14 мин.

«Vincerò»: О кантилевере Шомы Уно

Наверное, у каждого выдающегося фигуриста есть какой-то особый элемент, который делает только он, или, по меньшей мере, который именно он делает как-то по-особенному, по которому он запоминается широкой публике. У Шомы Уно таким коронным элементом является, безусловно, кантилевер — заклон корпусом назад, до положения тела параллельно льду, на внутреннем кораблике (от англ. cantilever — строительный термин, обозначающий горизонтальную балку с жестко зафиксированной вертикальной опорой).

Этот необычный элемент запомнился многим в основном по программам последних двух лет, особенно по «Турандот» сезона 2015-16, однако у него гораздо более длинная история, уходящая корнями еще в детские впечатления начинающего фигуриста. За рамками широкого внимания остается большая часть этой истории — первые пробы на различных шоу, первые попытки сделать кантилевер частью соревновательной практики, экспериментирование с позициями рук и тела, а главное — постепенное улучшение качества этого непростого элемента в целом после многих лет тренировок. Кантилевер в программе «Турандот» и программах последнего сезона — лишь несколько ярких фрагментов этой истории, только вершина айсберга, под которой скрывается немало интересного. Ниже — моя личная «коллекция» кантилеверов Шомы и несколько размышлений по итогам сбора этой коллекции.

Сам Шома в одном из ранних интервью сказал о начале своего увлечения кантилевером так: «когда я был маленьким, я часто следил за тренировками Маекавы-куна [речь идет о японском фигуристе Тадаёси Маекава, который катался с Шомой на одном катке в Нагойе]. Причина, по которой я начал делать тот самый кораблик, который я сейчас исполняю [т.е. кантилевер] кроется в том, что я часто следил за тем, как он тренируется и тоже хотел попробовать его сделать». Это интервью появилось в журнале Cutting Edge 2011 года, когда Шома еще только начинал серьезную соревновательную карьеру среди юниоров, но уже тогда его кантилевер обращал на себя внимание журналистов и зрителей.

Первые пробы этого элемента (по крайней мере, из того, что попало на камеру и находится в широком интернет-доступе) связаны исключительно с показательными выступлениями на шоу, что вполне естественно для элемента, генезис которого тесным образом связан именно с шоу. Впервые кантилевер был показан в программе ‘Fly me to the Moon’, которую Шома катал два сезона подряд — с 2009 по 2011 годы. Эта программа состояла из двух резко контрастных частей — на первую, более лирическую, Шома выходил в строгом костюме с бабочкой, но затем в середине программы пиджак и бабочка сбрасывались и следовала быстрая и озорная вторая часть, в рамках которой и стал использоваться этот элемент. Вероятно, наиболее ранним вариантом является прокат на шоу Medallists on Ice (MOI) 2009 года; затем кантилевер (в рамках той же самой программы) неоднократно появляется в различных шоу 2010 и 2011 годов (фестиваль в Нагойе 2010 и 2011, Dreams on Ice 2010, MOI 2010 и пр.). Уже тогда Шома использовал знакомый «разгон» на кантилевер с повотором лицом к зрителям, но прямо перед началом элемента была еще и целая пантомима, которая в других программах не использовалась. Конфигурация элемента отличалась от того, что Шома чаще всего использует сейчас: наклон делался под 90 градусов или более (считая от начального положения тела), и главное — руки держались параллельно телу надо льдом, не касаясь тела (в отличие от поздних вариантов, где Шома предпочитает поддерживать устойчивость левой рукой). Один из наиболее технически совершенных вариантов удался на фестивале в Нагойе 2011 года — на замедленной съемке (ниже) хорошо вижно, как четко и красиво выгибается корпус под 90%, а затем голова опускается еще ниже, почти касаясь льда, при этом ни на один момент не теряется общий динамический баланс тела. Руки свободно парят вдоль тела. Огонь, вода и этот кантилевер -- три вещи, на которые можно смотреть вечно.

Парадоксально, но как раз после интервью 2011 года кантилевер несколько уходит в тень — он по-прежнему осмысливается как элемент шоу для показательных выступлений, но в сезоне 2011-12 таких выступлений у Шомы практически не было, как не было и новой показательной программы. Кантилевер возвращается только в следующем сезоне 2012-13, и вновь в рамках задорного показательного танца ‘Bad boy, good man’, который Шома показывает несколько раз в течение сезона — на все том же шоу MOI 2012, The Ice 2012, Dreams on Ice 2012 и, наконец, в более «серьезном» соревновательном контексте — в рамках показательных номеров после чемпионата мира серди юниоров 2013 года (где Шома занял 7ое место). В этой программе кантилевер передвигается в самый конец, после выхода из позиции сразу же следовал прыжок и заключительная поза. Существенно меняется и конфигурация элемента — по-видимому, под влиянием изменений в конституции самого спортсмена. Наклон под 90 градусов становится «ровнее» (голова держится на уровне корпуса), левая рука становится своеобразной второй «опорой» элемента за счет хватки голеностопа левой ноги, правая рука вытягивается вверх. Качество элемента был по-прежнему неровным — хорошие заклоны без потери баланса сопровождаются более проблемными вариантами исполнения, в которых проблемы в балансировке видны невооруженным глазом. Для сравнения ниже приведены один из более удачных вариантов с шоу (2ой) и неудачный вариант с юниорского ЧМ-2013 (1ый).

