9 мин.

Естественный отбор

Начало чемпионата мира «Формулы-1» вновь вернулось в «Альберт-Парк» – место, в 1996 году ознаменовавшее новую эпоху, когда Михаэль Шумахер дебютировал в составе «Феррари» и совсем юный тогда Жак Вильнев принял первый старт в королевских гонках. Немногие нынешние болельщики помнят уличную трассу в Аделаиде, предшественницу мельбурнского автодрома. Тем не менее, действующая австралийская арена – отличный пример движения от хорошего к лучшему.

«Альберт-Парк» сочетает в себе элементы и стационарного, и уличного автодрома, трасса предоставляет возможности для обгона – повороты переходят в скоростные прямики, позволяющие пилотам подготовить атаку и совершить ее в следующем вираже. Кроме того, трек весьма требователен к технике, которая только начинает свой путь в чемпионате.

Уникальная конфигурация трассы позволяет гонщикам подходить к настройке автомобилей менее шаблонно, больше прислушиваясь к собственным ощущениям, чем к показателям компьютеров. Благодаря этому 15 лет назад Жак Вильнев сенсационно выиграл свою первую квалификацию в «Формуле-1», а если бы утечка масла не заставила бы канадца сбросить скорость, то наверняка канадец выиграл бы и гонку.

Важным моментом является также и то, что этот автодром действует лишь один уик-энд в году, и по ходу первых тренировок полотно еще не будет прикатано резиной. Безусловно, это осложнит инженерам поиск настроек, однако к воскресенью ситуация должна прийти в норму, благодаря доброму десятку гонок поддержки и выставочных заездов.

Главной изюминкой гонки является то, что «Альберт-Парк» – лакмус болидов «Формулы-1». Специалисты и болельщики часто отмечают, что десять раз из пятнадцати здесь побеждал чемпион сезона. Еще интереснее, что двенадцать раз в этой гонке побеждала команда, которая впоследствии выигрывала Кубок конструкторов.

Конечно, 10 из 15 или 12 из 15 – не очень большая разница, но показатели мог бы быть и выше. В прошлом году гонку возглавлял Себастьян Феттель, однако до финиша его не довезли тормоза, в 2003-м Михаэль Шумахер наверняка примчался бы к победе, если бы не поврежденный в борьбе с Кими Райкконеном дефлектор, ну а в 1997 году Эдди Ирвайн в режиме «сорвиголова» в первом повороте вынес обладателя поул-позиции Жака Вильнева.

Таким образом, «Альберт-Парк», будучи уникальным автодромом, ставит перед гонщиками и инженерами задачи, которые затрагивают практически все важные по ходу будущего сезона аспекты самого болида, его настроек и его надежности по ходу всей дистанции. Именно поэтому так часто здесь побеждают действительно хорошие машины – если их характеристики успешно подошли изменчивому Мельбурну, значит, болид можно приспособить и к другим гонкам.

В этом году к уравнению добавятся шины, регулируемое крыло и KERS. KERS сам по себе серьезно меняет развесовку болида по осям, а командам необходим почти идеальный баланс – чтобы и скорость на прямых позволяла, и прижимной силы в поворотах хватало. Как поведет себя антикрыло на данный момент не знает никто, а шины уже несколько месяцев являются притчей во языцех. Все это говорит о том, что преимущество из новинок смогут извлечь не те, кто лучше всех настроил их под данную конкретную трассу – эта трасса слишком капризна, чтобы позволить участником настроить что-либо строго под себя, – а те, кто лучше всех понял логику нововведений и научился пользоваться ими в комплексе.

Нежные и ранимые шины «Пирелли» на жестких торможениях могут разрушаться гораздо быстрее, чем того хотелось бы гонщикам, поэтому плавный и размеренный пилотаж потенциально может позволить сохранить шины гораздо эффективнее, чем в прошлом. Хотя, в этом вопросе гарантий не может дать даже производитель.

Абсолютный рекорд по количеству побед здесь удерживает Михаэль Шумахер, но все четыре его триумфа пришлись на период доминирования «Феррари» в «Формуле-1». При этом преимущество семикратного чемпиона все равно выглядит внушительно – он четырежды поднимался на высшую ступень подиума, тогда как более одной победы среди действующих гонщиков одержал лишь Дженсон Баттон. С другой стороны, интересно, что средняя стартовая позиция Себастьяна Феттеля выше, чем у его именитого соотечественника – 4,3 против 4,8. По показателю среднего финиша в Мельбурне среди действующих пилотов лидирует Фернандо Алонсо – он закончил в Топ-5 все гонки а «Альберт-Парке» последних семи лет.

