Поворот не туда
Блог

В «Ф-1» сдвинули переход на революционные машины на 2022-й. Ради спасения команд от банкротства из-за пандемии

С заморозкой шасси на 2021-й.

Пандемия коронавируса вместе с волной карантинов скосила все спортивные соревнования: от Евро-2020 и чемпионата мира по хоккею до всевозможных пивных лиг. Автоспорт и «Формула-1» не стали исключением: отложены ближайшие Гран-при, а старт сезона и вовсе перенесен как минимум до конца мая (и босс серии отказывается давать хотя бы приблизительные оценки возможного возвращения).

«Формулу-1» отложили до июня, календарь грандиозно перетряхнут. Серия хочет не меньше 17 гонок, чтобы не терять деньги

Теперь практически невозможно спрогнозировать итоговый календарь чемпионата. Ясно одно: летнего перерыва не будет (его предлагают перенести на конец марта и апрель), а все августовские уик-энды щедро набьют перенесенными гонками – весь вопрос заключается в грамотной логистике. В идеале боссы «Формулы-1» мечтают о 17-18 Гран-при до финала сезона в декабре.

Но даже если это пойдет по плану, то чемпионат все равно потеряет колоссальные деньги: около 150 млн долларов только лицензионных выплат от промоутеров за четыре несостоявшихся. Это 18 процентов от всех предполагаемых доходов с продажи прав на Гран-при – примерно на такую же сумму снизятся и поступления от спонсоров и телеконтрактов.

Зацепит и команды – ведь они получают 67 процентов всей выручки «Формулы-1» через призовые и выплаты по Договору согласия. Просядут и поступления от частных спонсорских сделок – ведь партнеры платят командам за эфирное время и успехи, а в 2020-м все логотипы мелькали пока только на тестах. При этом зарплаты персоналу нужно выплачивать в прежнем объеме – траты команд не особо снижаются из-за пауз.

Правда, подобный сценарий уже считается весьма оптимистичным: в реальности запланированный на конец мая Гран-при Монако может не состояться – там сейчас просто некому строить трассу (привычные для княжества рабочие из Франции и Италии сидят по домам на карантине). Даже гонка в Баку в начале июня грозит сорваться: азербайджанские власти тоже напуганы неопределенностью и начали отзывать у европейцев выданные ранее визы.

Прогноз потерь сейчас основан только на последних планах по продолжению сезона – и уже никто не гарантирует их реализацию. В реальности с учетом бесконечных карантинов и повсеместных убытков все может быть намного хуже – спонсоры и рекламодатели еще сильнее урежут выплаты.

Выживет ли тогда «Формула-1»? При нынешней системе функционирования – очень вряд ли.

Команды уже на пороге банкротства из-за системы выплат от «Ф-1» и спонсоров

Современная финансовая система «Формулы-1» работает примерно так: команды выплачивают призовые и отчисления от менеджерской компании серии (FOM) за 2019-й в течение всего 2020-го из тех самых средств, которые серия зарабатывает именно в 2020-м.

Годами схема работала безупречно (поскольку доходы чаще всего росли и предоставляли маркетинговой команде пространство для инвестиций и экспериментов), но сейчас она вызовет мощный бюджетный кризис в пелотоне. Ведь гонок (а значит, и заработков) не будет еще несколько месяцев, а авансовые платежи тоже вряд ли возможны: «Ф-1» еще предстоит разбираться с финансовыми последствиями переноса и/или отмены Гран-при (как минимум Австралии, Китая, Бахрейна, Вьетнама, Нидерландов и Испании), возврата денег за билеты (пока не особо понятно, кто понесет эти расходы – промоутер или серия) и перекройки календаря. С новым расписанием (явно нестандартным) сильно вырастут расходы на логистику – и покрывать их чемпионату пока что неоткуда.

Спонсоры тоже вряд ли заплатят командам в полной мере за период без гонок. Обычно переводы по контракту разбиты на несколько траншей: например, во втором сезоне Drive To Survive владелец «Хааса» рассказал, что к середине сезона получил от главного спонсора только аванс (фактически бонус за подписание) и еще одну выплату (скорее всего, после шестого места на Гран-при Австралии). Теперь в похожем режиме придется жить всему пелотону – и кто-то неизбежно угодит в глубокий кассовый разрыв и окажется на грани банкротства. Речь не только о маленьких частниках вроде «Уильямса» или «Хааса» – с невозможностью рассчитаться с поставщиками и персоналом могут столкнуться вообще все, ведь в условиях карантина и падения фондовых рынков убытки терпят и автогиганты, и богатые миллиардеры с пакетами акций команд. Сейчас «Ф-1» переживает тот редкий период, когда в одной лодке оказалась и «Феррари», и «Альфа Таури».

