Канада лишилась "Формулы-1"
''В "Формуле-1" -- серьезные перемены. Вчера из графика соревнований на будущий год был исключен "Гран-при Канады", вот уже 25 лет проводящийся в Монреале.
В биографии "Формулы-1" этап в Монреале наряду с гонками в Монце (Италия), Сильверстоуне (Великобритания) и Гран-при Монако -- один из самых старых и престижных. Известие о том, что они больше не увидят у себя дома братьев Шумахеров, Рубенса Барикелло и прочих асов, шокировало жителей Монреаля, которому "Формула-1" ежегодно приносит 450 миллионов долларов чистой прибыли.
Решение "вытащить" Гран-при Канады из турнирной сетки принял лично президент "Формулы-1" Берни Экклстоун. Официальная причина: в Канаде окончательно вступает в силу принятое 6 лет назад антитабачное законодательство, включающее запрет на размещение наружной рекламы табака во время спортивных соревнований. Отсутствие таких мощных брендов, как "Мальборо" или "Ротманс", на комбинезонах гонщиков и бортах гоночных болидов -- это уж слишком, решили в руководстве "Формулы-1". Ее финансовое благополучие во многом зиждется на щедром спонсорстве табачных концернов -- факт, от которого никуда не деться.
Когда генеральный директор "Гран-при Канады" Норман Лего озвучил это решение на пресс-конференции в Монреале, ошарашенные журналисты первым делом поинтересовались: будет ли он ходатайствовать перед Оттавой о смягчении суровых антитабачных законов. "Не буду", -- ответствовал Лего. Прозвучавшее после этого заявление мэра Монреаля Жеральда Трамбле о том, что город постарается всеми силами сохранить "жизненно важный для нас и всей страны турнир", уже никто всерьез не воспринимал.
"Это катастрофа! -- сокрушается Николас Паччини, владелец специализирующейся на автогоночной символике сувенирной лавки на улице Крещент в центре Монреаля. -- До сих пор доходы за одну только "формулическую" неделю покрывали все наши расходы за год".
В двух шагах от его лавки -- ресторан, который открыл несколько лет назад кумир местных болельщиков, единственный канадец в "Формуле-1" Жак Вильнев.
"Теперь им крышка, -- кивает в сторону именитого заведения торговец сувенирами. -- Кому нужен этот ресторан без Гран-при?"
Решение исключить Канаду из списка "Формулы-1" вызвало резонанс даже в канадском парламенте. Ряд депутатов уже заявили о необходимости "договариваться с Экклстоуном любым способом". В конце концов на кону -- спортивный и туристский имидж Канады, и без того серьезно пострадавший от атипичной пневмонии и прочих нештатных ситуаций. Спортивные обозреватели, однако, указывают на тщетность подобных усилий. Свято место пусто не бывает. У Канады уже есть серьезные конкуренты, которые не преминут воспользоваться образовавшейся брешью в турнирной сетке. Кто же это?
"Прежде всего Россия и Южная Африка, -- считает известный спортивный комментатор Пьер Дюшарм. -- У них нет антитабачного законодательства. И в то же время они давно уже добиваются права принять у себя "Формулу-1". В России наиболее активно этот проект лоббируют власти Москвы и Санкт-Петербурга. Не исключаю, что на этот раз кому-то из них повезет".
Впрочем, российским болельщикам радоваться пока не стоит. Антитабачное законодательство, пусть даже об этом и не знают канадцы, в нашей стране тоже имеется. Кроме того, возвращения в календарь чемпионата "Формулы-1" активно добиваются владельцы автодрома в бельгийском Спа: в прошлом году "Гран-при Бельгии" был лишен своей гонки как раз из-за проблем с табачной рекламой, но теперь правительство этой страны объявило о своей готовности пойти навстречу пожеланиям Экклстоуна.
Монреаль