10 мин.

Летняя лига НБА бессмысленна и беспощадна. Была ли в ней польза для Демина, Голдина и Лахина?

Ищем позитив.

Летняя лига НБА – странное соревнование.

С одной стороны, следить за ней любопытно, поскольку на площадке сплошь новые лица – 90% баскетболистов не знакомы поклонникам НБА. С другой стороны, усредненный болельщик никого не знает, ни за кого не переживает, половина игроков «его клуба» даже в тренировочный лагерь не пробьется.

Летняя лига – прекрасная демонстрация того, какого уровня достигла сегодняшняя НБА: все умеют быстро бегать, все умеют высоко прыгать, все умеют бросать, все умеют вести мяч. Но летний баскетбол неинтересен для тех, кто ценит взаимодействия, слаженность, командную игру. Она также противопоказана тем, кто ценит хотя бы минимальное уважение к самому баскетбольному процессу – трудно смотреть на броски с 8 метров на пятой секунде владения.

Летняя лига изначально выстроена невыгодно. Многие ее участники выходят играть после длительного перерыва. Виктор Вембаньяма, к примеру, слабо выглядел в своих первых матчах в Летней лиге, очень волновался, ведь в баскетбол в полноценном формате 5-на-5 он играл в тот момент впервые за несколько недель. И это человек, который до июня играл в Европе, что уж говорить о бывших студентах, не игравших с марта. Те, кому был гарантирован выбор в первом раунде, знали, что им обеспечено трудоустройство, поэтому многие всерьез не тренировались с весны, чтобы не получить травму. И в соревновательный режим они переходят лишь в Летней лиге.

Если утрировать, то это матчи команд, которые собраны из никогда раньше друг с другом не игравших баскетболистов, в рамках соревнования, которое не имеет значения и ни на что не влияет.

Зачем вообще нужен баскетбол летом?

Во-первых, это возможность узнать, что у Эвана Мобли и Эндрю Нембхарда есть братья.

Во-вторых, это полезно в качестве разрядки после нескольких месяцев волнений и ожидания.

В-третьих, Летняя лига нужна для внимания, то есть генерирования контента и интереса к лиге. Это какая-никакая возможность для команд и для самой Ассоциации засветить тех молодых игроков, которые вызывают ажиотаж среди фанатов. Первый номер драфта-2025 Купер Флэгг два раза вышел на площадку – один раз сыграл не очень, второй раз великолепно – и отправился отдыхать до октября. Все, кто жаждал увидеть его в деле, выдохнули и на какое-то время успокоились. Значит ли 31-очковый перфоманс что-то для будущего Купера Флэгга? Нет, ничего не значит.

Можно набирать хоть по 40 очков в матчах Летней лиги – это не гарантирует тебе успех в НБА. Но это также не значит, что в Летней лиге все играют спустя рукава, поскольку это единственный шанс произвести первое впечатление.

Проблема в том, что выделиться легче всего тем, чтобы взять мяч в свои руки и пойти за всех решать. Но не всем нравится подобное мышление.

В Летней лиге хуже всего – разыгрывающим

Егор Демин привык играть первым номером, быть распасовщиком и принимать много решений по организации атаки. Вместо этого он попадает в Летнюю лигу, где очень тяжело раскрыться в качестве разыгрывающего просто потому, что игроки друг друга не знают, а попытки наладить контакт портятся тем, что каждый пытается проявить себя.

Когда Егора Демина подзвучивали с помощью микрофона, то его слова «давайте демонстрировать командную игру, давайте будем двигать мяч, защищаться и поддерживать друг друга» звучали наивно. Тренерам «Бруклина» это его отношение наверняка понравилось. Но, естественно, оно ни на что не повлияло. Как мы видим на примере Демина и Каспараса Якучиониса из «Майами», быть защитником с философией «пас первичен» в Летней лиге – это гиблое дело.

Демина поставили играть вторым номером, то есть двигаться без мяча и атаковать с получения. Может быть, это сознательное решение тренерского штаба «Бруклина». Может быть, это просто так получилось по какому-то естественному распределению ролей. Оказалось, что Демин, которому прогнозировали проблемы с дальним броском, забивает больше 40% трехочковых. Должно ли это обнадеживать? Нет. Потому что эта выборка совершенно не репрезентативна, на ее нельзя ориентироваться.

За три игры в Летней лиге Демин за 25 минут на паркете набирал 11 очков, 4 подбора, всего полторы передачи при трех потерях. Если сравнивать с другими новичками «Нетс» – даже неплохо для того, кто играл не на своей позиции. Если сравнивать с ожиданиями от 8-го номера драфта на фоне не самых сильных соперников – всегда хочется большего.

Есть другая тактика – можно смотреть не на то, что игрок делает в Летней лиге хорошо, а на то, что он делает плохо.

Например, в одной из первых игр Летней лиги на площадке появился Далтон Кнехт. И комментаторы этой игры упомянули, что тренерский штаб «Лейкерс» хотел бы видеть от Кнехта более качественную защиту и понимание оборонных действий. В следующую же секунду Кнехт пропустил мимо себя игрока, который набрал легкие два очка.

