$250 млн теперь стоит зайти в женскую НБА. Откуда такой бум?
Мода на женский спорт.
На прошлой неделе женская НБА объявила о расширении до 18 команд к 2030 году. Это означает, что за шесть лет к чемпионату присоединятся шесть новых клубов: в 2025-м – «Голден Стэйт», в 2026-м – «Торонто» и «Портленд», в 2028-м – «Кливленд», в 2029-м – «Детройт», а в 2030-м – «Филадельфия».
Стоимость приобретения франшизы в женском баскетболе теперь официально составляет 250 млн долларов (столько заплатят «Кливленд», «Детройт» и «Филадельфия»). Причем известно, что желающих было гораздо больше – лига придирчиво выбрала три клуба из дюжины заявок, проигнорировав такие города, как Майами, Хьюстон, Денвер, Сент-Луис и Канзас-Сити.
Все это подтверждает: бум в женском баскетболе более чем реален.

Женская НБА продемонстрировала шокирующий рост
До 2020-х единственный успех женской НБА состоял в том, что она все еще продолжала существовать: для профессионального соревнования между женщинами это уже казалось неплохо. Лига ежегодно сообщала о финансовых потерях, но НБА, остающаяся мажоритарным инвестором, не теряла веры в проект.
Еще до пандемии заходила речь о том, что в ближайшее время женская НБА может все же завершить существование.
В начале 2020-х стоимость клуба женской НБА в среднем составляла 11,8 млн долларов. Желающих, правда, особенно не было.
В 2019 году Джо Цай приобрел у Джеймса Долана «Нью-Йорк Либерти» за сумму от 10 до 14 млн долларов.
В 2021 году Марк Дэвис приобрел «Лас-Вегас Эйсес» за 2 млн долларов.
В 2021 году Лэрри Готтесдинер приобрел «Атланту Дрим» меньше чем за 10 млн долларов.
Владелец «Уорриорс» Джо Лэйкоб был последним, кто успел вскочить на последнюю подножку этой ракеты – в 2023-м он договорился о том, что его женский «Голден Стэйт» присоединится к лиге в 2025 году. Это обошлось ему в 50 млн долларов, которые ему разрешили выплачивать следующие 10 лет.
А вот «Портленд» заходил уже за 75 млн долларов.
Спустя всего два года средняя оценка клуба женской лиги составляет 269 млн долларов по версии Sportico.
Характерно, что «Голден Стэйт» теперь оценивается в 500 млн долларов, «Либерти» – в 420 млн (известно, что Цаи продали миноритарный пакет клуба, ориентируясь на оценку в 450 млн), «Эйсес» – в 290 млн.

Этот рост подтверждается не только тем, что только что дюжина миллиардеров пыталась срочно прикупить себе клуб за 250 млн.
В 2024 году лига показала рекордные цифры по посещаемости.

Рекордные цифры по телевизионной аудитории. Средняя аудитория ESPN выросла на 170%, составив 1,2 млн зрителей.

Рекордные цифры по выручке (22,3 млн), рост на 53%.

Продажи мерча выросли на 601% по сравнению с 2023 годом.
Активность в соцсетях выросла в 5 раз, с 378 млн просмотров до 2 млрд просмотров.
Подписки на League Pass увеличились на 366%.
Ну, и главное – в 2024 году НБА подписала телевизионный контракт на 76 миллиардов долларов. Права на показ женского баскетбола были частью этой сделки – за 11 лет женская НБА получит 2,2 миллиарда из этих денег. Более того, уже сейчас идут разговоры о том, что через три года соглашение необходимо будет пересмотреть – естественно, в большую сторону.
Если посмотреть на выручку, то очевидно, что оценки сильно завышены: средняя стоимость клуба превышает среднюю выручку в 12 раз, что гораздо больше, чем в любой американской лиге (в НБА – 11,9 раза, в MLS – 9,4 раза, НФЛ – в 9,3 раза, в женской футбольной лиге – 6,8 раза). Но они полностью соответствуют ожиданиям от лиги на ближайшие годы: новое телевизионное соглашение стартует с 2026-го и будет приносить лиге по 200 млн каждый сезон.
Стоимость за вход в женскую НБА все еще невелика, если сравнивать ее с большими американскими лигами: НХЛ сейчас требует 2 млрд долларов, MBL – ориентировочно 2,2 млрд долларов, в НБА только что продали «Лейкерс» за 10 млрд долларов, так что сложно представить, чтобы новый клуб был дешевле 4 млрд, то же касается и НФЛ.
При этом женская НБА резко порвала дистанцию с MLS: там в 2025 году в лиге дебютировал «Сан-Диего», франшиза стоимостью 500 млн долларов. Но еще два-три года цена входа была сопоставимой с сегодняшним женским баскетболом: «Сент-Луис» зашел за 200 миллионов, «Шарлотт» – за 325 миллионов.
Разница в 2 раза, а не в 20, как было еще пару лет назад.
Согласно последним исследованиям, женская НБА – самый быстро растущий бренд в профессиональном спорте. По интересу аудитории она вышла на пятое место, сразу за четырьмя главными лигами Штатов. По телевизионной аудитории женская НБА обошла MLS, а телеконтракты у лиг сопоставимы: 2,2 млрд на 11 лет против 2,5 млрд на 10 лет.
Откуда этот рост
Первая аномалия была зафиксирована на драфте-2024: обычно церемонию смотрят около 500 тысяч зрителей, здесь же их число выросло почти до 2,5 млн. В лигу пришел драфт-класс, который возглавляла Кейтлин Кларк, согласно прошлогоднему исследованию самая популярная спортсменка в Штатах как среди женщин, так и среди мужчин (ее якобы называли в качестве таковой чаще, чем Леброна, Карри, Махоумса).
Можно выделить три основных фактора роста посещаемости и телевизионной аудитории.
Во-первых, влияние Кларк (а также ее антагонисток).