 

Следующий сезон — 2013-14 — становится в каком-то смысле определяющим в «жизни» кантилевера: помимо его обычного использования в рамках показательного выступления (в старой новой программе ‘Tanguera’, переделанной из КП предыдущего сезона), Шома впервые исполняет этот элемент в соревновательной практике — в рамках ПП (‘Steps’) на чемпионате Японии. Интересно, что чемпионат Японии так и остался единственным прокатом этой программы с кантилевером. Отчасти понятно, почему: во-первых, взрослый чемпионат Японии, где Шома тогда еще ни на что не претендовал, вполне мог рассматриваться как площадка для экспериментов (в отличие от этапов Гран-При и чемпионата мира, где надо было показывать высокие результаты); во-вторых, «эксперимент» вполне мог рассматриваться в дальнейшем скорее как неудачный — кантилевер вышел достаточно шатким и не вполне неубедительным (первая гифка ниже с этого проката, вторая с показательного номера на одном из шоу).

 

Другая интересная тенденция, берущая начало в этом сезоне и, вполне возможно, имеющая некоторое косвенное отношение к истории кантилевера — это тенденция брать в качестве показательного номера прошлогоднюю короткую программу. Так будет происходить три сезона подряд, вплоть до выхода Шомы из юниоров во взрослые — 2013-14, 2014-15 и 2015-16 (здесь обе показательные программы будут взяты из прошлогодних КП и ПП). Только лишь в прошедшем недавно сезоне (2016-17) Шоме поставят новые показательные, зато сразу три. Такая трансформация соревновательных программ в показательные приводила всякий раз к тому, что в уже готовый макет прошлогодней программы на следующий сезон добавлялся кантилевер. Не исключено, что такое постоянное насыщение старых соревновательных программ кантилевером явилось одним из ключевых импульсов для возвращения Шомы и его хореографов к идее включить кантилевер в соревновательные программы сезона 2015-16 года.

Возвращаясь пока на год назад, в триумфальный для Шомы сезон 2014-15 (последний на юниорском уровне), можно отметить еще одно небольшое изменение в его кантилевере, почти незаметное глазу, но важное для его будущих «воплощений» в сезонах 2015-16 и 2016-17: на одном из прокатов показательного номера ‘The Blessed Spirits’ (гифка прилагается ниже) хорошо видно, что Шома продолжает использовать левую руку для поддержки, но перемещает ее существенно выше, на уровень бедра левой ноги. Объясняться это может банальным изменением пропорций тела и рук, вызванным ростом «малышатины». Как бы то ни было, именно эта позиция станет «классической» для последующих двух сезонов.

В сезоне 2015-16 Шома продолжил использовать кантилевер в показательных выступлениях, но по-настоящему «расцвел» он в произвольной программе на музыку «Турандот», с которой начался этот пост: здесь и само качество исполнения элемента после многих лет тренировок, и (пожалуй, впервые) его великолепная «вписанность» в музыкальное сопровождение программы (в кульминации, на слове «vincerò» — «я буду побеждать»), позволили кантилеверу заиграть совершенно новыми красками. Конфигурация элемента осталась с прошлого сезона — наклон четко под 90 градусов, одна рука поднимается вверх, другая помогает поддерживать равновесие и затем подниматься за счет хватки за бедро левой ноги. Лучшее исполнение этого варианта и, без сомнения, вообще лучшее исполнение программы — финал Гран-при а Барселоне (только немного правая рука потерялась по ходу исполнения, но сам заклон сделан очень качественно). Тот самый прокат, после которого многие — в том числе и автор блога — впервые по-настоящему обратили внимание на Шому.

В показательных выступлениях новую жизнь обрел, впервые с программы ‘Fly me to the Moon’ 2009-11 годов, кантилевер со свободными руками вдоль тела — по-видимому, годы практики позволили Шоме восстановить наиболее сложный вариант исполнения элемента, где левая рука не поддерживает баланс позиции. Очень красивый и продолжительный вариант такого кантилевера — на гифке ниже (посмотрите, кстати, на пальцы левой руки -- что он там ими считает?).

За последний сезон произошло множество изменений в технической оснащенности программ Шомы Уно, и этот стремительный прогресс напрямую коснулся и кантилевера. После «Турандот» не было особых сомнений в том, что элемент прочно войдет в основные программы фигуриста (помимо показательных), что в итоге и случилось, но мало кто предполагал, что его функция и манера исполнения будут столь вариативны в течение сезона. Прежде всего, в обеих основных программах кантилевер обрел новое движение вверх левой рукой, при сохранении «поддерживающей» функции левой руки в целом. При этом манера исполнения и функция кантилевера в этих программах совершенно разная: в ПП кантилевер остался «кульминационным» элементом, выполняемым в конце программы, примерно как в «Турандот» прошлого года (гифка №2); в КП (где кантилевер появился впервые) он превратился фактически в сложный выезд из прыжкового элемента (3А), но в силу этого его продолжительность стала меньше, и глубина исполнения элемента несколько пострадала (гифка №1). Интересно, что именно этот несколько «упрощенный» вариант кантилевера (с заклоном примерно на 60-70 градусов вместо обычных 90, и с меньшей продолжительностью выдерживания позиции) попал в ПП на чемпионате мира (гифка №3) — объясняется это, конечно, не тем, что Шома перепутал программы, а просто с усталостью после выполнения всего сложнейшего прыжкового контента. В ПП кантилевер стал в каком-то плане "лакмусовой бумажкой", позволявшей судить о физическом состоянии Шомы к концу программы.

В показательных выступлениях этого сезона появились совершенно новые модификации элемента: прежде всего, это положение с правой рукой на льду, что дало возможность использовать более глубокую позицию корпуса, практически «ложась» на лед. Этот вариант Шома использовал на всех показах двух из трех показательных программ нового сезона — ‘See you again’ (первая гифка) и ‘La vie en rose’ (вторая). Таким образом, единственная показательная программа сезона, оставшаяся без этого элемента — ‘This Town’.

Помимо этого варианта, в предсезонный период появился и еще один, который в течение сезона, однако, Шома не использовал — вариация с обеими руками на льду (последняя гифка). Возможно, этот весьма эффектный вариант приберегается для следующего сезона?

Уже известно, что в новом сезоне кантилевер продолжит (вернее, возобновит) свою жизнь в новой ПП под «Турандот», где его положение будет идентично программе 2015-16 года. Эта программа была показана Шомой буквально пару дней назад, и хотя полностью ее смогли увидеть только счастливые обладатели билетов на шоу ‘Prince on Ice’, отдельные фрагменты программы, включая кантилевер, попали в рекламные ролики — уже по этому фрагменту хорошо видно, что кантилевер продолжает развиваться, и что техника его исполнения Шомой становится все лучше и лучше с годами.

Можно, конечно, отметить и то, что успех этого элемента во многом связан с характерной конституцией Шомы: небольшой рост, смещенный несколько вниз центр тяжести, достигаемый за счет сочетания небольшой и относительно хрупкой верхней половины тела с небольшими, но очень крепкими ногами и бедрами — может показаться, что все это будто бы «упрощает» выполнение элемента. Однако не стоит забывать, что тело фигуриста значительно менялось с годами, так что баланс всякий раз приходилось находить заново (что хорошо видно при сравнении самых ранний версий кантилевера в 2009-11 годах с его не всегда уверенным выполнением в 2012-15), поэтому успех кантилевера, на мой взгляд, гораздо в большей степени определяется постоянной работой над ним. Следы этой работы — не только в технике выполнения, которая становилась все более совершенной с годами, но и в той вариативности исполнения, которой удалось добиться в прошедшем сезоне. Если в 2011 году, когда Шома давал свое интервью журналу Cutting Edge, кантилевер уже был замечен публикой и журналистами, то к 2016-17 году он стал уже в некотором роде «визитной карточкой» Шомы — тем элементом, по которому его сразу узнают, тем самым коронным элементом, который есть у всякого выдающегося артиста. В этом смысле показательно, что после исполнения Шомой ПП на командном чемпионате мира в Японии, японская команда в КиКе показала всему миру именно кантилевер этого фигуриста.

В спортивном плане кантилевер — один из самых дешевых элементов: в прошлом сезоне он был главной частью самого дешевого элемента в ПП, хореографической дорожки, и выездом с одного из прыжков в КП, позволявшим получить лишний положительный критерий для более высокого ГОЕ. Тем не менее, на примере кантилевера хорошо видно, сколько на самом деле труда и мысли вкладывается в подготовку программ Шомы, если даже в таком маленьком и «дешевом», пусть и весьма заметном, элементе можно увидеть столько движения вперед, столько труда и столько заботы о чистоте и выразительности приема.

«Кантилевер» (cantilever) — та самая «горизонтальная балка с жестко зафиксированной вертикальной опорой», которая дала имя элементу — используется в различных конструкциях, но особенно часто при строительстве мостов. Кантилевер Шомы имеет все шансы стать одной из важных составляющих частей такого символического «моста», ведущего к будущим успехам спортсмена: сбудутся ли тогда победные слова Калафа из арии Nessun dorma, когда Шома разгонится на очередной свой кантилевер?

 

Подготовка этого материала была бы невозможна без сайта http://shoma-uno.tumblr.com. Я также выражаю глубокую благодарность пользователям форума goldenskates.com: Arriba627, 0smile0 и Latremu за разного рода советы, данные в процессе подготовки данного материала.

 

P.S. Для желающих попрактиковать кантилевер на полу — последняя (обучающая) гифка. Шома дает мастер-класс американской парнице Таре Кейн.