«Говорит о предательстве, а сам продает борцов в другие сборные». Во что перерос скандал на Евро
В борьбе становится жарче: после скандального награждения на чемпионате Европы споры только обострились.
Михаил Мамиашвили готов отвечать любому, кто с ним не согласен.

«Путь, который он выбрал, это путь предателя». Так Мамиашвили награждал чемпиона
Главное событие чемпионата Европы в Братиславе – не яркие победы и не успешное выступление российских спортсменов. А скандал, который устроил глава Федерации спортивной борьбы России (ФСБР).
Мамиашвили награждал чемпиона в весовой категории 74 кг – им стал Чермен Валиев, еще недавно выступавший за Россию, но теперь представляющий Албанию.
Выглядело все не очень красиво: Мамиашвили что-то сказал Валиеву, тот ответил, а потом Михаил рывком надел на Чермена медаль и дернул за руки.
«Сборная Албании получила заслуженную золотую медаль, потому что они вложили труд, талант, свой вклад в его подготовку. В кавычках, конечно», – шутки от главы федерации.
«Вперемешку с матом назвал предателем». Босс нашей борьбы устроил скандал на награждении Евро
Почти сразу появились слухи, что Мамиашвили назвал Валиева предателем. Чермен – один из 32 экс-россиян, выступающих на этом Евро под другими флагами.
Оба участника стычки подтвердили, что в их разговоре, который со стороны смотрелся немного дико, и правда были обвинения в предательстве.
Версия Валиева:
– Что произошло на церемонии награждения?
– Михаил Геразиевич назвал меня предателем родины. Я был в недоумении...
– Пытались ли вы поговорить с ним после ситуации на награждении?
– Я подходил к нему, но организаторы увели меня.
Версия Мамиашвили:
– Валиев сказал, что вы назвали его предателем родины.
– Это не совсем так. Я сказал, что путь, который он выбрал, это путь предателя. Так как он уезжал. Я молчал, но если он так сказал... Я дал определение пути, который он выбрал.
Такая дипломатия от главы ФСБР вызывает неприятные флешбеки. На Олимпиаде-2016 в Рио Мамиашвили угодил в другой скандал – Инна Тражукова рассказала, что он избил ее после поражения в схватке за бронзу. Тогда оправдания звучали так:
«Ударил ли я спортсменку? Все было так, но все было не так. Я не считаю это серьезным конфликтом. Но 1000 раз готов извиниться перед Инной и перед всей нашей командой».
«Он хамил и два раза ударил меня по лицу». Дичь в русской борьбе
«Мамиашвили продает борцов за большие деньги, идущие исключительно в его карман»
Позиция Мамиашвили выглядит странной: переход российский борцов в другие сборные – рядовое событие. Так было и до отстранения, а в последние годы превратилось в отработанную схему. Да и сам Михаил называл это «нормальным процессом».
ФСБР даже выгодно отдавать спортсменов – это приносит федерации деньги.
«Когда я переходил выступать за другую страну, я соблюдал все рамки международного перехода, все официально подписывалось. Я заплатил взнос – пять тысяч евро в международную федерацию и пять тысяч евро в Федерацию борьбы России», – подтвердил Валиев после обвинений в предательстве.