Сезон-2020 планировался как самый дорогой в истории

Неопределенность пугает команды до полусмерти не только из-за грядущих трудностей с расчетом: все-таки персонал «Форс-Индии» и «Лотуса» еще в 2010-х получал зарплату с задержкой и не разбежался. Проблема намного глубже.

В 2020-м параллельно с новой битвой за титул команды собирались приступать к разработке машины под революционную смену регламента для 2021-го. Ожидался масштабный технический разворот, так что каждую деталь болида предполагалось строить с нуля – а это очень дорого.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий

Причем к работе над моделями авто нужно приступать уже сейчас – и без денег провернуть такое весьма непросто. Да и составить адекватное расписание крэш-тестов, испытаний на стендах или продуваний деталей в аэротрубе тоже крайне сложно, когда доходы уже гарантированно просядут на пятую часть, а дата их поступления все еще неизвестна.

При этом со следующего сезона планировали и внедрение потолка бюджетов в 175 млн долларов. Следовательно, основную часть капитальных инвестиций на далекое будущее команды (особенно «Мерседес», «Рено», «Феррари», «Ред Булл» и «Макларен», обычно превышающие новый лимит трат) начали или предполагали запустить сейчас, чтобы не попасть под грядущие ограничения. Эффективное внедрение нового симулятора «Феррари», аэродинамической трубы «Рено» и новой базы «Рейсинг Пойнт» оказалось под угрозой – особенно если у команд с трудом хватит денег для завершения сезона.

В итоге карантин грозил поломкой не только сезона-2020, но еще и чемпионата-2021 – поскольку абсолютно никто не представлял, найдутся ли деньги в нужном объеме и сколько деталей удастся спроектировать. И опасность для следующего сезона была даже больше, ведь машины для 2020-го уже готовы – и с ними можно откатать любое количество гонок даже без обновлений.

Решение найдено: базы закрыты на три недели, внедрение нового регламента отложено

Все усилия команд в последние дни логично направлены на максимальное сокращение издержек в моменте и обозримом будущем – здесь даже самый технологичный «Макларен» или сверхбогатый «Мерседес» ничем не отличается от любого ресторана или клуба из города, закрытого на карантин. Сейчас перед всеми прежде всего стоит вопрос выживания без накопления умопомрачительных долгов.

И первый шаг сделан 18 марта: комиссия «Формулы-1» вместе со Стратегической группой (состоит как раз их участников чемпионата) договорилась о переносе летнего закрытия баз на март и апрель. Теперь команды имеют право отправить в отпуск персонал на 21 день в ближайшие два месяца, а не ждать до августа – а значит, вынужденный простой перестает приносить фактические убытки. Летний перерыв все равно отменят и заполнят перенесенными гонками, а сотрудники команд теперь хотя бы не будут бессмысленно тратить время на заводах без Гран-при и отдохнут с семьями. С точки зрения годовой отчетности затраты даже слегка уменьшатся (экономия на путешествиях в те места, которые не попадут в новый календарь), зато распределятся по сезону эффективнее.

Второй и гораздо более монументальный шаг – перенос внедрения нового технического регламента с 2021-го на 2022-й – совершили 19 марта.

Сперва идею высказали на видеоконференции Стратегической группы с боссом «Формулы-1» Чейзом Кэри – и ее сразу же поддержали 9 из 10 команд. Лишь «Феррари» пока воздержалась и запросила немного времени на обдумывание предложения – правда, через день публично заявила о поддержке инициативы через официальный сайт серии. И уже к вечеру решение приняли официально: внедрение нового технического регламента отложено.

Суть заключается в гибридизации правил на 2021-й: команды согласились заморозить развитие шасси, трансмиссии и подвески на весь следующий сезон после финиша 2020-го. Разрешить планируют только доработку аэродинамического обвеса – поскольку из-за запрета на апгрейды шасси и подвески массированные изменения пакета окажутся невозможными, работы над оптимизацией небольших закрылков, рассекателей и дефлекторов потребуют не так уж много денег.

Более того, эксперимент с заморозкой позволит командам сэкономить из-за отказа от разработки новых машин и пережить следующий сезон без массовых сокращений и банкротств. Даже руководитель «Рейсинг Пойнт» (той самой, которой владеет отец одного из гонщиков и долларовый миллиардер!) Отмар Сафнауэр сразу признал, что в нынешней катастрофической ситуации другого пути по сути нет.

