5 мин.

5 проблем Формулы 1 в мире сотрясений головного мозга

5 проблем Формулы 1 в мире сотрясений головного мозга

Этот сезон — мой первый как болельщика Формулы 1. Раньше я не смотрел гонки вообще. Но в 2025 году втянулся и это действительно интересно! Параллельно, как специалист в области спортивной неврологии, начал задаваться вопросом: как вообще устроена система защиты мозга в этом, без преувеличения, экстремальном виде спорта? Особенно — в контексте сотрясений мозга. Ответ оказался не таким очевидным, как хотелось бы.

Вот пять проблем, которые на мой взгляд сегодня остаются открытыми:

1. Нет единых протоколов по сотрясениям мозга

В отличие от многих командных видов спорта (регби, футбол, хоккей), где давно внедрены стандартизированные алгоритмы диагностики, наблюдения и допуска к соревнованиям после сотрясения, хотя и там есть вопросы, в Формуле 1 до сих пор нет единых обязательных протоколов. Международная автомобильная федерация (FIA) не публиковала официальных рекомендаций по управлению сотрясениями. Всё зависит от решения конкретных врачей команды или трассы, что открывает риск недооценки серьёзности травмы.

2. Гонщики не всегда сообщают о симптомах

Пилоты Формулы 1 — элита в мире автоспорта. Видимо культура в этом спорте, такова, что признаться в головной боли, тошноте или заторможенности — почти как расписаться в слабости. В исследовании 2018 года медицинские специалисты из автоспорта сообщали, что примерно треть пилотов не сообщает о симптомах, боясь потерять место в составе. Такая тенденция чревата повторной травмой — особенно если речь идёт о синдроме второго удара, потенциально смертельно опасном. Конечно, пилоты в защитном шлеме и у них дополнительная защита на шее, но это не гарантия полной безопасности

3. Неврологическое наблюдение — нет единого протокола 

Даже в менее травмоопасных видах спорта сегодня применяются тесты вроде SCAT6, которые помогают объективно зафиксировать нарушение когнитивных функций. А в Формуле 1? Здесь всё пока носит характер эксперимента. Проект RESCUE-RACER предложил использовать комплексную нейропсихологическую оценку, включая моторные и зрительные показатели, но обязательной практикой это так и не стало. В регламенте который действует на 2025 год, в частности в приложении L, посвященном медицинским вопросам (глава II), отдельно оговаривается дополнительный контроль и специальная оценка состояния пилота, если возникает подозрение на наличие травмы головы (сотрясение мозга):

«Диагностика должна проводиться с применением специального инструмента оценки черепно-мозговых повреждений. Если оценка подтвердит наличие сотрясения головного мозга, пилот немедленно исключается из соревнований до тех пор, пока врач не признает его способным вернуться к участию»

Если сотрясение головного мозга подтверждено: 

«Перед возвращением на трек водитель проходит дополнительную оценку врачом Главного медика следующего мероприятия. Врач вправе привлечь специалиста для подтверждения готовности спортсмена к соревнованиям. Водителю потребуется представить врачу всю имеющуюся медицинскую документацию (результаты обследований, снимки МРТ или КТ, заключения специалистов).» 

Главное что нужно понимать, решение отдано на откуп медицинским федерациям различных стран. Единого протокола нет. 

4. Микросотрясения — слепая зона

Не все травмы головы сопровождаются падением или аварией. В Формуле 1 пилоты сталкиваются с постоянными перегрузками, резкими ускорениями и вибрациями, особенно на трассах с высоким поребриком (как в Баку или Сингапуре). Недавнее исследование (2023) показало, что даже без видимой травмы у гонщиков фиксируются изменения в глазодвигательном нерве— один из возможных ранних маркеров микроповреждений головного мозга.

5. Образовательные программы

В 2021 году в Великобритании внедрили пилотную образовательную программу по сотрясениям мозга для молодых гонщиков. Результаты были положительными: участники стали лучше распознавать симптомы и чаще обращаться за помощью. Видимо это вдохновило FIA и с 2024 года на их образовательной платформе выпущен курс по базовому пониманию  признаков сотрясения головного мозга, но этого не достаточно. Мне не удалось найти подтверждение, что этот курс обязательный для пилотов и команд.

А какова статистика?

Это, пожалуй, главный парадокс. По данным открытых источников, официальной статистики по количеству сотрясений мозга в Формуле 1 нет.

В более общих исследованиях по автоспорту указывается, что частота подобных травм варьируется от 6% до 25% в зависимости от серии. Но по F1 — тишина. Возможно, дело в недостаточной диагностике, а возможно — в замалчивании последствий.

Формула 1 — это вершина инженерной мысли. Но когда речь идёт о мозге пилота, мы до сих пор полагаемся скорее на здравый смысл и индивидуальный опыт врачей, чем на строгие алгоритмы. Сотрясения мозга не прощают пренебрежения. Если F1 хочет и дальше оставаться не только захватывающим, но и безопасным видом спорта, пора признать: нужно больше уделять внимания здоровью  головного мозга пилотов

Текст:Игорь Рудяков, спортивный невролог @RudyakovMD, Елизавета Рудякова @Asppsru