Машина времени. Зачем люди смотрят Ле-Ман, в котором нет борьбы за победу
Беспилотные автомобили, индивидуально подобранные рекомендации по развлечениям, интернет вещей? Забудьте. На планете есть место, где словно не заметили последних 100 лет технического прогресса. Это Ле-Ман – место самой старомодной и самой удивительной гонки в мире
Здесь на полном серьезе читают бумажные газеты, спокойно стоят в огромных очередях на входе на автодром и с удивительным восторгом надевают наушники – так, словно это последнее слово техники. Мы во Франции, на гонке «24 часа Ле-Мана».
Все, кто ностальгирует по «старым, добрым временам», могут приводить эту гонку в пример: смотрите, никаких новомодных веяний, только гонки для хардкорных фанатов.
Глядя на трибуны, спорить с ретроградами очень сложно. Трибуны полны, почти на всех болельщиках фирменная атрибутика какой-нибудь прославленной команды, а любой зритель без запинки назовет рекордсменов Ле-Мана за последние 60 лет. Вот только дело не только в гонках.
Шоу, которого нет
Со спортивной точки зрения «24 часа Ле-Мана» проиграет любому городскому соревнованию по картингу – не говоря уже о мастодонтах вроде NASCAR, Moto GP или Формулы-Е. Наблюдать за тем, как шесть десятков машин наматывают круги по 14-километровой трассе – занятие, вгоняющее в сон. А если вспомнить, что борьбы за победу здесь в принципе не может быть, толпа на трибунах становится совершенно необъяснимой.
Задолго до старта победа досталась Toyota. Просто потому, что это единственная заводская команда в самом быстром классе LMP1 – а всех ее конкурентов из частных коллективов заведомо «придушили» неравными правилами. Да, здесь действительно пишут разный регламент для заводских и частных конюшен – и это не считается чем-то зазорным.
В отсутствие сражений в абсолютном зачете внимание зрителей невольно переключилось на более медленный зачет LMP2. Здесь с конкуренцией полный порядок: 20 машин, половина из которых способна побороться за первую позицию. Сюрпризом стала форма российского экипажа G-Drive Racing в составе Романа Русинова, экс-пилота Формулы-1 Жана-Эрика Верня и дебютанта Йоба ван Эйтерта.
Российская команда провалила тренировки и квалификацию, но в гонке внезапно поехала быстро и вскоре вступила в схватку с лидерами зачета из Signatech Alpine. Новичок Йоб ван Эйтерт даже провел полноценный обгон за лидерство – роскошь, привычная в Формуле-1, но обычно не доступная в Ле-Мане.
Трио G-Drive лидировали всю ночь, а под утро на 20 минут застряли на пит-стопе из-за неисправности электропроводки. Так и решилась судьба победы: простой в боксах отбросил российский экипаж на шестое место. Оставшиеся без соперников Николя Ляпьерр, Андре Негран и Пьер Тири из Signatech Alpine выиграли гонку.
Зачем приехали болельщики
Зрители «24 часов Ле-Мана» – это широчайший срез европейского общества. Здесь семьи с детьми, пенсионеры со складными стульями, молодые парочки, мужские компании средних лет и вообще все, кого можно себе представить. Во время традиционной прогулки по стартовой решетке я увидел двух мам с колясками, в которых ехали младенцы. И это в толпе знаменитостей, гонщиков и вездесущего запаха бензина.
Гости суточного марафона могут посидеть на трибунах, а потом спуститься, чтобы послушать рассказ о победителях прошлого, приобрести модель машины из 70-х и закупиться свежей прессой. Здесь больше эмоций вызывают чемпионы XX века вроде Жаки Икса или Тома Кристенсена, чем кто-либо из современных участников. Может, за исключением Фернандо Алонсо.
Впрочем, в следующем году Алонсо в Ле-Ман не приедет, и тогда у гонки не останется ни одной звезды за рулем. Скорее всего, этого никто не заметит.
В Ле-Мане легко найти публику, которая в другое время может ходить на выставки, концерты или музейные мастер-классы. Прийти на гонку во Франции – давно привычное и социально одобряемое действие, о смысле которого мало кто задумывается. Нет борьбы? А разве это для кого-то важно. Нет известных марок в самом быстром классе? Всегда можно поностальгировать о былом.
«24 часа Ле-Мана» – это машина времени, жизненно необходимая борцам со смартфонами, электрокарами и прочими атрибутами 2019 года. Здесь такие люди могут почувствовать себя в своей тарелке и на целый уикенд перенестись в 1923 год. Туда, где суточное соревнование на гоночных машинах было событием само по себе.