Любые прогнозы на Гран-при Австралии последних лет являются лишь попыткой угадать фамилию победителя, но верным будет утверждение, что ключом к победе станут творческий подход к поиску настроек и, вкупе с соответствующим регулировкам обращением с покрышками, глубокое понимание поведения болида на трассе. Кроме того, командам будет необходимо принимать грамотные тактические решения, поскольку теперь одним-двумя пит-стопами не обойдешься.

В общем, на этот раз асфальт вновь расставит все и всех по местам.

Статистика от Forix

Чемпионы мира

  • Пять чемпионов мира примут участие в сезоне-2011: Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель. Общее количество накопленных ими титулов равняется двенадцати, и в  «Формуле-1» представлены все чемпионы с 2000 года, не считая Кими Райкконена, который выиграл в 2007-м.

  • Всего лишь второй раз в истории на стартовой решетке «Формулы-1» появится пять чемпионов мира. Предыдущий случай был в 1970-м (Джон Сертиз, Джек Брэбэм, Грэм Хилл, Денни Халм и Джеки Стюарт).

Персональные достижения в Австралии

  • В Мельбурне Себастьян Феттель всегда квалифицировался в Топ-10, в прошлом году выиграл поул, и всегда опережал в квалификациях напарника по команде. При этом он ни разу не финишировал на Гран-при Австралии: в 2009-м немец боролся за подиум, но столкнулся с Робертом Кубицей, а в 2010-м, лидируя, сошел из-за проблем с колесом. Феттель выиграл прошлые две гонки (Бразилия и Абу-Даби в 2010-м), но еще ни разу не побеждал три раза подряд.

  • Лучшим результатом Марка Уэббера из девяти попыток по-прежнему остается финиш на пятом месте в дебютной гонке за «Минарди» в 2002-м, когда он стал пятым. В прошлом году Уэббер был лишь девятым, несмотря на лучший круг гонки и старт со второго места – единственного случая, когда он начинал домашнюю гонку с первого ряда. В последних трех Гран-при Марк был бит напарником в квалификации.

  • Дженсон Баттон выиграл два последних Гран-при Австралии, став первым гонщиком после Михаэля Шумахера, который выигрывал местные гонки два или более раза подряд (Шумахер побеждал трижды с 2000 по 2002 годы). Дженсон дважды стартовал с поула (в 2006-м и 2009-м), и шесть раз в семи случаях опережал напарников по команде в квалификациях.

  • Льюис Хэмилтон финишировал третьим в дебютном Гран-при в Австралии (2007-й) и победил тут же на следующий год (2008-й). Единственный раз, когда он не набрал очков, был сезон-2009 – Хэмилтона дисквалифицировали. В прошлых двух гонках в Мельбурне он не попал в Топ-10 в квалификации и трижды в четырех случаях (опять же, в квалификациях) был бит напарником.

  • Фернандо Алонсо всегда набирал очки в Австралии, кроме дебютного выступления за «Минарди» в 2001-м. Он был на подиуме в 2004-м и 2007-м, а также победил в 2006-м. В Мельбурне Алонсо ни разу не стартовал с первого места, но в квалификациях он выигрывает у напарников со счетом 7-2: лишь Джанкарло Физикелла в 2005 и 2006 годах опережал испанца.

  • Первого серьезного результата в Австралии Фелипе Масса добился в 2010-м, финишировав третьим. До этого он попал в два инцидента, два раза на его машине отказывал двигатель, и один раз сломалась подвеска. В квалификации Масса не выпадал из Топ-10 с 2007 года (когда механические неисправности откинули его на 21 место). Фелипе ни разу не лидировал в Гран-при Австралии.

  • До 1999 года Гран-при Австралии был словно проклятым для Михаэля Шумахера: два вторых места и шесть сходов (хотя сход в Аделаиде в 1994-м совпал с победой в чемпионате мира). Он почти всегда стартовал в Топ-10, за исключением 2005 года. Шумахер – самый успешный пилот в Австралии, выигрывавший четыре раза за пять сезонов (с 2000 по 2004 годы), в то время как остальные не побеждали здесь более двух раз. В прошлом году Михаэль финишировал в Мельбурне 10-м.

