16 мин.

12 подвигов Мэджика Джонсона

Блог «Фонарь» вспоминает 12 лучших матчей в карьере Мэджика Джонсона.

Фото: Fotobank/Getty Images/Mike Powell

Бонус

Шоу должно продолжаться. Матч всех звезд 92-го

Матч всех звезд имеет к баскетболу лишь косвенное отношение, здесь нет ни соперничества, ни вязкой защиты, нет настоящей борьбы. Но Матч всех звезд 92-го года стоял особняком, это был тот же праздник, но совершенно особенный: Мэджик Джонсон, балансирующий между жизнью и смертью, стал его главным героем еще задолго до стартового спорного.

Перед сезоном-91/92 у Джоносона обнаружили ВИЧ, и ему пришлось завершить карьеру: многие звезды той лиги не хотели выходить с ним на паркет, боясь заразиться. Для болельщиков же обнародование новости стало громом среди ясного неба. Еще недавно великий кудесник бился в финале с Джорданом, а тут сказка завершилась.

Общественность, привыкшая видеть в Джонсоне олицетворение всего лучшего в баскетболе, не собиралась его отпускать. Смятение и горечь от безвременной потери вылились в результаты голосования болельщиков, согласно результатам которого Джонсон, несмотря на завершение карьеры, оказался в стартовой пятерке на паркете Orlando Arena. Тот матч просто не мог не стать бенефисом легендарного игрока, набравшего тогда 25 очков и 9 передач и получившего звание MVP, и закончился за пятнадцать секунд до конца основного времени, когда после трехочкового броска Мэджик оказался в объятиях партнеров и соперников. Как сказал потом Джонсон, «это была первая игра, в которой роль сирены исполняли объятия».

1. Обухом по голове

«Селтикс» – «Лейкерс» – 114:115 (32:30, 26:30, 25:29, 32:25)

Статистика: 18 очков, 17 передач, 8 подборов, 2 перехвата, 4 потери

11 декабря – странное время для принципиальной битвы. Если только речь не идет о противостоянии между «Лейкерс» и «Селтикс». В декабре 87-го «Бостон-Гарден» собрал аншлаг и жаждал реванша: летом «Селтикс» во второй раз в своей истории уступили «Лейкерс» в финале, и кто-то должен был за это ответить.

Так что ни о какой рядовой игре речи не было. Стороны подошли ко встрече в полной боевой готовности и выдали игру, достойную финала: с рубиловом под щитами, с феноменальным Лэрри Бердом, выбравшимся из-под Майкла Купера и настрелявшим 35 очков, со злым Эйнджем и фееричным Деннисом Джонсоном, с задиристым Байроном Скоттом и не потерявшим хватки Абдул-Джаббаром, ну и энергетическим полем, которое чувствуется через экран до сих пор. В общем, принципиальные соперники вновь вцепились в отчаянном клинче, из которого их могло вытащить что-то необычайное, еще невиданное. За 3 секунды до сирены «Лейкерс» уступали 1 очко, и напряжение достигло наивысшей точки: здесь был промах Эйнджа, спорный подбор, после которого отдали мяч калифорнийцам, ревущая толпа и накаленные нервы, мешающие принимать адекватные решения и переносящие происходящее в фантастическую плоскость.

Тайм-ауты лишь усугубили ситуацию, выступив в роли затишья перед бурей. «Гарден» достиг точки кипения, финальная сирена должна была приподнять крышку и позволить неудержимой толпе выпустить пар. Оставалось 3 секунды, и Майкл Купер занял место на боковой. «Селтикс» сделали все верно, у соперника не было вариантов. Мэджик просто выбежал на крыло и бросил через двух бросившихся к нему защитников, на скорости, в нелепом прыжке. «Знаете, когда я получил мяч, я увидел, что у меня есть немного пространства. И я сказал себе: «О, парень, так это то, что тебе нужно», – вспоминал потом этот эпизод Джонсон. В общем, мяч опустился в кольцо и потряс основание Гардена. Казалось, что арена начнет рушиться примерно так, как происходит в фэнтези-фильмах сразу после нанесения рокового удара главному злодею. Как и подобает чудесным героям, Мэджик рванул прямиком в подтрибунное помещение, а вся ликующая команда устремилась за ним.

