8 мин.

Саратов - Самара

Прочитав увлекательную серию материалов СМИ, разоблачающих Сергея Викторовича Чернова и его Систему, решил написать о том, кто в сложных условиях города-свалки продолжает готовить кадры для российского баскетбола всех уровней. Речь идёт, конечно, о Владимире Евстафьевиче Родионове, ВЕРе, или Шефе и построенной им так называемой "системе Автодора".

Согласно статистике, приведённой в блоге о саратовском баскетболе, в Суперлиге А нынешнего сезона именно воспитанники школы Автодора выступили наиболее эффективно по сравнению с воспитанниками других отечественных школ. Более того, они превзошли не только качеством, но и количеством. Если пойти дальше, то только три команды Суперлиги Б не имели в своём составе экс-автодоровцев, да и в молодежном чемпионате победителем стал Максим Григорьев, представлявший Россию на прошлогоднем молодёжном еврофоруме в Греции. Поэтому Родионов прав, заявляя следующее: "По своей эффективности система Автодора не имеет равных в России. Все клубы Москвы и Московской области, вместе взятые, за 20 лет не достигли таких результатов. Посмотрите, кто сейчас является лидерами сборной России – Кириленко, Хряпа и Моня. Санкт-петербуржец и два воспитанника Автодора. Кстати, необходимо учитывать колоссальную разницу в материальных условиях между московскими клубами и нашим".

Итоговая сборная суперлиги А системы Автодора по версии вышеупомянутого блога выглядит так: З.Пашутин, Моня, Маккарти, Лампе, Хряпа, Зеленский, Зозулин, Демешкин, Веремеенко, Суровцев, Воронов, Хлопонин. Тренеры: Е.Пашутин (ЦСКА), Гришаев (Питер), А.Мальцев (ЦСКА-2).

Впечатляет, согласитесь? Столь мощная кузница кадров продолжает бесперебойно работать "благодаря и вопреки" одновременно. Уже 6 лет Автодор не играет в элите отечественного баскетбола. Высосанный из пальца лимит на вместимость баскетбольных залов СЛА в 3500 человек отсёк ФОК Звёздный и, в совокупности с другими факторами, Автодор от участия в играх элитного дивизиона этого сезона. Теперь подобный лимит планируют ввести и на Украине – "шоб було". При этом статистика говорит, что собрать 3500 человек на наш баскетбол не удаётся ну никак. Внесем поправку на завышенность этой статистики для округления чисел отчётов и избежания штрафов и получим катастрофическое падение посещаемости. От привлечения "мёртвых душ" к аренде "мёртвых мест" – альтернативы нет (кстати, добро пожаловать в СЛА, Нижний Новгород).

Возможно ли создание подобия саратовской школы в других поволжских регионах? С таким вопросом я обращался к ряду баскетбольных специалистов, поработавших и в Саратове, и в соседних областях.

Казань. По словам заслуженного тренера СССР Сергея Зозулина, когда он в 2000 году привёз в УНИКС молодых перспективных Суровцева, Хамитова, Осипова, Кротенкова, Жуканенко, Шевеля и своего сына, то попросил у Богачёва три года на работу с этими ребятами, потенциал которых был достаточно высок. Но ему такой возможности не предоставили - по замыслу руководства он должен был сосредоточиться исключительно на работе в рамках должности помощника Ерёмина. О воспитании баскетбольной молодёжи в Татарстане не думали ни тогда, ни сегодня. Задачи такой не ставили, вот и результат (http://www.sports.ru/tribuna/blogs/hushhush/89757.html ).

Самара. Если УНИКСу саратовский опыт и даром не нужен, то как дела обстоят в 63 регионе? Здесь за Красные Крылья в только что закончившемся сезоне выступали аж три представителя системы Автодора: Денис Хлопонин, Андрей Иванов и Артём Яковенко. Вдобавок, некоторое время в команде был заявлен Антон Агеев. Будь они собственными самарскими воспитанниками, хозяева клуба сэкономили бы несколько миллионов рублей на контрактах.

Приведу мнение Родионова об игроках Красных Крыльев:

"Когда Динамо выкупило Иванова, у Андрея девушка была из Москвы. Любовь длилась всего полгода – за это время и из сборной выпал, и из команды, а после этого он до сих пор не может выйти на свой уровень".

"У Хлопонина не выработалось понимание баскетбола. Денис обладает хорошим броском – если нужно за 3 секунды бросить, его и выпускают". И действительно, Хлопонин в этом сезоне забил ряд победных бросков – на выезде с Триумфом, дома с киприотами.

"По физическим данным, Яковенко – настоящая машина. Он может и должен играть. В тренировочном процессе выглядит очень хорошо. Все восхищаются. Но над Михайловым довлеет результат, и тренер делает ставку на легионеров. Хотя отчасти Артем сам виноват. Он получил шанс, но в некоторых играх не смог себя проявить".

В Яковенко, помимо Родионова, верят и генеральный менеджер Красных Крыльев Сергей Тимофеев, и бывший тренер Артёма Константин Селяев, работавший в сезоне 2008-2009 в Автодоре: "Яковенко еще не является сложившимся игроком. Он, безусловно, талантлив, у него просто великолепные физические данные, но пока это все, что есть. С Артемом просто необходимо много и кропотливо работать. Также ему самому необходимо понять (при помощи опять же тренеров), что из категории одаренных и талантливых уже пора бы переходить в категорию играющих. И никто за него этот путь проделать не сможет".