Благодаря исключительно ей, например, средняя аудитория на матчах «Фивер» выросла с 4 тысяч в 2023 году до 17 тысяч в 2024 году. На женскую «Индиану» ходят лучше, чем на мужскую, ту самую, которая дошла до финала НБА.
Кларк же помогла установить рекорд по аудитории для одного матча: ее дебют посмотрели 2,12 млн зрителей, а игру плей-офф с «Коннектикутом» – 3,4 млн.
Влияние Кларк очевидно не только по вниманию к ее команде, но по интересу к лиге в целом. Недавно защитница получила травму, и клубу пришлось скинуть на несколько недель цены на билеты на 40%.
Согласно оценкам Sportico, «Фивер» совершили самый заметный рывок: подорожали на 273% по сравнению с 2024-м и теперь оцениваются в 335 миллионов.
Женская НБА использует тот бум на женский баскетбол, который начался еще на студенческом уровне, где звезды женской NCAA были куда заметнее, чем у мужчин. Еще одно исследование Sportico показывает, что звездные игроки лиги куда популярнее, чем их команды (даже для американских лиг это непривычная история): нет ни одного клуба, у которого было бы больше подписчиков в соцсетях, чем у его главных звезд. А у одной Энджел Риз вообще подписчиков больше, чем у официального аккаунта самой лиги.
Во-вторых, приход новых владельцев.
«Голден Стэйт» в первом же сезоне показывает лучшую посещаемость в лиге – 18 тысяч в среднем. За ним располагаются «Фивер», «Нью-Йорк» Цая (16 тысяч) и «Лас-Вегас» Дэвиса (11 тысяч), хотя до пандемии и продажи франшиз и «Нью-Йорк», и «Лас-Вегас» были среди худших. «Либерти» в прошлом году стали первой командой лиги, которая заработала 2 млн долларов на одном матче. А Дэвис начал с того, что инвестировал 40 млн долларов в новый спортивный комплекс.
Вряд ли можно считать простым совпадением, что это самые популярные клубы лиги, если не считать «Индианы».
После расширения женская НБА появится на самых современных аренах НБА – в Кливленде, в Детройте и на новом стадионе в Филадельфии. Новые владельцы – это те же люди, у которых есть опыт управления баскетбольными клубами на уровне НБА.
В-третьих, глобальный интерес к женскому спорту.