Тут в пикировку вступил бывший главный тренер сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев – он возмущен поведением Мамиашвили:
«Данный инцидент не только позорит лично руководителя федерации, но и наносит ущерб репутации всей России, так как транслируется в прямом эфире на всю Европу. Как можно не задумываться об этом и подрывать имидж страны на международной арене? Как можно не беречь репутацию государства, лицом которого ты являешься? Может, как раз это и есть предательство?!
А вообще, хотелось бы поинтересоваться у Мамиашвили, с какой совестью он говорит кому-то о предательстве, если сам уже много лет в прямом смысле продает борцов в разные сборные и отпускает их за большие деньги, идущие не на развитие нашего вида спорта, а исключительно в собственный карман.
Каким лицемером нужно быть, чтобы вместо поздравлений новоиспеченному чемпиону, молодому и прогрессивному атлету, который от А до Я ведет себя по-мужски и честно побеждает, высказывать какие-то претензии. Чермен сдержался, как и положено младшему, воспитанному в кавказских традициях, но я бы даже медаль из рук такого недостаршего никогда не взял...»
⤵️
Мамиашвили не промолчал:
«Если для него это уже история знакомая, зачем в соцсети выкладывать, если есть такая информация? Он должен сделать то, что очень хорошо умеет делать, – написать в правоохранительные органы. И пусть занимается, если у него есть такая информация.
Кстати, очень странно, что двадцатилетия возглавляя сборную команду, будучи вице‑президентом федерации, как‑то позволял брать кому‑то кого‑то куда‑то продавать. Тогда откуда эти конфликты, если спортсмен продан? Какие могут быть конфликты? Претензии какие? Ну, продал и продал».
⤵️
Затем пошли на второй раунд. Реплика Тедеева:
«Предатель – тот, кто свой личный интерес ставит выше интересов государства. Деньги и шкурный интерес не надо ставить выше, чем интересы государства.
Ни для кого не секрет, каждый спортсмен платит деньги за то, чтобы президент ФСБР дал открепительное письмо, что он не против, что спортсмен будет выступать за другую страну.
Доказательства всему этому – письмо, которое они получают от Федерации борьбы России, там есть одна подпись – президента федерации. И других подписей там не бывает. Ответственность за все переходы и то, что ребята платят деньги за переход, несет один человек – Мамиашвили.

Мамиашвили показал свое лицо. Таким спортивным функционерам не место в Федерации борьбы России и в других федерациях тоже. Это спорт, а спорт с политикой мешать не надо. Если кто-то мешает, то надо определиться: либо спорт, либо политика.
Спортивный функционер должен определять и сплачивать все национальности, а не разделять. Пахнет национализмом. И коммерческую лавочку создавать из целой федерации тоже не нужно».
⤵️
Тедеев вроде бы повторил аргументы, но и Мамиашвили не стал придумывать новые:
«А как же так, ты 20 лет главный тренер и вице-президент федерации, ты основной человек, через тебя проходит весь состав, куда же ты смотрел тогда? Как же ты закрывал глаза, если был мерзавец, который распродал все?
Тогда откуда эти недопонимания, когда спортсмены так или иначе пытаются сменить спортивное гражданство? Если продал и продал. Сиди, рот закрой и молчи. Ты же продал.
Десятилетиями это происходит у тебя на глазах, это твоя команда, у тебя колоссальный опыт, знаешь, что делать в таких ситуациях. Пиши заявление на людей».
***
В прошлом году Объединенный мир борьбы (UWW) выпустил пакет ужесточающих обновлений по трансферам. И это кардинально изменит ситуацию с переходами российских борцов.
Вот только поменяет ли это что-то в сознании тех людей, которые воспринимают спортсменов исключительно как предмет торговли?
Мировая борьба изолируется от России – новые правила ограничат переходы в другие страны
Фото: РИА Новости/Александр Натрускин, Евгений Биятов; East News/AP Photo/Eugene Hoshiko
Спортсмен сделал все как положено - заплатил в том числе и федерации, "стране", ты дал письмо "открепительное" - че ты раньше не позвонил, не подошел претензии высказать спортсмену и в неформальной обстановке обсудить, "посетовать" или собраться и всем 32 борцам там на ЧМ высказать в лицо, а вывез все это на мероприятие официальнее некуда и всем на глаза? Реально ВОТ что портит репутацию и отталкивает от федерации и выступлений за страну.
У нас спортивные функционеры будто чуть ли не все сговорились наоборот - вредить на "синдроме вахтера с пафосом патриотизма"...
Ответ гениальный по своей структуре - как бы было и не было. Еще: ударить женщину это не серьезный проступок по его мнению?
Дальше. Не нравится тебе боец по различным причинам, так дай ему медаль, пожми руки и уйди спокойно, зачем демонстрировать неприязнь?
1) Мамиашвили обвиняет в предательстве, прекрасно зная что десятки борцов поменяли гражданство с его же личного согласия? Он резко сошел с ума в прямом медицинском смысле? Или есть еще какой-то факт, ну хз, предположим Валиев что-то кому-то обещал?
2) Тедеев резонно говорит: ты же сам все подписывал! И тут же добавляет - клал деньги себе в карман. А это прямое обвинение в уголовным преступление, доказать которое он никак не сможет.
3) Ответ Мамиашвили шедеврален. "Ты же знал, что я совершаю преступления, чего молчал?"
Сюр.