10 мин.

Два главных оппозиционера армейским супербогачам. «Динамо» и «Магнитка» – в плей-офф чемпионов

Второй полуфинал мечты.

Середина 2010-х в КХЛ – чистый панк-рок. СКА и ЦСКА аккумулировали государственные газо-нефтяные бабки (кажется, впервые в этом блоге звучит это слово) и писали сценарии чемпионских парадов, а Кубок Гагарина пачками увозили «Динамо» и «Магнитка». Денег, конечно, им тоже хватало, но важнее была харизма, на которую нанизывалось все остальное. Издевательские победы «Динамо» над СКА в 2012-м и 2013-м, и магнитогорская победа в финале-2016 — это до сих пор самые кайфовые альбомы в дискографии КХЛ.

Символично, что в нашем чемпионском фэнтези они играют между собой.

Тренеры

Олег Знарок: отработал приемы ближнего тактического боя средним составом с топ-клубами и довел их до совершенства в объединенном «Динамо». До сих пор кажется, что больше никогда в его карьере он не был настолько на своем месте: финансы – адекватные, коллектив – крепко сбитый кулак, и вот это классное ощущение, что тебе предстоит перевернуть признанных грандов. «Динамо» начала десятых – это как мадридский «Атлетико».

Майк Кинэн и Илья Воробьев: об этом, конечно, забыли, но тройку Мозякин – Коварж – Зарипов собрал именно Кинэн – представьте, сколько кубков взяла бы «Магнитка» без этой бейсбольной биты в составе. Плюс – Кинэн чуть ли не первым в КХЛ применил в деле всякие североамериканские мелочи по управлению командой во время матча. Воробьев вышел из штаба канадца и на второй сезон полноценной работы будто бы сросся с командой в одно целое – сейчас кажется, что это была именно его «Магнитка». С виду – вежливая и интеллигентная, иногда даже в очках, с этими подкидками, но если надо – жесткая и готовая биться у бортов.

Состав

«Динамо»-2012/13: вот сейчас смотришь – ну ничего же особенного. Плотный, конечно, но все равно ключевая роль у надстройки, которую добавлял Знарок. То есть ровно этот же состав мог бы раз за разом вылетать в первом раунде – и никто бы даже не моргнул. А этот состав в сезоне-2012/13 считался просто непобедимым – и по факту таким и был, если кто-то уже не помнит.

Там, конечно, была не только сплоченность, мотивация и работоспособность, но и чисто технические особенности. Знарок, например, всегда понимал, что нет побед без финишеров – и держал в составе, например, Анисина; а потом вытащил из Хабаровска Якуба Петружалека, который не очень вписывался в то «Динамо» по психофизике, но в 19 матчах плей-офф набрал 16 очков. Шах и мат.

«Магнитка»-2014/16:

На фоне всевозможных армейцев Магнитогорск выглядел поскромнее (на фоне СКА тогда и Канье Уэст смотрелся бы скромнее), и я уже несколько раз провентилировал текст немного робингудовским образом «Металлурга», но бедной командой он, конечно, никогда не был. Когда в 2015-м стало ясно, что НХЛ уже не возбуждает Александра Семина так, как раньше – именно «Магнитка» без вопросов приняла хоккеиста, который в тот момент считался в России большой звездой.

То есть – команда вообще была упакована как надо, по всем линиям, просто без перегиба, как у некоторых. Поэтому она не считалась прямо таким монстром – хотя на сколько-то процентов, конечно же, им была.

Звезды

«Динамо»-2012/13:

Александр Еременко – упустил столько шансов, чтобы стать реальным топ-вратарем, поэтому его хоккей за «Динамо» первое время в какой-то степени был новостью. А во второй чемпионский сезон он был таким железобетоном, что когда в финале против него выходило это челябинское нападение во главе с Кузнецовым, шансы этого нападения считались не то чтобы великими.

Лео Комаров – в локаутный сезон-2012/13 за «Динамо» позвездили Алекс Овечкин и его приятель Никлас Бэкстрем, но давайте не будем про них, потому что к победам в плей-офф они не то чтобы причастны. А вот Лео – еще как. И вообще через него очень удобно описывать стиль того «Динамо»: полный энергии, борзый, духовитый хоккеист – как и вся команда.

Юрий Бабенко – никогда не был великим талантом, но для той команды значил столько, что болельщики «Динамо» наверняка иначе как «великий» его не вспоминают (болельщики, поправьте меня, если я тут ошибаюсь). Во время игр москвичей четко накатывало ощущение, что Бабенко там исполняет играющего тренера – хотя в ней не было такой уж необходимости. 

Марек Квапил – даже не сам по себе, а как образ или формат. «Динамо» Знарка считалось такой командой-питоном, которая постепенно, но верно скручивала соперника в узел. Но это же не совсем так, там всегда были финишеры с броском, которые решали в большинстве и в которых метили передачами во время позиционных атак. Квапил в этой роли был крутым, как Клинт Иствуд в своих ранних фильмах про Дикий Запад. 