Конкретно у женской НБА подросла ее новая аудитория: один из основных факторов роста – это девочки от 12 до 17 лет, другой – в принципе, молодая аудитория от 18 до 34 лет, которая гораздо чаще предпочитает женский спорт.
В целом же исследования Deloitte показывают, что доходность женского спорта растет из года в год, в 2025 году прибавит еще 25% (от 1,88 млрд в прошлом году до 2,35 млрд в 2025-м). Этот феномен не только не сходит на нет, но и наоборот только разгоняется.
Финансовая сторона женской НБА остается проблемной
При этом все обстоит не так удобопонятно, как обрисовано в графиках. Главным образом из-за того, что финансовая деятельность женской НБА не столь уж прозрачна.
В 2018 году комиссионер Адам Сильвер заявлял, что НБА каждый год теряет на женской лиге 10 млн долларов. В 2024 году источник Washington Post сообщил, что «НБА потеряла за этот сезон на женской лиге 40 млн долларов, но, по крайней мере, не 50 млн, как прогнозировалось».
Лига декларирует, что заработала за прошлый год 200 млн долларов, но никогда не упоминает чистую прибыль. При этом на зарплаты игроков женская НБА в целом потратила меньше 10% от этой суммы, только 17 миллионов долларов – и в данный момент яростно воюет с профсоюзом на тему нового коллективного соглашения, которое потребуется перед следующим сезоном (пока предложения лиги оцениваются игроками как «плевок в лицо»).
Кейтлин Кларк за год увеличила стоимость клубов в несколько раз. Ее значимость оценивается экспертами для женской НБА в целом, как минимум, в миллиард долларов. Одновременно Кейтлин Кларк получает в «Индиане» 78 тысяч долларов в год.
И так далее. Цифры, так сказать, не бьются.

Более-менее для всех очевидно, что женская НБА на данный момент не готова к расширению. На протяжении почти всей своей истории лига состояла из 12 команд, в которых было лишь максимум по 12 игроков и которые проводили по 40 матчей за сезон.
Расширение подразумевает:
● неминуемое падение уровня игры и наличие меньшего числа звездных игроков в командах;
● удар по существующим командам, процессы долговременного планирования в которых сильно пострадают от драфтов расширения – каждый год на протяжении пяти лет у них будут отнимать значимых игроков;
● необходимость где-то отыскать более 70 игроков сопоставимого уровня (а у многих команд в ростерах даже нет 12 игроков);
● слабость новых команд. «Голден Стэйт» сумел превзойти ожидания уже со старта, но это скорее исключение, вряд ли кому-то удастся это повторить, а значит, новые клубы будут болтаться внизу на протяжении первых лет;
● увеличение количества матчей и опять же снижение качества баскетбола в силу того, что сезон невозможно растянуть по времени из-за конкуренции с другими лигами. Придется проводить больше игр в те же сроки – с мая по октябрь;
● активное инвестирование в квалифицированных специалистов в новых клубах и приличную инфраструктуру (во многих существующих клубах с этим имеются хорошо документированные проблемы, лига экономит на всем);
● конфликт с игроками, многие из которых уже сейчас публично указывают не только на уровень зарплат, но и на проблемы с глубиной скамейки для такого расписания, увеличение нагрузки, перелетов и травматизма и так далее;
● непонимание, когда процесс расширения собственно прекратится. Желающих ворваться в женский баскетбол предостаточно, а у лиги не заметно какого-либо осознания, что после определенного порога качество продукта существенно пострадает;
● рост популярности уже сейчас нередко выливается в уродливые явления, с которыми руководство женской НБА не знает, что делать: игроки регулярно жалуются, что лига никак не реагирует на хейт в соцсетях, анонимные письма с угрозами, агрессивное общение в публичных местах – все то, что они воспринимают как угрозу безопасности.
Женская НБА – это самый яркий представитель того, что называется DEI (движения за разнообразие, равенство и инклюзивность) и что так сильно раздражает, например, действующую власть в Штатах (и трампистских сектантов).

Всего несколько лет назад женская НБА боролась за выживание. Теперь ей нужно срочно решать совсем другие вопросы.
Но, естественно, когда вам предлагают 750 миллионов долларов, то вы их берете, а уже потом думаете, как все это разруливать.
Фото: East News/AP Photo/Lindsey Wasson, Brian Spurlock/Icon Sportswire, Scott Strazzante/San Francisco Chronicle via AP; Gettyimages.ru/Ethan Miller, Jason Allen
есть только какие-то первые пробы запустить лигу.
во-первых у них все таки очень сильная школа волейбола , девушек полно.
а во-вторых женский спорт всегда сексуализируют или хотя бы пытаются . Ну а какой женский командный вид спорта есть более эстетичный чем волейбол? да и вообще что-то всегда удивляло, что в США нет волейбольных лиг, имея одну из сильнейших систем в мире.
пока писал, вспомнил трансляции женского ам.фута, где они в бикини играли , в бикини но зато с защитой )))
Да и учёту телеаудитории тоже вопросы есть - у них на стриминговых платформах, часто, при подсчётах колличества просмотров фильмов 2 минуты просмотра приравнивают полному просмотру, благодаря чему они потом отчитываются об очередном успехе успехов.