Небезумное «Безумие». Главный баскетбольный турнир весны – один из самых предсказуемых за 40 лет
Март и начало апреля в баскетболе США – это не время НБА. Внимание американских зрителей приковано к другому турниру. Это «Мартовское безумие» – плей-офф студенческих команд. Почему «Безумие»? Турнир НСАА проходит по «олимпийской» системе: в каждом раунде одна игра, проигравший выбывает. Однораундовое противостояние дает больше шансов на «путь Золушки», когда слабые команды побеждают сильных и далеко проходят в главном турнире весны. Это визитная карточка турнира.

Немного информации о системе розыгрыша. В нем участвуют 64 команды, которые разбиваются на 4 региона. В каждом регионе команды получают номер посева, от 1 до 16, где номер один получает сильнейшая команда. Далее играют первый раунд: первый посев играет с шестнадцатым, второй с пятнадцатым и т.д. Команды играют внутри своего региона. В этом году первые номера посевов получили Оберн, Дьюк, Хьюстон и Флорида. И именно в таком составе они приехали в Сан-Антонио на решающую часть плей-офф.
Это довольно непитично для «Безумия» и в целом, если посмотреть на сетку нынешнего розыгрыша, то бросается в глаза малое количество побед команд с более низким посевом. Поэтому я решил посчитать степень «безумия» турниров за последние 40 лет, чтобы проверить свои догадки. Они оказались верными: турнир 2025 года занимает второе место по предсказуемости.
Методика расчета довольно простая: начиная со второго раунда и заканчивая «Финалом Четырех» я считаю суммарные посевы команд, оказавшихся на данном этапе. Дальше я считаю разницу с «предсказуемым эталоном». Предсказуемый эталон – это ситуация, когда нет апсетов, более высокие посевы всегда проходят дальше.
Например, на стадии Elite 8 (аналог ¼ финала) в предсказуемом сценарии должны играть только 1 и 2 номера посевов, что в сумме даст 12 баллов ((1 + 2) * 4). Мы складываем номера посевов команд, которые добрались до этой стадии в реальности и вычитаем 12. Оставшееся число и есть маркер безумия: чем больше, тем непредсказуемее результаты.

В этом году у стадии Elite 8 показатель 1: в ней играли 4 первых номера посева, 3 вторых и только третий номер посева Техас Тек выбился из этого ряда. Это самый низкий показатель для этой стадии в истории.
Я рассматривал последние 40 турниров, начиная с 1985 года, когда случился переход на систему с 64 командами. Текущий турнир по данной методике расчета занял второе место в истории, набрав всего 43 балла свыше «предсказуемого эталона». Это заметно меньше, чем у третьего места (60, турнир 2009 года), но и до рекорда 2007 года тоже далеко (там набрали всего 27 баллов свыше эталона).


Текущее безумие было предсказумо на каждом его шаге: все раунды входят в топ-7 самых предсказуемых в истории. Но если второй раунд и Sweet 16 еще хоть сколько-то порадовали неожиданными исходами, то Elite 8 и Финал Четырех этого года занимают 1 место по предсказуемости за 40 розыгрышей. Всего второй раз в истории (первый был в 2008 году) в Финал Четырех попали все 4 первых посева. В лучшей восьмерке только Техас Тек был «лишним», да и тот с третьим номером. Раундом ранее, в Sweet 16, техасцы выбил автора главного и, по-большому счету, единственного апсета этого года, Арканзас, который во втором раунде победил второй номер посева своего региона университет Ст. Джонс.

Безумие этого года выбивается из ряда постковидных турниров. Турниры с 2021 по 2023 попали в топ-5 по непредскауземости, включая 2 первых (или последних, смотря как считать) места. В 2024 было уже поспокойнее, но турнир все равно оказался во второй половине списка.
Погружаться в цифры и результаты Мартовского безумия можно долго и, в конце концов, «утонуть», поэтому ограничимся несколькими интересными моментами:
Очевидно, что «идеальный» турнир, когда все фавориты выиграли все матчи, это результат из области фантастики. Но был ли хотя бы один «идеальный» регион? Да, причем с первой попытки: Восточный регион турнира 1985 года. Выиграл его тогда «Джорджтаун» во главе с Патриком Юингом. С тех пор было еще 156 попыток, но пока больше «идеальных» регионов не случалось.
Турниры с 2007 по 2009 год – трехлетие предсказуемости. Безумие 2008 только пятнадцатое, зато в нем свои регионы выиграли первые номера. А вот 2007 и 2009 входят в топ-3 самых предсказуемых. Особенно выделяется год 2007. Все его раунды входят в топ-4 по предсказуемости. Первый раунд из андердогов прошли только два 9 и два 11 посева и в дальнейшем фавориты не отдавали своего.
Есть несколько турниров, раунды в которых отличаются друг от друга. Например, турнир 1986 года. Второй раунд занимает 16 место, а все следующие в нижней десятке. Похожая ситуация была в турнирах 1990 и 2011 года. Второй раунд 2011 года занимает 10 место по предсказуемости, а по итогу в Финале четырех играли 4, 8, 11 и 3 посевы.
Но самый нелогичный турнир в этом плане – это Безумие 2000 года. Второй рануд того розыгрыша был самым предсказуемым из всех, дальше прошли два десятых и один одиннадцатый посев, но затем начался праздник апсетов. В итоге в Финале Четырех того года было больше восьмых посевов (2), чем первых (1).
Не только у парней этот год выдался без сенсаций. Женский турнир также прошел по довольно предсказуемому сценарию: В Финале четырех 3 первых посева и один второй (который, правда, турнир и выиграл), в Sweet 16 только 2 команды, которых там быть не должно, в двух регионах во второй раунд вышли посевы с первого по восьмой.
Как мы видим, Мартовское безумие не всегда радует неожиданными результатами. В этой статье я использовал очень простой подход к оценке непредсказуемости турниров. В дальнейшем метрику можно усложнить, добавив коэффициенты на раунды (чем дальше, тем больше вес неожиданных результатов) и изменив шкалу «непредсказуемости» каждого матча с линейной на ту, которая больше соответствует действительности. Сейчас «апсетность» победы шестнадцатого посева над первым в пятнадцать раз больше, чем девятого над восьмым. В реальности разрыв в вероятности этих результатов гораздо больше.
Но самое главное для этой метрики уже готово топовое название, «Метрика Безумия» (Metric of Madness). Ее можно создать только ради его использования.
Если хотите больше интересного из мира НБА, то подписывайтесь на блог и на мой телеграм-канал NBAatlantic.
Также у меня есть канал «Цифры в спорте», где пишу об аналитике и data science во всем спорте. Подписывайтесь!
Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Thearon W. Henderson, Ezra Shaw