  • Лучший результат Нико Росберга – третье место в 2008-м. В последних четырех Гран-при Австралии он неизменно набирал очки и стартовал в Топ-10.

  • За последние восемь гонок в Мельбурне Ник Хайдфельд четыре раза подряд сходил (2002-2005), а затем трижды набирал очки, прежде чем финишировать 10-м в 2009 году. Лучшим результатом стало второе место в 2008-м, когда он выступал с Робертом Кубицей, гонщиком, вместо которого он сейчас выступает в «Рено».

  • Рубенс Баррикелло, в среднем раз в два Гран-при Австралии финиширует в очках (9 из 18). Четыре раза он был вторым в гонках и квалификациях. Рубенс выиграл поул в 2002-м, но гонка завершилась уже в первом повороте, когда его протаранил Ральф Шумахер.

  • Пастор Мальдонадо станет третьим венесуэльским гонщиком, который выступит в Гран-при «Формулы-1» после Этторе Чимери (одна гонка в 1960-м) и Джонни Чекотто (1983-1984).

  • Серхио Перес станет пятым мексиканским гонщиком в истории «Формулы-1». Его предшественниками были Мойзес Солана, братья Родригесы (Педро и Рикардо) и Эктор Ребаке.

  • Если не считать дебютантов «Формулы-1», то самый маленький опыт выступлений на этой трассе у Камуи Кобаяси: в прошлом году он сошел уже на первом круге, после столкновения с Нико Хюлькенбергом и Себастьяном Буэми.

  • Возможно, Ярно Трулли является самым невезучим гонщиком, выступавшим на Гран-при Австралии, так как он 8 раз (из 14) сходил, причем пять раз – из-за отказов техники. В прошлом году проблема с гидравликой не допустила его даже до старта. В 2009-м после старта с пит-лейн Ярно финишировал третьим.

Командные достижения

  • Из недавних случаев, лишь в 2009-м у «Макларена» был по-настоящему неудачный результат – когда Хэмилтона дисквалифицировали, а Ковалайнен сошел после инцидента. В 2008 и 2010 годах команда побеждала, а в 2006 и 2007 добивалась вторых мест. В Австралии «Макларен» – самая успешная команда (10 побед), которые одинаково поделены между Аделаидой и Мельбурном.

  • В прошлом году «Ред Булл» добился достижения, впервые полностью заняв первый ряд стартового поля. Но «Ред Булл» ни разу не добирался до подиума в Мельбурне, как и его предшественники «Ягуар» и «Стюарт». Лучшим результатом команды остается четвертое место Дэвида Култхарда в 2005-м.

  • После победы Кими Райкконена с поула в 2007-м, у «Феррари» наблюдается сухой период. В прошлых трех гонках команда вымучила лишь один подиум (Фелипе Масса в 2010-м).

  • Последняя победа «Уильямса» в Австралии датируется 1996 годом (Дэймон Хилл). С тех пор команда добилась шести подиумов, последний из которых был с Нико Росбергом в 2008-м.

  • В последний раз «Рено» побеждала здесь с Алонсо в 2006-м, и с тех пор лучшим достижением команды стало второе место Роберта Кубицы в 2010-м.

  • В прошлом году Тонио Лиуцци добился наилучшей финишной позиции «Форс-Индии» в Австралии (седьмое место). Чтобы отыскать лучшее достижении этой конюшни, принадлежавшей другим владельцам, нам нужно вернуться в 2001 год, когда Хайнц-Харальд Френтцен финишировал пятым на «Джорджане».

  • Лучшим достижением «Торо Россо» в Австралии являются седьмые места в 2008 и 2009 годах. За всю историю конюшня лишь раз попадала в Топ-10 квалификации, с Феттелем в 2008 году.

  • После 2008 года, когда Ник Хайдфельд финишировал вторым, «Заубер» ни разу не набирал в Австралии очки. И в прошлом году, впервые с сезона-2004, команда не попала в Топ-10 в квалификации.

И если вы не верите в судьбу…

  • Одиннадцать раз из пятнадцати первый ряд полностью захватывали представители одной команды, в том числе и в двух последних Гран-при. В восьми из этих одиннадцати случаев обладатель поула выигрывал чемпионат мира.

  • 31 раз в истории «Формулы-1» победитель первой гонки в дальнейшем выигрывал чемпионат мира.