2. Прав

«Лейкерс» – «Филадельфия» – 114:104 (30:26, 36:31, 20:22, 28:25), 6-я игра финала 1982 года

Статистика: 13 очков, 13 передач, 13 подборов, 2 блок-шота

Сезон-1981/82 – один из самых противоречивых в истории «Лейкерс» и при этом тот самый, в котором и родился феномен Шоутайм. Поражения в предыдущем сезоне накрыли бывших чемпионов так, что команда начала разваливаться прямо на глазах, и в центре этого хаоса выделялась именно неоднозначная фигура Мэджика.

Еще перед сезоном он умудрился рассориться с Нормом Никсоном: их перепалка вылилась в прессу и навсегда испортила отношения между двумя разыгрывающими. Через месяц после начала – конфликт Джонсона с тренером Полом Уэстхэдом привел к беспрецедентной для того времени ситуации: Мэджик обвинил коуча в том, что его тесные для импровизации схемы мешают команде, и потребовал обмена. На следующий день Уэстхэда уволили, а Мэджика возненавидели не только болельщики «Лейкерс», но и вся Америка. С тренером-новичком Пэтом Райли (до того работавшим комментатором), освистываемым в каждом городе Джонсоном и отсутствием какой-либо сыгранности «Лейкерс» каждый день преодолевали себя и, выйдя на 50 процентов побед, наконец, полетели. Не утихающие конфликты, личные проблемы (у Джамаала Уилкса тогда умерла дочка), посыпавшиеся травмы (Капчак и Джаббар) были лишь фоном. Весь груз этой ноши неожиданно оказался на плечах Джонсона: образ всеобщего любимчика, контракт, замашки звезды настраивали против него даже самых близких людей. Это отчетливо видно даже по автобиографии Карима, написанной в 83-м: «Мы не стали чемпионами в 81-м, потому что Ирвин был травмирован, а когда он вернулся, то забыл, что сделало нас и его успешными».

Все эти неурядицы могли бы похоронить любую команду, но у «Лейкерс» оставался Мэджик, который смог собрать рассыпающийся механизм воедино. Ни один игрок в новейшей эре не подходил так близко к трипл-даблу (18,6 очка, 9,5 передачи, 9,6 подбора): Мэджик был центральным элементом нападения, убедив всех, что импровизация это именно то, что нужно команде, и пользовался всеми благами защитной системы Райли, собрав больше 200 перехватов за сезон.

После того финала он был назван MVP. И хотя многим такое решение тогда казалось спорным, сложно было представить, что могло быть иначе: неугомонный лидер тащил команду на всем протяжении той серии, иногда подключая партнеров и создавая все условия для феерий от Джамаала Уилкса и Боба МакАду, в других случаях – оказываясь в лучших бомбардирах. Против Доктора Джея также очень часто приходилось защищаться ему. Шестая игра не была самой яркой – она была характерной: очередной трипл-дабл Мэджика лишь подчеркивал его роль дирижера и лидера. Ну и, как посчитали многие, его итоговую правоту.

3. Шоутайм в действии

«Лейкерс» – «Денвер» – 119:105 (25:33, 34:25, 35:21, 25:26)

Статистика: 24 очка, 24 передачи, 8 подборов, 6 перехватов

17 ноября 1989, «Лейкерс» принимают у себя дома не особенно опасный «Денвер». Обстоятельства примечательны как раз непримечательностью: типичный матч эпохи «Шоутайм», подчеркивающий все достоинства этого периода. Уже нет Карима, Джонсон в одиночку ведет стареющих, теряющих с каждым сезоном «Лейкерс»: он всеми правдами и неправдами затаскивает команду в финалы, штампует титулы MVP, делает все, чтобы калифорнийцы не просто оставались на вершине, чтобы с ними считались, но и чтобы дух Шоутайм, спортивный символ Голливуда жил и дальше.

