9 мин.

Радио «Феррари» как искусство «Ф-1»: мудрецы с мостика достали и Леклера, и Хэмилтона!

Сезон-2025 в «Формуле-1» открылся дождевым Гран-при Австралии.

Командам пришлось тяжело: погодные условия провоцировали ошибки пилотов, бесконечные сэйфти-кары и подвижки в стратегии, с которыми не всем удалось справиться.

«Феррари» выступила в фирменном стиле – с провалами в стратегии и комичными радиопереговорами. Командный мостик итальянцев заслужил особой благодарности – наше «Феррари»-бинго по-прежнему актуально!

Самым ярким в гонке стал разговор Шарля и его гоночного инженера Брайана Боззи:

1️⃣6️⃣: У меня протечка?
📻: Протечка чего?
1️⃣6️⃣: У меня сидение полное воды! Буквально все затоплено!
📻: Должно быть... это вода
1️⃣6️⃣: Давай добавим это в список гениальных цитат.

Конечно это был дождевой Гран-при, но речь, вероятнее всего, шла о протечке системы подачи питьевой воды пилоту.

Льюис Хэмилтон и инженер Риккардо Адами еще недостаточно близки для совместных шуток – пока что они не могут согласовать даже частоту использования радио. Сначала Хэмилтон сам вышел в эфир за помощью:

4️⃣4️⃣: Дай мне знать, где я медленный. У меня проблемы с управляемостью, машина такая резкая
📻: Повороты 11 и 12

Но чуть позже просил об обратном:

📻: Ты можешь использовать К1 (обгонная кнопка), когда подъедешь поближе
4️⃣4️⃣: Давай я сам, пожалуйста
📻: К1 доступна
4️⃣4️⃣: Да, я в курсе. Давай я сам
📻: Попробуй зажать К1 просто для тренировки
4️⃣4️⃣: Я недостаточно близко! Я недостаточно близко! Как только подберусь поближе, то воспользуюсь ей
📻: Принято

Ладно, давайте честно – у Шарля с Брайаном тоже не все идеально:

📻: Основная шина, которой требуется охлаждение – передняя левая
1️⃣6️⃣: Слишком много информации, ты можешь оставлять меня наедине с собой почаще

Кроме того, два гоночных инженера передавали совершенно разную информацию о погодных условиях: Леклеру сообщали о дожде «третьего класса» (а это ливень), Хэмилтону говорили, что ожидается лишь небольшая морось.

Напомним, что и ФИА, и руководство «Ф-1», и все 10 команд получают одну и ту же информацию о метеоусловиях. Поэтому то, как можно настолько по-разному интерпретировать информацию внутри команды, остается загадкой. 

Несмотря на различие в прогнозе погоды, стратегия команды оказалась одинаковой для обоих пилотов.

Скудерия решила рискнуть и во время очередной машины безопасности оставила Хэмилтона и Леклера на сликах, в то время как остальные команды готовились к усилению дождя и зазывали пилотов на пит-стопы за новыми промежуточными шинами.

«Феррари» рассчитывала получить преимущество за счет того, что пилотам не придется делать дополнительную остановку и менять промежуточные шины на слики после дождя. Но из-за обилия воды на трассе все же сдалась и отправила гонщиков на отложенный пит-стоп, что привело к потере позиций.

Сэр Льюис Хэмилтон даже обронил ругательство после финиша:

4️⃣4️⃣: Мне показалось, ты говорил, что сильного дождя не будет. Мы только что упустили хорошую возможность
📻: Принято
4️⃣4️⃣: На какой я сейчас позиции?
📻: На 9-й
4️⃣4️⃣: Вот дерьмо… Прости, не осознал, что радио еще работает

И заявил в нескольких интервью, что «Феррари» плохо справилась с радио-навигацией:

«Мы попытались, но по информацию, которую получил я, должен был пройти легкий дождь, я чувствовал, что смогу удержаться на трассе, но потом обрушился он [ливень]».

«Дождь немного усилился на последнем секторе, но вся остальная трасса была в порядке… В конечном итоге, неожиданно начался ливень, но я ничего об этом не знал, никто не сказал мне о том, что в остальных местах дождь еще сильнее. Неожиданно я столкнулся с этим дождем и на остальных участках трассы», – вспоминает Хэмилтон.

«Гонка получилась сложной и прошла намного хуже, чем я думал. Болидом было очень, очень сложно управлять. Что касается меня, то я просто доволен, что удержался подальше от стен – ведь именно туда большую часть времени сносило машину.

Предстоит многое почерпнуть из сегодняшней гонки. Я продолжаю привыкать к работе нового двигателя в дождевых условиях. Он требует других настроек, другого подхода к пилотажу и других настроек на руле.

Я держался столько, сколько мог, в какой-то момент даже вышел в лидеры. Мне просто не хватало указаний касательно количества ожидаемого дождя. Думаю, мы упустили шанс», – рассказал семикратный чемпион.

Image

Вернемся к Шарлю Леклеру. Он отметил, что главной причиной потерянных позиций стала даже не тактика «Феррари», а его ошибка: 

«Факт в том, что в таких погодных условиях нам было трудно, мы прекрасно осознаем это и стараемся сосредоточиться на решении данной проблемы.

Но вообще, прежде чем говорить о каких-то стратегических решениях команды, я думаю, что больше всего позиций мы сегодня потеряли из-за моей ошибки, которую я допустил в 11-м повороте. В том инциденте я потерял 4-5 позиций. В противном случае мы могли бы занять 3-е или 4-е место, и сейчас мы бы обсуждали эту гонку совершенно в ином ключе».

Image

Однако, если обратиться к радиопереговорам Шарля и его инженера, то создается впечатление, что Шарлю просто вовремя не предоставили информацию об изменениях в количестве осадков:

1️⃣6️⃣: Черт! Интенсивность дождя ведь изменилась перед тем, как я потерял машину?..
📻: Да, усилилась.

Также по ходу гонки монегаск предлагал капитанскому мостику разделить его с Хэмилтоном стратегии, но «Феррари» идею отклонила.

Как итог, Скудерия в очередной раз превратилась в предмет для насмешек, уступив в турнирной таблице даже «Астон Мартину», «Зауберу» и «Уильямсу».

Но ничего страшного, вот 2026-й точно станет годом «Феррари»! 

Что вообще творится в «Феррари»?

Фото: x.com/radiomessages; Joao Filipe/Keystone Press Agency/Global Look Press