10 мин.

Поговорили с нашей чудо-волейболисткой. Мировая звезда, про которую в России почти не знают

Марине Марковой 24 года. Она красотка с огненно-рыжими волосами, хорошо поставленной речью, выдающимися данными (рост – 1,99 м) и железный игрок основы одного из лучших клубов мира – «Вакыфбанка».

С которым в этом сезоне выиграла чемпионат Турции и дошла до полуфинала Лиги чемпионов. 

«Всего два года назад ее почти никто не знал, – делился недавно знаток волейбола, тренер Джованни Гуидетти. – Если бы вы тогда спросили 10 тренеров, кто такая Маркова, 9 из них бы ответили: «Без понятия». А сегодня все включают ее в топ-5 волейболисток мира. И она это заслуживает. Очень умная, отличный командный игрок, трудолюбивая. И команда ее обожает».

Парадокс в том, что в России, родной стране, про Марину до сих пор знают лишь те, кто внимательно следит за волейболом. 

Этому есть объяснение. Так получилось, что она никогда не играла за сборную – ни по каким возрастам. Больше того, у Марковой – ни единого матча в Суперлиге. В 18 лет она уехала учиться в США – и пробивала дорогу в большой спорт через американские универы. Ну а последние 3 года мы отрезаны от международных турниров.

Ее карьерный путь – что-то изысканное. В Штатах все сложно с волейбольными лигами. И местные игроки вынуждены разъезжаться по миру. Но Маркова провернула историю Золушки: 

⤵️ сначала зажигала в NCAA;

⤵️ закончив универ, в 2023-м перебралась в «Муратпашу», средний турецкий клуб. В дебютной игре настреляла 41 очко. По итогам всего чемпионата стала самой результативной наряду с суперзвездными Тияной Бошкович и Кирой ван Райк;

⤵️ на конец того сезона уехала в итальянскую «Новару» и взяла с ней Кубок вызова, став лучшим бомбардиром первого финального матча;

⤵️ этот год провела в мощном «Вакыфбанке». Сама думала, что будет игроком ротации, но плотно встала в основу и выиграла чемпионат Турции.

Один из лучших матчей Марковой в сезоне – ответный четвертьфинал «Лиги чемпионов»: ее «Вакыф» в стамбульском дерби, проиграв дома 0:3, в гостях перевернул серию с «Фенербахче». Марину признали MVP той игры. Вот там мы и познакомились.

А 31 мая наша женская сборная сыграет в Белграде за «Кубок Первого канала» с Сербией. Марина вызвана в команду. И почти наверняка проведет там первый матч за Россию. 

Наконец-то!

Маркова попала в Америку случайно. Тренер из США приехал на просмотр другой девочки

– Забавно получается: в Стамбуле тебя знают очень хорошо, а в России почти никто.

– Да, иногда об этом задумываюсь. В Стамбуле вполне может быть, что возьму кофе – и продавец меня узнает. В России – конечно, нет. 

Но это понятно, я же там и не играла особо. Только в молодежной лиге с «Ленинградкой». Да и это было в 2018-м. Поэтому, пусть ситуация кажется странной, я понимаю причину.

– Уехать из России, где сильный чемпионат, в Америку –  как будто бы закончить с волейболом. Я не помню примеров, чтобы кто-то из иностранок перебирался оттуда в топ-клуб.

– Я ехала с полным пониманием, что потом буду играть профессионально. Вот класса до 10-го не было такой идеи, должна была пойти учиться на инженера. У меня было очень хорошо с математикой, папа инженер. Родители вообще делали упор на учебу.

Но пошел профессиональный рост. Плюс позвали в Америку. Это показалось отличным вариантом – и образование, и достаточно высокий уровень волейбола. Я же там попала в одну из сильнейших конференций.

– Как получилось с Америкой?

– Тренер Сиракузского университета Леонид Елин был у нас на просмотре девочки. Но она по семейным причинам не смогла. Однако из-за знакомства с нашим тренером Леонид остался на игру. И я чем-то приглянулась, пригласил меня.

Сначала родители отнеслись без восторга. Мне 17, а тут Америка. Но после разговора с тренером что-то изменилось. Я ведь уже была нацелена на волейбол, а в России есть такое, что если играешь профессионально – хорошего обучения не будет. После школы нужно выбирать: либо профессиональный спорт, либо качественное образование.

Там же можно было совместить. И я поехала.

Училась на психолога. А на четвертом году перевелась во Флориду. Из-за волейбола, потому что в том университете он еще более значим и известен. И игры за Флориду как раз стали хорошим трамплином в дальнейшую карьеру.

За год из середняка в основу мирового топ-клуба: как такое возможно?

– Из Америки ты переехала в Турцию. В среднюю команду – «Муратпаша». Почему туда?

– Смотрела, где могла бы показать себя, где играла бы в основе. Две сильнейшие лиги сейчас – Италия и Турция. Играть там – возможность проявить себя. Это можно сделать и в середнячке, ты же на виду.

 – Приезжаешь в Турцию, тебя никто не знает. И вдруг вместе с легендарной Тияной Бошкович борешься за лучшего бомбардира лиги.

– Это стало абсолютным шоком! Я была главным нападающим в команде, большая часть передач шла, и поэтому появилась возможность достать Бошкович. Но изначально о таком не думала.

Когда мы первый раз играли против ее «Эджзаджибаши», Бошкович просто ломала мой блок. В голове было: oh my God! 