Но новый регламент не отложат целиком: перенесут внедрение только именно технических пунктов. Все остальные аспекты вроде сокращения количества дней в Гран-при, изменения системы штрафов и даже потолка бюджетов вступят в силу в 2021-м в полной мере. Не исключено даже ужесточение лимита трат – подобная возможность обсуждалась на видеоконференции.

Не спешите паниковать: это может быть интересно

Даже если вас достал современный регламент, доминирование «Мерседеса», паровозные гонки и малое количество борьбы на трассе, не стоит списывать 2021-й прямо сейчас.

Во-первых, мы до сих пор досконально не знаем расклад сил даже на 2020-й. Уже в прошлом сезоне нередко случалась красивая борьба между тремя командами или рубка колесо в колесо между ребятами вроде Ферстаппена и Леклера – никто же не откажется от повторения подобного на протяжении всего чемпионата? К тому же, боссы «Ред Булл» и «Рейсинг Пойнт» заявляли о сокращении разрыва между топ-3 и серединой пелотона – результаты на коротких трассах вроде Австрии и Канады могут оказаться совсем непредсказуемыми.

Во-вторых, можно ли представить последствия соревнований десяти команд с настолько ограниченными бюджетами? 2021-й запросто может обернуться битвой чистого таланта лучших инженеров-аэродинамиков мира без возможности выжать читерские преимущества в моторе, подвеске и шасси – и все это в условиях примерно равных возможностей! Такого еще ни разу не случалось за всю историю «Формулы-1».

Также вместе со стабильными правилами и исключительно видимыми обновлениями на первый план выйдет и прогресс пилотов по ходу сезона: наконец болельщики смогут объективно оценить, кто сдает после старта, а кто накатывает к концу сезона. Ребята наконец-то смогу показать себя с чуть более объективной стороны. С учетом трудности ситуации – выиграют все.

Осталось только дождаться хоть каких-то гонок вообще. И надеяться на победу над пандемией без отмены сезона с концами.

Автоспорт обманул коронавирус: сразу две онлайн-гонки вместо Гран-при Австралии. Звезды «Ф-1» и других серий в деле

Красотки, утешающие пилотов «Формулы-1» на карантине: совместные поездки по горам, отдых в объятиях и складывание паззлов

«Ред Булл» разносит «Мерседес» и без гонок «Ф-1»: заставил убрать читерскую деталь для мощного охлаждения шин

Фото: REUTERS/Loren Elliott; globallookpress.com/nph / Bratic via www.imago-image, Memmler /Eibner-Pressefoto; Gettyimages.ru/Charles Coates / Stringer

21 комментарий

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Да, Хэмильтон все-таки сказочно везучий. Всю карьеру ему нереально прет.
В дебютном сезоне сразу попал в быстрейшую команду. Потом перешел в доминирующий уже 6 лет Мерседес. И даже там, где был шанс что все поменяется и ему не удастся побить рекорд великого пилота, судьба сама приносит ему еще один титул.
Звание самого везучего пилота за всю историю Ф1 без сомнения принадлежит ему.
+27
-4
+23
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Понимаю желание Артема оптимистом, но заморозка развития не означает стандартизацию. Скорее это значит, что если Мерс привезёт 0,5 в Австралии 2021, то с высочайшей вероятностью он привезёт 0,5 и в Сильверстоуне, и в Абу-Даби.
Тёмные времена для Ф1
+15
-1
+14
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Вот этого я уж точно не ожидал.
+12
0
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Мде, грустно, но к этому и шло. Ещё везде так уверены, что гонки впихнут летом и вообще большую их часть смогут провести и т.д. А у вируса этого поганого вы спрашивали? Кто дает гарантии, что к лету/осени все нормализуется? В некоторых изданиях эксперты прогнозируют, что зараза может гулять по миру целый год. Эх, надеюсь они ошибаются.
+7
-1
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Льюис Хэмилтон станет самым титулованным пилотом в истории Формулы-1. Лучший сценарий для него и руководства Мерседеса.
+7
-1
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я бы не сказал, что ему просто везёт, он воспитанник Макларена, неудивительно, что дебютировал там, но он в первом же сезоне попал под Алонсо, результат все знаем. Переход в Мерседес мог обернуться провалом, но Хэм решился и выиграл с этого. Льюис всю карьеру умудряется избегать серьезных провалов и с первого же сезона считается топ-пилотом. Да, без какой-то удачи не обошлось, но это никак не умаляет его личных заслуг, на своё имя он поработал и теперь заслуженно собирает титулы будучи первым пилотом в лучшей команде. Не болею ни за него, ни за Мерс, но то, что он в свои 35 в идеальной форме и может выиграть еще пару-тройку титулов даже в борьбе - факт, как по мне.
+8
-3
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Везучий, но без души.
+7
-2
+5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
2021-й запросто может обернуться битвой чистого таланта лучших инженеров-аэродинамиков мира без возможности выжать читерские преимущества в моторе, подвеске и шасси – и все это в условиях примерно равных возможностей!
_____________________________
И чего Вы так приложили мотористов и специалистов по ходовой? Считаете, что им талант не нужен?

