Завершившим карьеру посвящается. Томаш Сикора
Всегда грустно, когда уходят великие спортсмены. К истерикам и воплям «вернись, мы все простим!» отношусь с прохладцей, как ни крути, а когда-то уходить надо. И все равно иногда делается очень тоскливо.
Еще обиднее при этом, когда спортсмена, как стоячего проходят на трассе новые герои – более молодые, наглые; когда он, когда-то бывший образцом надежности, подводит команду, и когда собственные болельщики глумятся над ним. Но еще грустнее, когда про человека, бывшего когда-то легендой, просто забывают. Когда он не то, что не сказал последнего слова, а никто даже и не вспомнил, что это самое слово должно быть сказано. Именно так завершилась карьера Томаша Сикоры. Сезон 2011-2012. За другими, яркими для всех и лично для меня событиями я очень редко вспоминала про то, что после этого сезона Сикора скорее всего уйдет. Я все время помнила про Грайса, реже про Зуммана, которые, как потом выяснилось, никуда и не уходят, а про Сикору… Вспоминала, но не очень часто. И только иногда в памяти всплывал тот масс-старт в Форт-Кенте, когда Сикора первым уходил с огневого рубежа. Уверена, сотни любителей биатлона в тот день, как и я, отчаянно кричали ему: беги!. Вот только что он мог противопоставить реактивному Фуркаду? Впрочем, даже второе место вызывало искреннюю радость за поляка. А потом… Потом не было уже ничего, потому что из-за болезни Томаш пропустил как ЧМ в Хантах, так и ЧМ в Рупольдинге. Вот такой финал.
Парадокс: по титулам Томаша превосходят и Свенсен и Фуркад, при этом им-то еще выступать и выступать. И, тем не менее, в отличие от поляка, у меня вот ни норвежца ни француза язык не повернется назвать великими. Во всяком случае, пока. Почему?
Критериев тут нет и быть не может. И вообще это субъективно. И все-таки есть у Томаша что-то такое, чего пока что нет, а, возможно никогда не будет у Эмиля и Мартена. Что это? Возможно то, что Сикора это тот про которого говорят «человек-эпоха» (подумать только, почти 20 лет длилась его карьера). А может быть то, что его достижения они не «благодаря», а скорее «вопреки?» Вопреки психологическим проблемам, вопреки нищете, вопреки тому, что Польша, при всем к ней уважении, не такая уж и биатлонная страна? Вопреки проблемам, которые неведомы младшему поколению? Снова вспоминаю тот масс-старт. Пресс-конференция. Честно говоря, только там впервые разглядела, как выглядит Сикора. Немного детское, наивное лицо. Лицо человека, от которого никогда не услышишь ничего гадкого, грубого или даже просто резкого.
Может быть в этом ответ?
Так и не осилила я в свое время «Войну и мир» целиком. Но все-таки основное я прочитала. И запала мне в душу фраза: нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Знаю, что спорно. Во всяком случае, само по себе. Но в случае с Сикорой, наверно, все в совокупности. И тяжелейшая судьба, и личные качества, и, само собой, титулы: полный комплект медалей чемпионата мира, серебро Олимпиады, четыре раза в десятке тотала, 6 побед на этапах кубка мира, и МХГ в спринте сезона 2005 – 2006. Впрочем, дело всегда не только в том, сколько было выиграно титулов, а в том, КАК были выиграны эти титулы. Единственное золото поляк выиграл далеком 1995 году, в индивидуальной гонке, и даже проблемы с винтовкой на третьей стрельбе не помешали Томашу отстрелять на «ноль». И это в 21 год, в первом для себя чемпионате мира!
Не буду сейчас ударяться в подробности биографии Сикоры, и того провала, который последовал за успехом. Его биография достаточно подробно расписана здесь, а здесь уделено много внимания его безмедальному периоду. Нищета, безнадежность, психологические проблемы. Что может чувствовать человек после 8 лет такой жизни?
" Я всегда мог рассчитывать на какие-нибудь деньги за работу по ремонту крыши. Хотя известно, что я бы предпочел делать что-нибудь другое".
И вот, спустя 8 лет после ЧМ, новый тренер.
- Если я буду тебя тренировать, ты вернешься?
- У меня уже другая жизнь.
- Но если я спрошу: «Вернешься на один год?».
- Лишь на год?
- Если у нас не получится, то ты уйдешь»
- Я вернусь.
Вот так были выиграны все остальные его титулы. Индивидуальная гонка на ЧМ сезон 2003-2004: впереди был только Рафаэль Пуаре, позади – сам Уле-Айнер Бьорндален. Масс-старт на Олимпиаде: Сикора уступил не кому-нибудь, а герою этой Олимпиады Михаэлю Грайсу, а позади вновь остался Бьорндален. "После своей первой медали на юниорском чемпионате мира я поверил, что могу добиваться хороших результатов. Может, именно поэтому я до сих пор соревнуюсь".
"Я долго ждал своей первой олимпийской медали, радость после серебра Олимпиады-2006 невозможно описать".
Сезон 2008-2009: Томаш боролся за БХГ со Свенсеном и Бьорндаленом. До самой последней гонки он претендовал на свой второй МХГ в спринтах. Но из-за болезни выиграть не получилось ни того, ни другого. Неудачно завершился и чемпионат мира в Южной Корее – ни одной медали. Еще не зная, что этим сезоном для него практически все и закончится, Сикора с надеждой смотрит в будущее и с энитузиазмом работает на тренировках.