Сейчас Константин Селяев из Саратова перебрался в Самару, где работает исполнительным директором городской Федерации баскетбола. Я попросил его рассказать о саратовском этапе его тренерской деятельности и возможности создание подобия саратовской школы в Самаре. Вот его заметка специально для блога "Баскетбольная Провинция":

Константин Селяев

"Разговор о "системе Автодора" начну с того, что скажу "Спасибо!" Владимиру Евстафьевичу, давшему мне возможность получить действительно бесценный опыт. Проработал я, кстати, в Саратове целых 5 месяцев! Здесь никакой иронии, здесь я бы даже сказал гордость, потому что не многим такое удается. И за эти 5 месяцев в Автодоре мне удалось почерпнуть очень многое. Взять хотя бы тренеров, с которыми я имел возможность трудиться бок о бок за это время. Убежден, что ни одна тренерская клиника не может дать того, что дает совместная каждодневная работа. Так вот, за эти самые 5 месяцев мне удалось поработать с Александром Гуторовым (молодой, только начинающий карьеру тренер, имеющий при этом огромный опыт игрока, выступавшего на самом высоком уровне), Никшей Бавчевичем (хорватский опытный хорватский тренер, работавший с несколькими игроками, впоследствии достигшими уровня НБА), Юрием Селиховым (здесь думаю характеристика и не нужна) и Мирославом Николичем (очень титулованный сербский специалист, друг Желько Обрадовича). Впечатлений и заметок от каждого сотрудничества я сделал достаточно.

Попробую, для начала, выделить основные моменты, позволяющие говорить про "систему Автодора", как про самый успешный российский клуб с точки зрения поставки на баскетбольный рынок игроков. Как я уже сказал выше, основа всей этой системы – Родионов. Собственно все в Автодоре решает он. Владимир Евстафьевич очень любит баскетбол. Автодор можно смело назвать его ребенком, о котором заботливый родитель знает все и который никогда не оставался без родительского внимания и заботы (даже с отъездом Шефа в Питер). Не уверен, что какой-либо еще баскетбольный руководитель сможет дать исчерпывающую информацию о каждом (!!!) из игроков, тренирующихся в клубе. Причем информацию как о баскетбольных качествах, так и о личных. Более того, Родионов знает не только все о своих игроках, но и очень многое про остальных сколько-нибудь интересных и перспективных баскетболистах России и не только, находящихся в возрасте от 15 лет. При этом самое главное, что Родионов, на мой взгляд, лучше всех баскетбольных руководителей России знает игру баскетбол. Запас знаний о психологии баскетболистов, педагогике в работе с молодыми игроками, тактике, стратегии игры и т.д. очень велик. Еще есть у ВЕРа чутье. Очень хорошее баскетбольное чутье, нюх, который позволяет увидеть в молодом пацане что то, что позволит стать ему в перспективе игроком высокого уровня. Вовсе не факт, что обязательно так и произойдет и каждый, в ком что-то увидел Родионов, вырастет в такого игрока. Все-таки факторов, определяющих успешное развитие карьеры любого спортсмена достаточно много. Но, если вы попали в Автодор, и Шеф увидел в вас что то интересное, то шансы на попадание в профессиональный баскетбол значительно вырастают. И это еще один очень важный фактор. Для молодых баскетболистов, их родителей и тренеров, решающих что лучше для развития карьеры, Автодор - один наиболее предпочтительных вариантов как раз таки потому что создан такой имидж клуба, как места где сделают все, чтобы игрок перешел из молодых и одаренных в действительно полноценную единицу профессионального мужского баскетбола. А это также одна из огромных проблем всего российского баскетбола – переход из детского в мужской.

Так вот первые, очень важные отличия между Саратовом и Самарой в том, что в Автодоре ведется постоянная работа по поиску молодых талантов, по работе с ними, и доведения юношей до взрослого баскетбола. Как то доводилось читать высказывания баскетбольных функционеров Самары, что нет у нас в городе сильной молодежи. Господа, в Саратове играет порядка 5-7 наших, самарских ребят. И играют они там не потому что лучше условия. Просто в Автодоре у них есть шанс. Шанс научится чему то, шанс вырасти в баскетболиста. Автодор увидел в них что то, проявил заинтересованность. Представители Саратова бывают на всех крупных детских соревнованиях, в целях найти перспективного игрока. ВЕР активно работает и сотрудничает со спортшколами, где появляются интересные кадры. А давно ли кто-то из представителей профессионального баскетбола Самары был на детском турнире? Уверен, что давно. Может ли кто то из руководства Красных Крыльев (а до того мог ли кто то из руководства ЦСК ВВС-Самары) назвать фамилии наиболее перспективных самарских игроков, успешных детских тренеров, или хотя бы пару фамилий ребят, которые почему-то при наличии в городе команды самого высокого уровня, предпочли уехать расти в Саратов? Не думаю, что так. Вот так все просто на самом-то деле. Про систему Автодора, ее плюсы и минусы можно говорить достаточно много. Всегда можно сделать лучше. Но как говориться, все познается в сравнении. И оно, сравнение - по работе с молодежью, воспитанию своих баскетбольных кадров, к моему сожалению, не в пользу Самары.

Про систему Автодора же я, возможно, еще расскажу, если это окажется кому-то интересно :)".