Скорее всего, этот момент расстроил тренерский штаб сильнее, чем их порадовали трехочковые Кнехта. Им уже известно, что Кнехт умеет забивать на уровне НБА – а для прочного места в ротации нужно нечто другое. Кроме того, Кнехт не новичок, он уже провел один сезон в НБА. Такие баскетболисты заведомо должны выглядеть предпочтительно. Наверняка именно поэтому в форме «Лейкерс» выигрышно смотрелся Коул Свайдер, который блеснул броском и атакующим арсеналом. Человек уже играл и в Лиге развития, и получал 10-дневные контракты с клубами НБА. Только вот выше определенного уровня он прыгнуть не смог, места в НБА ему до сих пор не досталось.

Помогает ли Летняя лига найти место в НБА?

Если рассматривать Летнюю лигу как мероприятие для «своих», то именно в ней игрок может познакомиться с внутренней инфраструктурой НБА и рассмотреть, как все это выстроено. Тебе дают пообщаться с журналистами, познакомиться с штабом и, в конце концов, сравнить себя с потенциальными конкурентами.

Владислав Голдин подписал двусторонний контракт с «Майами» без выбора на драфте – и этот факт означает, что в Летней лиге ему есть что доказывать. Но даже если он провалится, в рамках преддрафтового процесса он уже впечатлил клубы, слабое выступление в Летней лиге вряд ли заставит кого-то в нем мгновенно разочароваться. Клуб будет оценивать его в тренировочном лагере и в матчах регулярного чемпионата на предмет того, насколько хорошо он дополняет ротацию.

С другой стороны, через Летнюю лигу можно впечатлить работодателей. Что любопытно, это можно сделать даже не своими баскетбольными действиями и арсеналом, а просто тем, как ты выглядишь и двигаешься. Летняя лига – это в том числе возможность оценить то, насколько игрок смотрится чисто физически по сравнению со сверстниками или с другими перспективными игроками. Например, рост и длина рук в вакууме могут выглядеть одним образом, но в игровых ситуациях они зачастую воспринимаются совершенно иначе.

К примеру, второгодка «Майами» Келел Уэйр на бумаге ниже Голдина, но на площадке кажется, что все наоборот. Вес указан одинаковый, но Голдин значительно менее подвижен и более привязан к земле. Россиянин дает меньше вертикальности, хотя считается тем, кто должен завершать после скидок, бороться на щитах и страховать под кольцом. Но сейчас именно американец выглядит так, как и должен выглядеть современный центровой. Голдину в такой ситуации нужно придумывать, как себя проявить.

Но в Летней лиге слишком сложно что-то планировать. У Голдина чередуются выходы в старте, со скамейки и вообще пропуски. Он сыграл в 5 матчах из 7 – и все в разном статусе. То получает 15-20 минут, но в основном ставит заслоны и борется за подборы, то выходит на короткие отрезки и набирает в них 6-8 очков после скидок. Тренеры проверяют его в разных ролях? Или просто используют его на свободных минутах, когда нет Уэйра и других игроков основы? Опять, можно ли вообще делать выводы по Летней лиге? Непонятно.

Сухая статистика – 7 очков, 4 подбора в среднем за 16 минут, 62% с игры. Разброс – от 3 очков со штрафной линии против «Селтикс» до 5 из 5 за 13 минут против «Хоукс». Но всего два блока в сумме за пять игр, это настораживает.

Может быть, в «Майами» углядели в нем что-то особенное и смогут раскрыть его потенциал в течение сезона. Но для игрока без гарантированного контракта предпочтительнее все-таки показать навыки хотя бы на уровне Летней лиги. Неприятно, что Голдин выглядел невзрачно в Летней лиге с мячом в руках, искать хэнд-офф на дуге вместо самостоятельной угрозы с дриблинга – это уже вчерашний день для НБА. Впрочем, такая «проверка боем» может пойти и на пользу игроку – тренеры укажут Голдину, над чем поработать в межсезонье в первую очередь, чтобы к тренировочному лагерю центровой выглядел уже более уверенно.

В Летней лиге был и третий россиянин. Виктор Лахин повредил ногу в мае и выбыл на несколько месяцев. Несмотря на это, он вошел в ростер «Оклахомы» на турнир. И это звучит интригующе – чемпионы НБА что-то рассмотрели в центровом, который даже пока не готов играть. В «Тандер» же не стали бы тратить на россиянина место в заявке на Летнюю лигу, если бы он совсем не был им интересен, так?

Для Лахина, таким образом, это вообще не баскетбольный турнир. Это возможность познакомиться с миром, культурой, инфраструктурой НБА. Даже если Виктор не получит контракт в НБА в этом году, он будет лучше других новичков готов к Летней лиге в следующем. 

Вот и получается, что Летняя лига имеет ценность, хотя она и скрыта от рядовых фанатов. Демин сыграл всего тройку неполных матчей и уже объявил, что на последний матч «Бруклина» не выйдет, зато познакомился с тренерским штабом и будущими одноклубниками. Голдину дали не так много минут, но оценили его профпригодность и готовность играть не только в фарм-клубе. Даже травмированный Лахин может кому-то приглянуться и наладить контакты, чтобы подписаться на тренировочный лагерь уже в этом году.

Путь в НБА будет непростым для всех троих россиян. Летняя лига – лишь первая отсечка из многих.

Фото: East News/AP Photo/David Becker; Gettyimages.ru/Thearon W. Henderson