«Как нахожу мотивацию? В мечтах. Они приводят меня к тому, что в конце сезона начинаю думать о следующем. Я еще не все выиграл в спорте, однако не люблю говорить о целях.»
Его спрашивают про завершение карьеры, он отшучивается: «Всегда планирую завершить карьеру. Уже два или три раза хотел, но как видите, все еще выступаю. Надеюсь, моя жена не читает это».
Сезон 2010 – 2011. Участившиеся травмы и болезни, Томаш вынужнен пропускать целые этапы, но, настоящий оптимист, он по-прежнему верит в лучшее.
"Два дня назад я видел сон. Болячки заканчиваются, я набираю форму и побеждаю на чемпионате мира в Ханты-Мансийске. И знаете что? Вместе со мной там побеждал и кто-то из сборной России!"
Реальность оказалась жестокой – чемпионат мира Сикоре пришлось пропустить из-за болезни. Но даже после этого, в своем последнем сезоне, он не терял надежду. Но безуспешно. Два пропущенных чемпионата подряд.
И вот еще один спортсмен уходит. Если про Экхольм говорили, что она уходит тихо, то Сикора уходит вообще незаметно. Ни единого слова, ни единой жалобы, ни просто откровения. Только глухой безнадегой веет вот от этих слов: «Пока я не хочу давать оценку своему выступлению – придет время, я все проанализирую и приму решение, как готовиться, что делать дальше. Вероятно, как раз делать ничего и не придется. И мы все знаем, о чем идет речь. Ханты встретили нас теплотой... Имею в виду как людей, так и погоду. От этих мест у меня лучшие воспоминания среди всех городов, принимающих этапы Кубка мира в этом сезоне». Сикора много занимался благотворительной деятельностью, и, конечно, самую широкую известность получила продажа его серебряной медали Турина с благотворительного аукциона.
«Настал момент, когда она больше не может просто пылиться на полке. В мае на сборе молодых биатлонистов в Варшаве произошел несчастный случай – пуля попала в голову 16-летнему мальчику Тому Дудеку. Возможно, в тот момент он навсегда потерял свой шанс выиграть олимпийскую медаль, поэтому я хочу ему вернуть нечто более важное – здоровье! Я думал, продавать ли мне медаль, ровно пять секунд. Это был шанс что-то сделать в жизни для другого человека. И от того, что я хоть чем-то помог, мне так хорошо, что сожалениям о медали нет места».
Еще несколько интересных цитат от Томаша:
«Чтобы выступать в лыжах, нужно хорошо бегать и «классикой», а над моим классическим ходом смеются сервисеры»
«Выбрал биатлон потому, что нравилось стрелять. Что такое для мальчика стрельба, это же почти мистика. Даже взрослые мужчины питают слабость к оружию, а для мальчишки стрелять из винтовки, сами понимаете — даже футбол не может с этим соперничать»
«Первая победа в биатлоне была на чемпионате Польши в 1992 году, я выиграл тогда по юниорам всю программу. Это было для меня тем важнее, что прямо перед этим прошел юниорский чемпионат мира, на который меня не взяли в команду. Поэтому когда через две недели они вернулись, и я на национальном чемпионате их обыграл на всех дистанциях, было приятно вдвойне».
«В биатлоне, по меньшей мере, человек двадцать после гонки испытывают это чувство и могут сказать: «Если бы не этот неточный выстрел, мог бы выиграть медаль». Я стараюсь избегать таких мыслей».
«Каждое утро будильник звонит в 6.45. Люблю поспать, поэтому вставать так рано – самое сложное. В семь часов – завтрак, в это время несколько человек, включая главного тренера, уже сидят в ресторане. Нам предлагают эспрессо, потому что без него очень сложно прожить день. Кофе – одна из вещей, от которых я не могу отказаться».
«Футбол – моя страсть. Иногда родственники жалуются на то, что я смотрю все матчи подряд, ничего не пропускаю»
«Мне бы хотелось, чтобы мои дети занимались спортом, но я не буду оказывать давление. В спорте нет шансов на успех при принуждении. Ты не можешь быть на вершине, если сам к этому действительно не стремишься»
Рецепт успеха... его никто не знает.
Самое приятное в работе... когда ложишься спать после утомительной гонки.
Никогда не скажу... что смогу победить кого угодно.
Мне стыдно за... такого не существует.
Я жду... лучшей физической формы.
Мой идеал женщины... у каждой женщины есть привлекательные черты.
Я езжу... на BMW.
Мой кумир... Лэнс Армстронг.
УДАЧИ, ТОМАШ!
Удачи ему, такие добрые люди всегда найдут себе применение в жизни))
Вроде логичный уход в силу возраста поляка, но всё равно безумно жаль...
Томаш - очень скромный, искренний человек... Редко в спорте такого встретишь...
Спасибо за пост... Даже не знала, каких трудов ему стоило соревноваться...
А продажа серебряной медали и занятие благотворительностью ещё раз говорят о его порядочности и человечности... Преклоняюсь перед Томашем и желаю ему во внебиатлонной жизни только успехов... Побольше бы таких людей!..
а вообще грустно, из этого поколения все меньше и меньше остается спортсменов
Удачи Томашу в постспортивной жизни - действительно, спортсмен, котрый всегда вызывал уважение.