Все это, впрочем, интересно лишь в макроисторическом смысле. Для Джонсона важен был и другой: здесь и сейчас он вновь выходит на арену, чтобы удивлять и дарить радость, поражать воображение немыслимыми трюками, лепить супергероя из Эй Си Грина (27 очков) и делать самое любимое дело в жизни.

В этом матче он установил личный рекорд по передачам. Но разве это имеет какое-то значение?

4. Рекорд

«Лейкерс» – «Бостон» – 137:104, 3-я игра финала 84-го года

Статистика: 14 очков, 21 передача, 9 подборов

Еще один рекорд, только более оторванный от реальности. Финал 84-го года – одно из худших воспоминаний для Джонсона: тогда выступавшие в роли фаворита «Лейкерс» оконфузились с голодными до побед «Селтикс», и ключевые ошибки лежали на совести разыгрывающего: в конце 2-го матча он не успел бросить в конце основного времени, в 4-й – за 35 секунд до конца не забил оба штрафных и запорол решающую атаку, в 7-й – за последние полторы минуты допустил две потери подряд. Целое лето после этого его оплошности разбирали в прессе, смаковали самые разные обидные прозвища, самым полюбившимся из которых оказалось «Трэджик Джонсон», и низвели его роль до непритязательного помощника Абдул-Джаббара.

Вся эта шумиха, неожиданное поражение и вообще проигрыш в дуэли с Бердом заставили позабыть, например, об устоявшем до сих пор рекорде для финальных серий по количеству передач. В третьем матче все получалось, руки не дрожали и оставались на пульсе игры: «Лейкерс» бежали, а Волшебник доставал из своей золотой мантии самые разные фокусы. Тот год оказался самым тяжелым в его карьере, но в том числе и его усилия сделали серию 84-го года едва ли не лучшей в истории НБА.

5. Доминирование

«Лейкерс» – «Финикс» – 118:116 (34:25, 25:23, 28:34, 31:34), сезон-1989/90

Статистика: 34 очка, 18 передач, 10 подборов

Один из лучших матчей в карьере Мэджика Джонсона и один из самых характерных для его новой ипостаси: после издевательств 84-го и фиаско в 86-м «волшебник» окончательно прибрал мяч к своим рукам и стал больше, чем вся команда: он стал много забивать, пользовался своими неотразимыми качествами (игрой спиной, габаритами и крюком) и довел собственное доминирование на мяче до невероятной эффективности – в том матче с «Санс» лидер приложил руку почти ко всем очкам, набранным командой.

На этом он, правда, не успокоился. Для того чтобы подчеркнуть необыкновенность этой игры, обязательно нужно было выиграть ее победным броском на последней секунде.

6. Дуэль в Спектруме

«Филадельфия» – «Лейкерс» – 104:109, 28 ноября 1988 года

Статистика: 32 очка, 20 передач, 11 подборов, 2 перехвата

Если вы думаете, что Майк Д’Антони хоть что-то изобрел, то лучшие режиссеры НБА приготовили специально для вас видео-опровержение. Максимальные скорости почти в каждой атаке, безостановочная беготня, молниеносное передвижение мяча – апогей интенсивного баскетбола вылился в искрометную схватку Мэджика с Чарльзом Баркли.

Победа и очередное выражение гениальности остались за Джонсоном, приз зрительских симпатий и прыжок, после которого едва не погибло десять человек на трибунах – за Чаком.