По мне, так наоборот - Ф1 очень уже заигралась с аэродинамикой (отсюда и разговоры про грязный воздух и невозможность преследования соперника), которую пора бы упрощать, а не еще больше усложнять.
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Хэмилтон наверное рад больше всех
+4
-2
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
На короткой дистанции цена победы и подиума заметно вырастет, приблизившись к старой в системе из 16 гонок и 10-6-4-3-2-1. Стало быть, если чемпионат будет проведён, чемпионом может стать кто-то вроде Кеке Росберга с одной победой!
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Видать появились у руководства ф1 яйца, такое решение приняли, а ведь ещё неделю назад всем мозги сушили насчёт отменять, не отменять
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Как вас бомбануло прям на сарказм:-)))) Извиняюсь если задел, я просто констатировал факт, не хотел никого обидеть :)
Правда Хэмильтон от этого не перестанет быть самым везучим пилотом в истории ))
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Решение с переносом регламента - самое правильное решение в данной ситуации. Но когда чемпионат начнётся и начнётся ли он - никто не знает. Я не паникую, а просто трезво рассуждаю. Пока нам надо только ждать и ничего больше. Самое ещё интересное: как они сумеют впихнуть все гонки? Каждую неделю гонять невозможно, это не НАСКАР, где катают по штатам и не дальше. Им надо это с вирусом согласовать, потому что пока он банкует по миру.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ hypnotoad94
Я бы не сказал, что ему просто везёт, он воспитанник Макларена, неудивительно, что дебютировал там, но он в первом же сезоне попал под Алонсо, результат все знаем. Переход в Мерседес мог обернуться провалом, но Хэм решился и выиграл с этого. Льюис всю карьеру умудряется избегать серьезных провалов и с первого же сезона считается топ-пилотом. Да, без какой-то удачи не обошлось, но это никак не умаляет его личных заслуг, на своё имя он поработал и теперь заслуженно собирает титулы будучи первым пилотом в лучшей команде. Не болею ни за него, ни за Мерс, но то, что он в свои 35 в идеальной форме и может выиграть еще пару-тройку титулов даже в борьбе - факт, как по мне.
Алонсо недооценил Хэма, тот же напротив пользовался поддержкой Рона. Переход в Мерседес казался риском только болельщикам, выстроенная Шумахером и Брауном команда, плюс инсайд от Лауды насчет моторов - это не совсем риск.

А провалов у него полно. И унижение от Баттона, и краши в Массу, и весь 2011-й год, и слитый титул на второй машине чемпионата.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
аднака. а ведь это еще не вечер :(
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
ГП Монако официально уже не будет
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Надо разрешить табачным концернам спонсирование команд. Пока серия окончательно не загнулась. С оговорками. Обязательная надпись "курение вредит вашему здоровью", никакого публичного курения, спонсорских акций с участием табачных компаний. Зато в Ф1 вернутся по-настоящему талантливые пилоты. Которых сигаретные гиганты спонсировали в зависимости от таланта, а не от их национальности. Вернутся реальные энтузиасты Больших Призов, такие как Джордан, Минарди, Бенеттон, Брэбгем, Тиррелл и т.д.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ hypnotoad94
Я бы не сказал, что ему просто везёт, он воспитанник Макларена, неудивительно, что дебютировал там, но он в первом же сезоне попал под Алонсо, результат все знаем. Переход в Мерседес мог обернуться провалом, но Хэм решился и выиграл с этого. Льюис всю карьеру умудряется избегать серьезных провалов и с первого же сезона считается топ-пилотом. Да, без какой-то удачи не обошлось, но это никак не умаляет его личных заслуг, на своё имя он поработал и теперь заслуженно собирает титулы будучи первым пилотом в лучшей команде. Не болею ни за него, ни за Мерс, но то, что он в свои 35 в идеальной форме и может выиграть еще пару-тройку титулов даже в борьбе - факт, как по мне.
Если что, это сарказм
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий