5 мин.

На круги своя

Шла весна 98 года. Прославленное московское «Динамо», двукратный чемпион СССР, четырехкратный серебряный призер отечественных чемпионатов, заняло тогда предпоследнее место в розыгрыше суперлиги-97/98. Клуб должен был участвовать в переходных матчах, но отказался, на три года погрузившись в небытие. До дефолта еще оставалось целых три месяца, а долги команды уже тогда делали дальнейшее существование проблематичным. Знаменательно, что предшествовало смерти клуба долгожданное выступление в Евролиге в сезоне-96/97 (где «Динамо» заняло последнее место в группе) и несколько успешных лет (на самом деле, самых успешных в новейшей истории): в середине 90-х бело-голубые всерьез замахнулись на Уильяма Шекспира российского баскетбола, но уступили в обоих финалах. Как говорят, не без помощи высших сил. Хотя, впрочем, это совсем другая история. Факт же заключался в том, что попытка бросить вызов чемпионам закончилась скоропостижной гибелью «Динамо».

Нечто подобное клуб переживал и в начале 90-х, когда экономические проблемы, сопутствующие развалу Союза, поставили под угрозу существование детища силового ведомства. Тогда «Динамо» выжило, равно как усилиями Евгения Гомельского и Сергея Базаревича смогло возродиться и в начале 2000-х. Но история сделала очередной виток, и снова, уже в 2009, бело-голубые стоят на самом краю финансовой пропасти. Симптомы все те же. Глобальные неурядицы лишь усугубляют экономическую ситуацию внутри команды. Долги, накопленные за предыдущие годы, превысили критическую отметку. Резкое сокращение финансирования вынуждает руководство принимать разнообразнейшие меры по выходу из пике. В общем, все это «Динамо» уже не раз проходило. Размах не сопоставим, но суть остается неизменной.

Ситуация, в которой оказалось «Динамо» сегодня, наиболее ярко отражает процессы, которые происходили и происходят в российском баскетболе.

Во-первых, вечный антагонист ЦСКА, мечтающий подвинуть чемпионов с пьедестала и порой особенно не задумывающийся о цене, пал жертвой той самой гонки вооружений. Не динамовцы ее начали, но только у них попытка создать команду, которая бы могла составить конкуренцию армейцам, словно бы оказалась не подкрепленной адекватными финансовыми тылами. «Команда, которая бездумно тратит деньги, в итоге больше всех страдает. Это закон бизнеса. Считаю, «Динамо» провели самую нелепую селекционную работу», – выразил свое мнение Владимир Гомельский в «Советском Спорте». Как будто вдохновляясь наполеоновской сентенцией «главное ввязаться в драку, а там посмотрим», бело-голубые с отчаянной храбростью шли на штурм, но затем оказалось, что полевую кухню так и не подвезли. Бойцы вроде были верные, генералы мудрые, но схватка была проиграна далеко за пределами зоны боевых действий. У ЦСКА множество конкурентов («все хотят обыграть ЦСКА», – всегда говорит Андрей Ватутин), но ни «Химки», ни УНИКС не ставят на кон столь много, всегда ориентируясь на собственные возможности и конъюнктуру. Даже армейцы, пережив кризисные времена, соразмеряют траты, стараясь жить по средствам. Вот и сейчас они первыми поспешили встать на путь «русификации», дав генеральному директору возможность подвести глобальное философское обоснование под новую экономичную концепцию. «Динамо» же прошлым летом словно пошло ва-банк. Парго (3,5-4 миллиона за сезон), Нахбар (3 миллиона), Лавринович, Прайс, Макдональд (каждый, как минимум, по одному) – даже с учетом потерь Фоциса и Домерканта такие приобретения заставляли многих рассуждать о том, что по составу бело-голубые едва ли не превосходят армейцев. Чем закончилась эта сказка, все прекрасно знают. В итоге резкое изменение обстановки заставило динамовцев отказываться от игроков с большими контрактами еще по ходу сезона и даже вылилось в беспрецедентное бегство Трэвиса Хансена, который воспользовался возможностью разорвать контракт из-за небольшой задержки выплат и был таков.