7. Месть

«Бостон» – «Лейкерс» – 111:120, 5-я игра финала 85 года

Статистика: 26 очков, 17 передач, 6 подборов, 2 перехвата

Эта серия должна была стать реваншем за фиаско 84-го, а началась с «избиения в день памяти» (114:148) – все вновь смотрели на Джонсона и на то, как отреагирует на произошедшее, переключив Шоутайм в режим сверхэффективности. Та серия исправила все ошибки предыдущего года: Мэджик включался в нужные моменты, перевел 4-й матч в овертайм и помогал Райли переключать тумблер из положения «играем на Карима» в другие вариации. По-настоящему гениальной для него стала 5-я игра: когда «Бостон» очнулся под градом ударов, сумел прикрыть Джаббара и начал сокращать отставание, пришло время для второго лидера – Джонсон отошел от функций ассистента и стал чаще атаковать кольцо, оставив ключевой матч серии за «Лейкерс». После того финала он так и не получил полагающихся оваций: в центре внимания оказались Карим, мстивший силам тьмы за то, что те поливали его грязью, и рука Берда, которую тот повредил о голову бармена. Но для него самого это был переломный момент: он пережил разочарование 84-го и был на пути к обретению нового себя.

8. Два подряд

«Лейкерс» – «Юта» – 109:98, 7-я игра полуфинала конференции 88-го года

Статистика: 23 очка, 16 передачи, 9 подборов

«Лейкерс» – «Даллас» – 117:102, 7-я игра полуфинала 88-го года

Статистика: 24 очка, 11 передач, 9 подборов

В 87-м Пэт Райли пообещал, что «Лейкерс» оставят титул за собой еще на один сезон. Но получилось все еще сложнее, чем можно было представить: в плей-офф команде дважды пришлось продираться в семи матчах через сопротивление «Джаз» и «Маверикс». Силовое давление против Байрона Скотта и Карима Абдул-Джаббара приносило свои плоды: мощь действующих чемпионов в некоторых матчах сводилось к связке неутомимого Джонсона и раскрывающегося в главных матчах Джеймса Уорти. Применение силы как основного компонента против поблекшего Шоутайм настолько стало очевидным, что тренеры соответствующим образом настраивали и своих игроков: лидеру «Далласа» Марку Агайре, например, в какой-то момент просто-напросто запретили ходить после матчей в раздевалку «Лейкерс», чтобы потрещать за жизнь с другом Мэджиком.

В решающих матчах Джонсон не выпрыгивал из штанов: он делал то, что получалось лучше всего – оставался великим на ежедневной основе.

9. С гриппом

«Детройт» – «Лейкерс» – 96:108, «Лейкерс» – «Детройт» – 99:86 – 2-я и 3-я игры финала 88-го года

Статистика: 23 очка, 11 передач, 7 подборов; 18 очков, 14 передач, 6 подборов

С этого уровня он не сошел, даже борясь с болезнью. О грипповом или, как утверждает Джален Роуз, похмельном матче Джордана знают все: о том, что с Мэджиком что-то не так, не подозревал почти никто.

Явно выдохшаяся в двух семиматчевых сериях команда ветеранов сразу получила нокаутирующий удар от свежих «Пистонс». Ключевыми оказались последующие два: от «Лейкерс» уже ничего не ждали, да и Мэджик неожиданно заболел, но здесь еле передвигающая ноги команда смогла перестроиться и выделить нового абсолютного лидера. Джеймс Уорти оставался важным атакующим элементом, брал на себя инициативу в нужные моменты, но при этом оставался третьей звездой – в этом плей-офф и в этом финале Биг Гейм Джеймс вышел на свой пик, став тем игроком, которого все запомнили. Джонсон, несмотря на болезнь, оставался верен себе и умело дергал за ниточки – он практически не ошибался, не промахивался и вел за собой команду, не ища оправданий, которых могло быть даже слишком много.