Но для меня все равно было круто играть против нее, сам факт того, что мы на одной площадке. Если честно, я до сих пор в восторге, когда выхожу против Варгас, Арины, Аны Кристины, Пламмер. Это нереально!

– Предложение от «Вакыфбанка» – это как в футболе от «Баварии» или «Интера»?

– Ну да. На третьем курсе университета я начала рассматривать, где бы в идеале хотела поиграть. И тогда думала как раз про «Вакфыбанк»: о, это, конечно, было бы шикарно, но пока я точно не потяну. 

А когда пригласили – не верила ушам. Клуб с такой историей... Очень потешило эго. Помимо этого важен был тренер. Гуидетти – тот, кто поднимает игроков на две ступеньки выше. Хаак, Габи, Эгону – он всех их тренировал. Надеялась, что и я с ним смогу выйти на мировой уровень.

– И что это произойдет в первый же сезон?

– Я думала, что этот сезон будет для меня учебным. Много играть не получится, буду развиваться, набираться опыта. А оказалось – вот так. В стартовой шестерке! Вау! Люди начали сравнивать нас по очкам с девочками, за которыми я сама раньше только наблюдала.

– Это ты добавила или просто раньше сама не понимала, что на таком уровне?

– Добавила – 100%. По сравнению с университетом очень окрепла и физически, и психологически.

Марине предлагали турецкий паспорт. Отказалась

– Год назад были новости, что тебе предлагают турецкое гражданство.

– Не считаю, что оно мне помогло бы. Такое предложение – только из-за лимита на легионеров. В этом сезоне в «Вакыфбанке» было много иностранок, и из-за этого некоторые важные игроки не могли выходить. Команде бы мое гражданство помогло, но какой бенефит для меня? Я отказалась. 

Вообще, это непривычный момент. Нестандартный. В жизни такое редко бывает. Этот вопрос вообще поднялся только из-за того, что я никогда не играла ни за одну из российских сборных. И, оформив документы, сразу бы могла выходить как турчанка.

– Но ты хочешь сыграть за сборную России.

– Конечно. Это была бы невероятная гордость. Видела строки, где Арина говорила, что у нее наворачивались слезы, когда она смотрела финалы на Олимпиаде в Париже. Прекрасно ее понимаю!

У нас сейчас нет международных матчей, и это не из-за того, что мы не отобрались куда-то. Мы просто не можем играть, и от нас ничего не зависит. Это обидно. Представлять сборную – мечта каждого спортсмена. 

– Когда пошли слухи про турецкий паспорт, кто-то из федерации с тобой связывался?

– Такого не было. Но и слух был громким, но коротким.

– Но для тебя было важно услышать, что тебя ждут?

– Это да. 

Но меня, кстати, прошлым летом приглашали на сборы. К тому моменту я уже подписала на лето контракт в чемпионат Индонезии. И у меня до начала сезона в «Вакыфбанке» оставалось всего 2 недели. Отдых был необходим, и Терзич, тогда главный тренер, прекрасно понял ситуацию.

– Смотрю сейчас наш состав: ты, Арина, Таня Толок, которая зажигала в Италии. Как могли бы пошуметь.

– Пошуметь точно могли бы! Россия сейчас если не самая, то точно одна из самых сильных в атаке. Что-что, а с этим у нас полный порядок, и не думаю, что кто-то смог бы это остановить. Реально подобралась команда бомбардиров.

И в блоке – с нашим-то ростом. И в подаче!

Вот прием в отношении ведущих стран не самый сильный. Но есть игроки, которые могут забить из любой ситуации. Нам точно было бы что показать.

Рыжие волосы, рост под 2 метра, любимый город – Питер

– Видел разные данные про твой рост – от 197 см до 201. Что на самом деле?

– 199, сейчас, может, 200.

– А ты еще растешь?

– До этого лета росла. Когда уезжала в Америку, была 1,94. 

Для жизни – лучше бы так и осталось: кровати, одежда, перелеты. Но в волейболе эти сантиметры помогают.  

– Какой у тебя настоящий цвет волос?

– Сейчас – не знаю. Наверное, темно-русый с какой-то рыжиной. Я родилась рыжей, и так было до 15 лет. Потом начала русеть. А ведь это уже было частью моего характера – рыжая! Поэтому с 9-го класса начала краситься. Была и шатенкой, и блондинкой, и русой, и красные волосы, и розовые. Сейчас вернулась к стандарту – слишком красный, но близко к натуральному. 

– Выделяешься на площадке еще и этим.

– Рыжий – редкий цвет вопрос. Когда мы во время ковида играли в университете в масках, комментаторы благодарили меня – по волосам всегда можно было узнать.

Но главная уникальность все-таки рост. Заходишь в лифт и сразу видишь это: «Хм. А, нет, не на каблуках»...

– Ты уехала в Америку 7 лет назад, и это заметно по произношению. Могла получить турецкий паспорт. Кем себя ощущаешь?

– Мне говорят, что я не выгляжу как русская. Но как? У меня семья. У меня – батя! Понятно, что сейчас грани размываются. Но если ставить вопрос так – я считаю себя русской.

Обожаю свой Питер. Самый красивый город в мире! Ну, зимой не считается. Вот летом и осенью – точно. 

Мне странно слышать, что я американизировалась. У меня, может, с русским не все хорошо. Папа говорит читать книжки.

Но моя главная культура – русская. Я здесь родилась, провела большую часть жизни и играть хочу именно за сборную России.

Фото: instagram.com/markovamarine