрит бой почти без эмоций и комментариев. И честно признается, что для этого боя они ездили в Голландию и много работали с кикбоксерами, которые ставили защиту от ног. Научиться этому с чистой школой бокса было бы тяжело. Но сам Федор к этому моменту уже пробовал бить ногами, причем лапы для киков чаще держал тренер Воронов.

«Раз 10 я этот бой точно пересматривал, – говорит Мичков, когда мы включаем запись. – Для себя смотрел после боя. Ошибки разбирали с Михалычем. Кто-то из друзей просил пересмотреть, так и набралось…

КроКоп тогда был очень сильно распиарен в Японии, весь зал за него болел. Он готовился в Японии, много мелькал там по ТВ. Они перед началом боя показывали на экране кладбища после войны в Югославии, подчеркивая, что он от этого пострадал.

Мы столько раз летали в Японию в то время, что не могу точно сказать, как летели тогда: и из Нидерландов прямо, и из Москвы, и как-то – из Германии».

«Чтобы бить кросс так, как Федор, нужен характер. Мы понимали, что на руках он был быстрее Мирко»

– Левше нельзя давать работать первым номером. У нас была установка: Федя должен был столкнуть КроКопа назад. Он его постоянно сталкивал – тот пятился.

На первых минутах заметно, что Федя быстрее: вот он легко уклонился от прямого. Финты Федора передней рукой, это не школа бокса, не что-то, чему я его учил как классике, но ему так было удобнее и работало.

Вот тут Федор в первый раз за раунд пропустил навстречу. И потом Мирко попал, но уже в защиту.

– Вы сильно нервничали?

– Очень сильно. Такой бой и такой соперник, что в любую минуту могло прилететь и все бы закончилось.

– Почему Федор так широко держит локти?

– У него не сводились локти. Вот так он стоит и все!

Тут Федя классно попал. Мы с ним вообще многие атаки начинали через его правую руку, через кросс. Потому что он хорошо наносил этот удар. Чтобы бить кросс так, как он, нужен характер. Дух. Потому что ты с таким ударом сам можешь пропустить навстречу, а он его не боялся бить. И мог бить очень быстро. Мы понимали, что на руках он был быстрее Мирко.

Вот видите, попал КроКоп, Федю повело… Слышу сейчас подсказки Михалыча, его всегда было слышно лучше меня, у него голос громче. И на боях он чаще всего подсказывал, я даже больше ему что-то говорил, а он кричал уже [тренер Владимир Воронов умер в 2020 году].

– Вы сейчас смотрите бой. Что в нем можно было сделать лучше?

– Когда Мирко выбросил 2-3 удара с задней руки, мы как раз хотели, чтобы и Федор делал то же самое – сдваивать правой и всегда первым начинать атаку. Надо было постоянно атаковать самому.

– Что вспоминаете из перерывов между раундами? Федор что-то говорил?

– Мы пытались закрыть его сечки, а он пытался восстановить дыхание. Насколько помню, он ничего не говорил. Видите, смотрят перегородку – по-моему, там даже нос был сломан. У Феди вообще за карьеру было столько травм, что всего не упомнишь.

«Говорили Федору переводить, а он: «У меня получалось в стойке, и я дрался в стойке»

– Здесь Федор пробует попасть по печени. Мы очень много с ним нарабатывали комбинации на руках.

– Вы думали, что КроКопа можно нокаутировать, или вообще такое исключали?

– Да никто от этого не отказывался, просто он и удар держит классно, и в принципе никогда нельзя настраиваться нокаутировать человека. Иначе вообще ничего не получится. В чем суть тренировочного процесса: ты нарабатываешь массу комбинаций – потом, если в бою создается ситуация, а у тебя есть навыки, ты это пробьешь.

Здесь Крокоп еще не устал, но подзажался и начал замахиваться.

И дальше слышно, как я кричал: «Начинай сам, не жди». Федор должен был первым начинать атаки.

А вот тут Владимир Михалыч кричит «подсад» и «оттяни его от себя».

В общем, в тот момент Володя советовал ему сделать подсад, а Федор сделал зацеп и перевел. И, когда бой переходил в партер, было уже спокойнее, потому что там риски для него минимальные. Но Мирко, конечно, в партере здорово защищался. Ноги активные, перевести его было сложно.

– У Федора была травмирована правая рука. Вы могли ей работать на тренировках?

– Могли, но правую щадили, как могли.

– Чем вы недовольны, пересматривая этот бой?

– Что несколько раз бросался без подготовки. Просто бил левой, как получается. И КроКоп успевал уходить. Зато каждый выход из ближнего боя Федя выигрывал, во всех эпизодах.

Вот опять широко, видите? Бьет левый боковой с замахом. И поэтому не проходит.

– В том бою Федор сильнее всего устал в вашей жизни?

– Никогда не сравнивал, но, когда я на него смотрел, мне всегда казалось, что он может драться еще.

– Заметил, что Федор выиграл этот бой почти без джеба. И я вообще не помню, чтобы он его использовал.

– Да. Потому что он невысокий и руки у него не такие уж и длинные.

Жесткого плана у нас не было – драться в стойке или драться в борьбе. Сейчас вспоминаю, мы даже ему кричали, чтобы он переводил. А он потом нам сказал: «У меня получалось в стойке, и я дрался в стойке».

Бою Федора и КроКопа – 20 лет. Что делает его величайшим?