10. Битва за лигу

«Бостон» – «Лейкерс» – 113:126; «Бостон» – «Лейкерс» – 122:141; «Бостон» – «Лейкерс» – 93:106 – 1-й, 2-й и 6-й матчи финала 87-го года

Статистика: 29 очков, 13 передач, 8 подборов; 22 очка, 20 передач, 5 подборов, 3 перехвата; 16 очков, 19 передач, 8 подборов, 3 перехвата

Та серия завершилась словами Берда: «Мэджик – величайший игрок, лучший, которого я когда-либо видел».

За сезон-1986/87 главные соперники пошли в диаметрально противоположных направлениях: «Бостон» потеряли Лена Байаса и стали немного хуже из-за травм Берда, Эйнджа, МакХэйла и Уолтона, «Лейкерс» сумели заполучить Майкла Томпсона, усилившего переднюю линию, и окончательно перестроили нападение вокруг Мэджика.

Те редкие победы, что удавалось вырвать «Селтикс», были одержаны на морально-волевых, с полной выкладкой, но хватило их только на два – волевого в третьем матче и в пятом матче чести, который помешал «Лейкерс» отпраздновать титул в Бостон-Гардене. В остальных «Лейкерс» выступали первым номером, бежали как заводные и вывели Шоутайм на самый пик: во главе находился сутулящийся гигант, своими огромными руками производивший феноменальные загогулины, которые его партнеры преобразовывали в набранные очки. Та серия – торжество искрометного калифорнийского стиля, и абсолютный триумф его улыбчивого апостола.

11. Младший скайхук

«Лейкерс» – «Бостон» – 107:106, 4-я игра финала 87-го года

Статистика: 29 очков, 5 передач, 8 подборов

Победу в четвертой игре серии Джонсон принес своей команде броском, который он сам после назовет «младшим младшим небесным крюком», отразив в том числе свое уважение к фигуре Карима Абдул-Джаббара. При счете 106:105 в пользу «Селтикс» за семь секунд до финальной сирены Мэджик получил мяч из-за боковой и вместо того, чтобы поделиться с партнерами, ломанулся в трехсекундную и перекинул мяч через руки Кевина Макхэйла и Роберта Пэриша. Это был переломный момент серии.

12. Универсал

«Филадельфия» – «Лейкерс» – 107:123, 6-я игра финала 1980-го года

Статистика: 42 очка, 15 подборов, 7 передач, 3 перехвата

В свой первый сезон Джонсон избавил всех скептиков от минимальной доли сомнений, став единственным в истории лиги новичком заслужившим звание самого ценного игрока финальной серии. Мэджик вышел из-за спины Карима в пятом матче, когда центровый подвернул ногу, наступив на Лионела Холлинза, и ушел с площадки. В третьей четверти юный разыгрывающий набрал шесть очков и отдал одну передачу, выведя команду вперед на восемь по итогам отрезка. Та игра закончилась знаменитым эпизодом, когда вернувшийся на площадку Джабар забил с фолом за 33 секунды до конца. Но вот в следующей центровой не смог принять участие, и Пол Уэстхед решился на беспрецедентный шаг – использовать Мэджика на месте 33-го номера. Ход оказался роковым для «Филли» – выступая на позициях защитника, форварда и центрового по ходу встречи, он набрал 42 очка (включая все 14 штрафных бросков), 15 подборов, 6 передач и 3 перехвата. Даже скупой на похвалу Ирвинг не мог не похвалить оппонента: «Потрясающе, просто потрясающе».

В послематчевом интервью Джонсон обратился к камере, сказав: «Мы знаем, что тебе больно, Большой Парень, но мы хотим, чтобы ты встал и немного потанцевал».

Мэджик стал одним из четырех баскетболистов, которым удавалось выиграть чемпионаты NCAA и НБА подряд.

10 победных бросков Мэджика Джонсона

«Лейкерс». Пятерка на все времена

Быть Мэджиком Джонсоном

12 подвигов Майкла Джордана

12 подвигов Тима Данкана