Вы готовы?
«Отдавая себе отчет, что европейский баскетбол нуждается в обновлении, мы готовы создать сильную европейскую структуру, которая сможет адекватно реагировать на возможные будущие проблемы», – заявил генеральный директор УЛЕБ Жорди Бертомеу.
Суть вопроса
Руководство Евролиги провозгласило свежую стратегию развития континентального клубного баскетбола, базирующуюся на «трех китах»: спортивных результатах, стабильности и открытости.
Спортивные результаты
«Ядро» будущего турнира составят 16 сильнейших клубов континента, с которыми будут подписаны долгосрочные контракты и выдана лицензия категории А. Оценка «The best» помимо спортивных достижений включает и маркетинговые понятия – доходы от ТВ-трансляций и заполняемость залов.
Самое темное дело с семью лицензиями категории В. Претендентов на них выдвигают национальные лиги, а отбирает уже сама Евролига по туманной формулировке «на основе рейтинга стран по результатам выступления в УЛЕБ и маркетингового потенциала».
На годичную лицензию категории С вправе рассчитывать победитель Еврокубка, второго по значимости турнира УЛЕБ.
Стабильность
Стабильность обеспечивается долгим сроком действия лицензий категории А (хотя конкретные сроки пока не обговариваются). Вылететь из «касты лучших» практически не представляется возможным, для этого надо приложить титанические саморазрушительные усилия.
По словам Бертомеу, для придания масштабности будущему проекту, клубам необходимо иметь арены, вместимостью не менее 10 тысяч. Аргумент следующий: клубы могут использовать свои долгосрочные лицензии как некую инвестицию, способную приносить доход и улучшать их финансовую ситуацию, а значит, обеспечивать стабильность. В качестве примера приводятся опыт испанской и итальянской лиг.
Открытость
«В поле нашего зрения – весь континент, – утверждает Жорди Бертомеу. Высокие спортивные результаты сделают новую лигу открытой для различных клубов из разных стран Европы». Будущую лигу позиционируют не как элитную компанию, а как открытую организацию: «Все чемпионы лучших национальных первенств Европы могут выступать в обновленной Лиге, никто не должен остаться «за бортом».
Дополнительную мотивацию должно придать понимание того, что, демонстрируя высокие результаты, клубы могут попасть в розыгрыш Евролиги или иметь в турнире больше клубов из своей страны.
Также декларировано: не более трех лицензий категории А в «руки» одной страны. Неужели будет прервана пятикомандная гегемония Испании?.. Хотя, навряд ли любители баскетбола могут пожаловаться на присутствие в турнире пятерки топ-клубов из сильнейшего испанского чемпионата. Зато от Италии тоже будет только тройка команд, и избавление от «проходных» «Армани» и «Авеллино».
Клубы наделены правом продавать свои лицензию, но лишь начиная с 2012 и только с благословения УЛЕБ.
Безусловно, провозглашая спортивный принцип и стопроцентную открытость при комплектовании состава будущей Евролиги, Бертомеу и Ко лукавят. Хозяева УЛЕБ оставляют для себя множество путей для контроля участников турнира: выдача двух wild card категории А, необходимое согласие УЛЕБ на продажу лицензии клубами, а лицензирование по категории В вообще представляется коммерческим таинством.
Каково прогнозируемое место российского баскетбола в этом амбициозном проекте? По умолчанию: ЦСКА его законное место в 16-командной сердцевине обеспечено. Но нам этого давно мало. Как к «земле обетованной», в первый по значимости турнир Старого Света рвутся «Химки» и «Динамо». Да и «Триумф» с «УНИКСом» были бы там не на последних ролях. Но…
Грустные реалии
Парадоксальная ситуация: профессиональный уровень игроков и тренеров таких команд как «Химки», «Динамо», «Триумф», УНИКС на одном полюсе (однозначно, со знаком плюс»), а все, что скрывается за понятиями «менеджмент» и «маркетинг» – на другом. Безусловно, минусовом.
Звучит прозаично, но господин Бертомеу желает делать на баскетбольном проекте деньги, стараясь при этом балансировать между спортом и коммерцией. Насколько удачно с точки зрения российского болельщика эта балансировка удается – вопрос спорный. Но факт остается фактом: на сегодня это сильнейший турнир в клубном баскетболе континента, и правила игры в ближайшем будущем не изменятся.
В представлении хозяев УЛЕБ, в Европейской Лиге нового образца должны играть клубы, которые нужны широким зрительским массам, готовым выкладывать кровные за качественное баскетбольное представление. Наблюдать же на домашних матчах безусловно сильных команд курсантов МЧС (в Химках) или танкового училища (в Казани), классы близлежащих школ «по разнарядке» (в Крылатском) или примириться с бесплатным входом в Люберцах у руководства Евролиги желания нет. «Российским клубам не удается привлечь зрителей. Мы в УЛЕБ не хотим, чтобы матчи проходили в пустых залах, ведь команды должны играть для любителей баскетбола».
Как объяснить генеральному директору УЛЕБ, озабоченному «маркетинговым потенциалом», факт продажи билетов на финальный матч «Химки» – ЦСКА в кассах «Новатора» лишь по предъявлению паспорта с химкинской пропиской?
А заполняемость залов на домашних матчах Кубка УЛЕБ российских претендентов на дебют в Евролиге, колеблющуюся от 40 (УНИКС) до 80 («Химки») процентов, при том, что «Баскет-холл» рассчитан на 7500 зрителей, а «Новатор» – на 3500?
Осведомлен ли генеральный директор УЛЕБ о порочном принципе распространения билетов: в Люберцах вход на матчи бесплатный официально, а в Химках – неофициально. Из азов спортивного бизнеса: основу билетных программ должны составлять сезонные абонементы. Вот такое письмо-рекламу получили болельщики от менеджер одного из клубов: «щас мы вам предлагаем приобрести сезонный абонемент на следующий сезон пока есть очень хорошие места». Авторская орфография и пунктуация сохранены. Есть желание купить что-либо у такого продавца?
Также принято считать, что доходы от продаж сувенирной продукции клуба прямо пропорционально зависят от широты ее ассортимента. Понятие «мерчандайзинг» в контексте «Динамо», «Химок» или «Триумфа» звучит кощунственно. По отношению к мерчандайзингу.
О доходах от продажи прав на телетрансляции официальной информации нет. Есть только вопросы: кто платил за показ по ТВЦ выездных матчей «Динамо»? И чья идея исключить из показа вторую четверть?
Все это, увы, наши реалии, а не коварные происки, как считают многие, «могильщиков» отечественного баскетбола Бертомеу/Кущенко.
Проблема по формированию принципиально новой континентальной структуры – Европейской Лиги – далека от решения, остается как масса нерешенных и спорных вопросов, так и большое количество недовольных – клубов, федераций. Насколько искренни слова руководства УЛЕБ о том, что «новая структура не будет надуманной, она должна стать продуктом анализа информации, полученной от национальных федераций, лиг, тренеров и игроков, владельцев команд со всей Европе», покажет время. Ждать осталось недолго – Бертомеу собирается создать истинно Европейскую Лигу к 10-летнему юбилею УЛЕБ.
Что делать?
У наших клубов еще есть временная фора для подтягивания маркетинговых «тылов» к боевым позициям своих высококлассных команд.
И никто не отменял необходимости «пиарить» баскетбол, чтобы он не был «крепостным театром» тех, кто щедро раскошеливается на покупку звездных игроков и тренеров.
В ожидании этих малореальных событий, остается надеяться, что один из наших клубов повторит успех динамовцев, в блестящем стиле взявших Кубок УЛЕБ в 2006 году и получивших право играть в Евролиге по спортивному принципу, о котором мы все так печемся…
А потом причем тут ЕЛ? Сначала у себя дома посещаемость нужно до ума довести. Будет пару раз какие-нибудь Питер, Ростов, Пермь чемпионами - взлетит до потолка... Ведь недаром вы именно феномен Перми поминаете. А это не феномен - это остатки былой роскоши. Там люди еще о победе худо-будно помнят...
Лично меня не удивляет, что волейбол баскет теснит...
Чесно говоря не самое страшное, что в Америке игроки в среднем лучше. «Если попытаться скопировать опыт нба в европе - будет плохо, потому что получится ухудшенная копия»
В том то и беда, что Евролига пытается делать ухидшенную копию.
Да в НВА собраны лучшие игроки, но раньше можно было сказать, зато в Европе более демократично, спортивный принцип.
Ан нет, клуб для избранных обреченных на безбедную жизнь, менеджерам, обладателям счатливых почти пожизненных путевочек, и крутится не надо. А другие расшибится должны, и все равно ничего у них не получится. Все равно лучше игроки к элитному клубу задешево стекаться будут. И чем дальше, тем хуже для невошедших.
Одна единственная путевка по классу С - издевательство. Ни разу обладатель этой путевки не ударил в грязь лицом. И все равно его через год выпирают, то что эта команда лучше 2/3 собраного в Евролиге хлама никого не интересует.
Тут про заполняемость говорили.
Прошлый год. В ЕЛ играла некая итальянская команда с ЦСКА - в зале 10 чуваков, пришедших только, чтоб на Мессину поглядеть. Ей Богу куда лучше заполненный зал при бесплатном входе.
Если б лига была по спортивному принципу, убогую команду можно было бы пережить, мало ли что случилось с командой за год.
А так Бартоломеу хотелось придушить, когда за бортом осталась масса команд лучше, хотя у них не было блата по приобретению игроков из-за Евролиги.
Так что сближение с НВА идет по всем фронтам. Даже правила всячески подтягиваются.
Единственное отличие, тренерскую команду в НВА несколько труднее создать, именно потому, что комерциализация зашла ещё не так далеко (менеджеры хуже работают).
А в остальном, второсортных американцев, по меркам НВА в Европе пруд пруди.
Про наш же баскет чего и говорить. Изюма в виде русских игроков крайне мало. Много бабла, и как следствие большая предсказуемость.
По поводу того, что продукт вырос - эммм не факт. Дело ведь не в спортивных результатах - дело в зрелищности, а она все так же уступает. Бегают медленней прыгают хуже водят некрасиво, а заценить как грамотно срывается тактическим фолом быстрый отрыв - это особое качество, народным массам недоступно.
Сейчас Евролиге не хватает в первую очередь маркетинговых ресурсов, умения подать свой товар в лучшем виде - то, что в НБА делают просто блестяще, где даже откровенные тухляки и проходные игры регулярки подают так, что пальчики оближешь. Одно умение из статданных вытащить чуть ли не сотни информационных поводов для привлечения зрителей вызывает восхищение.
Про наш баскет в этом разрезе даже и говорить не хочется - один сайт РФБ говорит нам обо всем, как и сайты большинства клубов СЛ. Любой, даже самый неказистый продукт, чтобы его продавать, его надо рекламировать и продвигать. Даже самый продвинутый и забубенный продукт не может продать себя сам - на продвижение той же НБА работают тысячи людей и миллиарды долларов, а на раскруту продукта потрачено не год или два - больше десятка лет.
А мы все хотим сначала продукт полепить, а потом когда-нить решиться заняться продвижением и маркетингом...
+1
а по зрелищности, то тут виноваты не европравила, а я вижу в тренерских установках. сам играю в бб, так вот за одну не профессиональную игру по настоящему зрелищных моментов хватает, так как не давлеет сверху результат за отдельную игру в целом и за весь сезон, не важно как сильно проигрываешь или выигрываешь, и так далее. для зрелищности евробаскета, на мой взгляд, надо каким-то образом разрешить басбашенную игру(вплоть до игры в «в чем пришел - в том и играю», но это уже слишком, конечно же). а то что средний уровень игры поднимать необходимо - то тут дело в психологии и ничего больше, ведь играть-то могут и умеют, но...
Сравнивать маркетинг ЦСКА и любого другого клуба из А вообще неэтично, по той же причине, что в математике нельзя делить на ноль, даже если делишь очень малое число.
Требовать от своих участников хорошего такого едреного маркетинга - бредовая мысль, в тов ремя, как сам в нем не так уж и много понимаешь. Можно долго выпендриваться всякими ухищрениями, типа http://www.euroleague.net/euroleaguenews/euroleague-basketball-institute/masmacom
Но если результата не было, то виновен маркетинг всей
Я напоминаю, баскет - это спорт. Это не театр или кино. А спорт...
Посещаемость баскета в России (да и в союзе тоже) всегда была не высокой, и чтобы собрать людей на трибунах - их туда надо привлекать. А это уже работа менеджмента отдельных клубов. В России же в этом направление когда-то работали в Перми, и теперь немного работают в ЦСКА (на мой взгляд, очень слабо, правда у других и того хуже). Как минимум у клубов должна быть выработана стратегия привленчения зрителей на трибуны, определены ЦА и каналы коммуникации с ЦА, налажена регулярная работа по этим каналам и т.п.
@
1. Собака в данном контексте означает обращение к тебе. Не знаю историю проихождения, то ли от намёка на мэйл, то ли от нахождение над 2 (соотв. 2 - это омофон to). Как-то так ))
2. Баскет в Англии под вопросом, если правильно помню, то Лондон показывает худший интерес к выездным матчам НБА, хотя сам НБА смотрит очень охотно. Впрочем, может путаю. С другой стороны, то сколько денег можно получить с баскета в Англии не идёт ни в какое сравнение с баскетом в России. У нас ведь и туризм слабо развит, да и потратить сотню-другую евро за вечер баскетбола (билеты+атрибутика+пиво+итд) ,навряд ли, много кто сможет.
да, да, про Лондон говорит, но пока ничего нет а у нас «что то» есть, к тому же не факт что ТАМ трибуны будут заполняться,(по мне так Англия страна футбола и регби, сомнительно что баскет будет популярен)
п.с.: что за «собаку ты приписал к моему нику))?
Про Англию ты ,похоже, шутил.. а зря. Лондон - лакомый кусок для УЛЕБ и уже давно муссируются слухи, что, в Лондоне команде быть.
Проблема в том, что в России, за очень редким исключением, финансы в спорт- это меценатство, просто на это так смотрят. А те, кто смотрит на спорт как на бизнес-проект, часто оказываются в сами_знаете_где, поскольку общий уровень спортивного менеджмента ещё ниже уровня судейства в РФПЛ. Хотя, конечо, пора начинать смотреть на спорт по-другому, иначе от нас только ЦСКА и будет выступать.
Nowayman, я уже понял, что вы любите НБА и их баскет, и этот вечный спор между поколонниками нбашного и евробаскета вечен и бесперспективен. Просто примите на веру, что есть немало людей, которым нба нравится меньше, чем Евролига. Так же например, как многим европейское кино кажется привлекательнее голливудского - тоже многие поверить не могут.
Я свое мнение не изменила -один клуб в Евролиге это НЕСПРАВЕДЛИВО. А статья ничего не объясняет,наоборот, появились вопросы, мне так и непонятно, зачем автор решила все это написать сейчас, ассамблея-то была давно....
Сравнивать маркетинг ЦСКА и любого другого клуба из А вообще неэтично, по той же причине, что в математике нельзя делить на ноль, даже если делишь очень малое число. Тот же ЦСКА до 70% билетов реализует через спортшколы (у меня много взрослых знакомых, кто так получает билеты бесплатно), при этом аншлаги в небольшом УСК бывают пару раз в год. в зале на 10 000 человек ситуация краше не станет. Жорди Бормоглот видимо думает, что люди в России баскетбол не посещают, потому что думают, что он такой популярный, что им там места не найдется. Интересно, что он думает об уе......х телетрансляциях?
Требовать от своих участников хорошего такого едреного маркетинга - бредовая мысль, в тов ремя, как сам в нем не так уж и много понимаешь. Можно долго выпендриваться всякими ухищрениями, типа http://www.euroleague.net/euroleaguenews/euroleague-basketball-institute/masmacom
Но если результата не было, то виновен маркетинг всей системы.
«Руководство Евролиги провозгласило свежую стратегию развития континентального клубного баскетбола, базирующуюся на «трех китах»: спортивных результатах, стабильности и открытости»
Вообще бред. Стабильность может быть только следствием, а не причиной и уж никак не инструментом.