Вечно молодой
Сегодня промоутеру и диктатору «Формулы-1» Берни Экклстоуну исполнилось 80 лет. Детали биографии самого влиятельного человека в автогоночном мире в материале Sports.ru.

Когда был Берни маленький
Такой, как мы с тобой,
Любил он у проталинки
По лужице по маленькой
Пустить кораблик свой.
К своим восьмидесяти годам далеко не юный, но все такой же маленький Берни Экклстоун продолжает следить за запущенным когда-то корабликом «Формулы-1» и с удовольствием отправляет его во все новые кругосветные путешествия. Лужица давно превратилась в мировой финансовый океан, сам кораблик также подрос в размерах: по приблизительным подсчетам, финансовая привлекательность «Формулы-1» оценивается в 4 миллиарда долларов.
Экклстоун любил все контролировать с детства. Свой первый кораблик маленький Берни запустил в городке Бекслихит английского графства Кент, где в компании со своим другом Фредом Комптоном организовал компанию по продаже подержанных мотоциклов и запчастей к ним. Со временем фирма Compton & Ecclestone, начавшаяся на кухне дома родителей Берни, обзавелась офисом, складами, сетью филиалов по всему графству и приличной выручкой.
Но одним бизнесом интересы Экклстоуна не ограничивались. Просто разбогатеть никогда не было его целью будущий миллиардер копил себе на гонки.
В плане ведения переговоров равных Берни никого не было
Обзаведясь дорогостоящим хобби участием в автомобильных соревнованиях юный Бернард все заработанные средства вкладывал в собственное увлечение. В 1951 году 21-летний Экклстоун приобрел автомобиль «Формулы-Юниор» (что-то вроде тогдашней «Ф-3») и присоединился к профессиональному первенству Великобритании. Но если на любительском уровне у Берни случались эпизодические победы, то, получив в соперники лучших пилотов Соединенного королевства, гонщик Экклстоун продолжить выигрывать не смог. Зато Берни проник в гоночную тусовку, познакомился со многими владельцами команд и сдружился со Стюартом Льюисом-Эвансом своим ровесником, также страстно влюбленным в гонки.
Пилотировать гоночную машину у Льюиса-Эванса получалось гораздо лучше Экклстоуна, зато в плане ведения переговоров не было равных уже Берни. Так скромный застенчивый Стюарт получил в менеджеры самого Экклстоуна а Берни получил пропуск в мир Больших Призов.
Пока Льюис-Эванс добивался все больших успехов на трассе, Экклстоун выстраивал собственную команду: по его плану, когда основанная им конюшня «БЧ Экклстоун» встанет на ноги, к титулу ее должен будет повести именно Стюарт. Правда, купленные на аукционе машины «Коннаут» не позволяли рассчитывать на успех безнадежно устаревшая техника только что обанкротившейся команды ни разу не позволила гонщикам Экклстоуна финишировать в гонке. Впрочем, сам Берни был уверен, что дело совсем не в технике. Чтобы доказать своим пилотам, что на «Коннаут» можно проехать намного лучше, Экклстоун лично сел за руль! Как и следовало ожидать, успехом эта затея не увенчалась: за два проведенных Гран-при Берни так и не смог пройти квалификацию, в то время как его боевые гонщики хотя бы выходили на старт.
История Экклстоуна-гонщика закончилась в 1958-м, когда авария в Марокко унесла жизнь Льюиса-Эванса
История Берни-гонщика закончилась в 1958-м, когда авария в Марокко унесла жизнь Льюиса-Эванса. Подавленный Экклстоун не нашел в себе сил оставаться в спорте, унесшим жизнь его друга, и завязал с «Формулой-1».
Правда, ненадолго: в 1965 году Экклстоун вновь занялся обустройством контрактов пилота на сей раз его подопечным стал многообещающий австриец Йохен Риндт. В качестве менеджера Берни был безупречен: Йохен всегда получал самые выгодные контракты с большой зарплатой и конкурентоспособной машиной. Увы, второе пришествие Экклстоуна в «Формулу-1» закончилось столь же трагично, как и первое: на тренировке перед Гран-при Италии 1970 года Риндт попал в серьезную аварию и погиб.
После смерти своего подопечного Берни дал себе зарок: больше никогда не дружить с гонщиками. Пилоты слишком часто погибают, а терять близких людей Экклстоуну совсем не хотелось. Впрочем, на вовлеченности Берни в «Формулу-1» это решение не сказалось: в 1972 году он купил команду «Брэбэм» и следующие 15 лет провел в качестве руководителя конюшни.
Параллельно с успехами на гоночной трассе (Нельсон Пике принес «Брэбэм» два титула: в 1981 и 1983 годах) Экклстоун преуспел в борьбе за неофициальное чемпионство в среде владельцев гоночных команд: в 1978-м Берни был избран главным исполнительным директором Ассоциации конструкторов «Формулы-1» (ФОКА). Сам Энцо Феррари остался спортивным директором организации то есть формально Экклстоун был начальником великого Коммендаторе!
С одобрения боссов всех команд Экклстоун получил в свои руки контроль над всеми финансовыми потоками «Формулы-1»
Так, с осознанного одобрения боссов всех команд, на тот момент участвовавших в чемпионате мира, Экклстоун получил в свои руки контроль над всеми финансовыми потоками Королевских гонок. Его коллеги-соперники не могли нарадоваться: благодаря стараниям Берни, команды стали получать намного больше денег, а наклевывавшаяся реформа системы продажи прав на телетрансляции сулила обитателям паддока еще большие выгоды. Спустя 20 лет те же самые люди обвинят Экклстоуна в захвате «Формулы-1» и присвоении принадлежащих им денег
Первым, что сделал Экклстоун на новом посту, было завоевание права независимо от ФИА (тогда она именовалась ФИСА) решать, на каких трассах будут проходить гонки и какие призовые полагаются участникам. Не сложно догадаться, что из календаря тут же исчезли наименее денежные автодромы вроде «Харамы» и «Лонг-Бич», а выручка команд Большого Цирка заметно подросла.