«Мировой кризис диктует все эти решения. Все падают. Просто всему свое время: кто-то раньше, кто-то позже», – объясняет неудачный сезон Геннадий Дроздов. «Всему произошедшему есть очень простое объяснение: в руководстве команды сидят плохие менеджеры. Все они во главе с гендиректором Геннадием Дроздовым оказались никчемными управленцами. Вместо того чтобы строить великий клуб, они только разрушали. И теперь вообще не понятно, что будет с «Динамо» в следующем году», – уточняет Владимир Гомельский. Помимо многомесячной задолженности по зарплате перед игроками, у «Динамо» возникли сложности и на международном уровне после того, как арбитражный суд ФИБА-Европа удовлетворил иск Ненада Мишановича и Милоша Вуянича. Теперь пока «Динамо» полностью не расплатится с долгами, ни один из игроков команды не будет зарегистрирован в европейской федерации, а значит, и не сможет принять участие в официальных соревнованиях.

Во-вторых, едва осознав проблематичность ситуации, руководство «Динамо» пошло по пути, который видится всем другим клубам единственно верным способом спасения в сложившихся условиях. Смена тренера, избавление от неуправляемых иностранцев, которые – помимо размеров контрактов – еще и не признают задержек, привлечение игроков молодежной команды: вот стандартный вариант оптимизации затрат, к которому прибегают сегодня все. «Объективно оценивая свои возможности, мы стараемся реально смотреть в будущее и строить новую команду, опираясь на тех, кто необходим клубу и хочет выступать за «Динамо». В нынешней ситуации, наверное, это единственно правильный курс», – утверждает Геннадий Дроздов. Другой вопрос, насколько удачен такой вариант окажется для «Динамо».

По имеющейся информации, долги клуба только по зарплате за минувший сезон составляют порядка 10 миллионов долларов. Интересно, что должно «Динамо» не только игрокам, которые остаются в клубе и которые не получали зарплату примерно с декабря месяца (по другим данным, с осени), но и совсем уже забытым персонажам, вроде Ненада Мишановича и Милоша Вуянича, равно как и уволенному со скандалом прошлой весной Светиславу Пешичу. Согласно нашему источнику, попросившему сохранить его конфиденциальность, баскетбольному клубу на следующий сезон выделено порядка 20 миллионов, 10 на погашение задолженностей и еще 10 на участие в турнире. Правда, генеральный директор команды Геннадий Дроздов на прямой вопрос, сократился ли бюджет до 10 миллионов, хоть и отказался назвать цифру, сказал, что он еще меньше.

Никто в клубе не скрывает, что ситуация тяжелая, но при этом никто и не говорит пока ни о закрытии «Динамо», а вновь назначенный главным тренером Сергей Базаревич даже старается выглядеть оптимистом, выдвигая стратегические задачи по развитию молодых российских игроков и заложению базы под будущее основание клуба. Иностранцы стремительно и практически бесшумно покидают ряды команды: уже ушли Трэвис Хансен, Боштян Нахбар, Дариуш Лавринович и Дэвид Блатт, скоро за ними последуют Робертас Явтокас и Брайан Чейз. Клуб пытается договориться о реструктурировании долгов с оставшимися в распоряжении нового главного тренера российскими баскетболистами и предлагает им урезать контракты на будущий сезон. В частности, известно, что Сергей Моня на днях встречался с заместителем председателя правления МГФСО «Динамо» Владимиром Михалевским, который заверил Моню, что скоро все долги будут погашены. Параллельно, как говорят Геннадий Дроздов и Сергей Базаревич, ведутся переговоры с «российскими игроками, соответствующими уровню суперлиги», которые – по плану – должны заполнить лакуны, оставшиеся после расставания с легионерами. Объективные обстоятельства и собственные ошибки вынудили «Динамо» отказаться от своих гипертрофированных амбиций и, сжав остатки воли в кулак, выбрать другую дорогу. Непривычно скромную и, хотелось бы верить, разумную.