Благодаря точному расчету и дальновидности Экклстоуну удалось зарегистрировать и выгодно продать права на трансляции гонок ведущим телевизионным компаниям, а в 1982-м Берни попробовал провести и вовсе смелейший маневр: вывести «Формулу-1» из-под опеки ФИА. Такой наглости федерация Экклстоуну не простила, и путем сложных интриг и запугиваний вынудила соратников Берни отказаться уходить из-под крыла международной автофедерации.
В тот раз Берни не победил но сменил тактику. Поняв, что махина ФИА чересчур велика, для того, чтобы с ней тягаться, Экклстоун решил внедрить в федерацию своего человека. И не просто внедрить а сделать президентом.
С поддержкой Экклстоуна Мосли выиграл выборы 1991 года и возглавил ФИА
Давний друг и соратник Берни Макс Мосли, возглавлявший команду «Марч», обладал достаточным опытом подковерной борьбы, чтобы внести раскол в стройные ряды функционеров ФИА и переманить на свою сторону большую часть электората. С поддержкой Экклстоуна Мосли выиграл выборы 1991 года и возглавил ФИА.
С тех пор тандем Мосли-Экклстоун уверенно заправлял всеми делами «Формулы-1», и близко никого не подпуская к принятию важных решений. Друзья-товарищи нашли эффективный способ обойти давнюю европейскую традицию разделения властей. Все просто: чтобы получить абсолютную власть, нужно заполнить все должности нужными людьми. У Макса и Берни это получилось с блеском, и на протяжении следующих 18 лет в отношении «Формулы-1» Экклстоун вел такую политику, какую хотел.
Здесь и изменения регламента, и выход Королевы автоспорта на новые рынки: за исключением Гран-при Японии 1976-77 годов, никто до Экклстоуна не приводил «Формулу-1» в Азию. Теперь же привычными стали не только гонки в Японии, но и Гран-при Малайзии, Бахрейна, Турции, Китая
Вся эта азиатская экспансия была затеяна Берни неспроста: с самого своего избрания главой ассоциации конструкторов «Формулы-1», Экклстоун неустанно думает о процветании любимых гонок. Берни возглавил Большие Призы тогда, когда здесь не было больших денег и планетарного размаха а добился процветающего бизнеса и многомиллионных бюджетов команд-участниц. И можно сколько угодно ругать Экклстоуна за исчезновение из календаря исторических автодромов, одного у него не отнять: при Берни «Формула-1» добилась невероятного экономического подъема. По крайней мере, за финансовое будущее Королевы автоспорта волноваться не приходиться: рекордная сумма контракта на проведение гонки в Сочи тому подтверждение.
В 80 лет Берни продолжает управлять многомиллиардным бизнесом и сохраняет живой ум и чувство юмора
В свои 80 лет Берни продолжает управлять многомиллиардным бизнесом, летать по всему земному шару на каждый Гран-при, заключать невероятной наглости сделки и сохранять живой ум и чувство юмора. Когда команда «Ред Булл» подарила Экклстоуну ходунки для престарелых, Берни не обиделся, а оценил шутку, и как истинный «старый пе**ун» засветил в камеру средний палец.
Всем своим поведением Берни как бы говорит: «Хотите посмеяться над мерзким старикашкой? А вот вам!» Только Экклстоун может получить тортом в лицо от Шумахера (и Михаэлю за это ничего не будет!), с каменным лицом заключить, что в следующем году из календаря исчезнет Спа (и тут же сказать, что это шутка) и заявить, что Адольф Гитлер был, в сущности, неплохим парнем, раз так быстро смог поднять экономику Германии.
Как в футболе принято поносить судью, так в «Формуле-1» все грехи обычно навешиваются на Экклстоуна. И командам он денег недодает, и классические трассы из календаря вычеркивает, да мало ли чего еще. Но давайте признаем: практически каждый болельщик «Формулы-1» тайно мечтает хоть на минутку оказаться тем самым седым старцем, который вершит судьбы королевских автогонок.
А о чем мечтает сам Берни? Явно не о деньгах, да и вожделенный контроль над «Формулой-1» от него никуда не денется. Как когда-то сказал близкий друг Экклстоуна Макс Мосли: «На самом деле, Берни очень добрый человек». За всеми интригами и глобальными бизнес-проектами люди совсем разучились видеть в Экклстоуне обыкновенного человека по-своему ранимого, любящего отца и одинокого мужчину, на склоне лет брошенного собственной женой.
Статью правда уже читал где то, в журнале каком то, несколько лет назад
Ну все блин, ща разрыдаюсь... Да ежу было понятно, что там изначально все из-за бабла. просто Славика решила что пора уже енто бабло пилить...
«финансовое будущее Королевы Автоспорта» не вызывает вопросов» - А вот это высказывание мягко говоря спорное. благополучие самого Берни сомнения не вызывает, это да. А вот благополучие Ф-1 весьма сомнительно уже сейчас, а если Берни продолжит гнуть свою линию...
А Берни красавчик конечно. 80 лет, а сколько энергии! Молодчина!
Долгих лет жизни тебе, великий засранец!
Да..., у Меня вот бывали мыслишки побыть на месте Берни!))
Всем бы в 80 лет быть таким бодрым как он!!)
Не-не, совсем не обиделся, только оба пилота Ред Булла почему-то до финиша не дотянули :)