Илья Горохов – лучший бомбардир команды в регулярке-2012/13 (если не считать Овечкина и Бэкстрема), вот это поворот. Второй после Бабенко игрок, на которого очень легко клеился ярлык «играющий тренер» – ну собственно Горохов и был таким же Бабенко, только играл в защите.

«Магнитка»-2014/16:

Сергей Мозякин – смешно, что Мозякину, игравшему в финале-2011 за «Атлант», в «Магнитке» пришлось выламывать стереотип про «некубкового бойца», но если без всяких шуток, то мало у кого из игроков КХЛ получалось стать целой эпохой. И не только для своей команды, а как-то вообще. Потому что да, там работала великолепная тройка и да, справа от Мозякина играл не менее великий (в масштабе страны) Зарипов, но никто же не будет всерьез спорить, что лицом, руками и броском той команды был именно Сергей и совершенно точно никто, кроме него.

Данис Зарипов – когда Зарипов и Морозов ушли из «Ак Барса», и Алексей довольно быстро закончил с хоккеем, показалось, что все, их истории уже закончились и что первый так и останется немного в тени (ну признайтесь, что так и было) второго. А потом был «Металлург», в котором Зарипов показал, что, во-первых, мало кто из современников понимал игру на уровне Даниса и обладал таким же разрезающим пространство зрением.

А во-вторых, что он очень и очень не любит балет.

Василий Кошечкин – один из лучших вратарей КХЛ 2010-х и больше даже не знаю что добавить.

Крис Ли – удивительная штука: канадский защитник оказался примерно одного хоккейного ДНК с двумя русскими и одним чехом. И в итоге расширил список возможностей первой тройки «Металлурга», увеличил для звезд пространство, на котором они могли экспериментировать. То есть вариант скидки на синюю для Мозякина был не запасным, а одним из боевых и полноценных: он всегда знал, что шайба не будет банально заброшена за чужие ворота, что Ли увидит, поймет и исполнит все как полагается.

Ян Коварж – классический чешский центр: злой и техничный ровно настолько, чтобы отбивать защитников соперника локтями и читать зариповские подкидочки еще до их непосредственного исполнения.

Стиль

«Динамо»-2012/13: во втором чемпионском сезоне от «Динамо» было довольно потрясное ощущение, как от команды, которую невозможно победить – но не потому, что она скупила всех звезд, а потому что она изобрела свой способ игры в хоккей. К которому у нас больше никто еще не пришел. Это был чисто стратегический феномен – динамовцы побеждали движением, и с этим движением соперники боролись в основном с помощью отката или мастерства; и этому движению откат/мастерство безнадежно проигрывали. Через пару лет в КХЛ закончится тактическая революция и так заиграют почти все, но начиналось все именно у Знарка и именно в «Динамо».

«Магнитка»-2014/16: многие запомнили «Металлург» по финалу со «Львом» – феерическому – и считают ту команду чем-то вроде хоккейной «Барселоны». Но ведь это неправда. К финалу-2014 надо приложить финал-2016 и только тогда вы получите полную картину. «Магнитка» не смогла бы соревноваться с ЦСКА-2016 в движении, но она была не менее жесткой и не менее организованной командой. И в том финале она выжила только благодаря вот этим качествам. А потом наложила на них умение использовать свободное пространство – и реализовывать моменты. 

Вклад в культуру

«Динамо»-2012/13: стиль, в котором динамовцы прокатились по двум подряд сезонам КХЛ, как я уже говорил, начал тактическую революцию в КХЛ. Знарка с его ноу-хау повезли по гастролям вместе со сборной – где он, как и многие его предшественники, постепенно исчерпал все возможности, заложенные в его методику, и уперся в стену. Играть активно – это база, на которую нужно наворачивать поставленное, например, позиционное нападение, рациональное использование талантов команды. Вот с этой надстройкой он предпочитает не работать – зачем, если Кузя может просто пройти от своих ворот до чужих?

«Магнитка»-2014/16: взяв второй кубок (первый был в качестве помощника) с «Магниткой» Воробьев сам себя внес в список топ-тренеров страны, откуда обычно довольно быстро берут в главные тренеры сборной. Заход на пост получился очень странным: сначала самого Воробьева довольно истерически уволили из «Магнитки», а потом, почти так же истерически, из сборной уволили Знарка. И первые комментарии о назначении новый главный тренер давал, явно не особо понимая что вокруг происходит; но в любом случае от него ждали такого постепенного прогресса и развития стиля в сборной – и самое интересное, что это, по идее, и происходило: за достойным ЧМ-2018, где у России вообще не было звезд, последовал почти-феерический ЧМ-2019.

Но в какой-то момент все сломалось: Воробьева уволили, и теперь в тусовках говорят, что на ЧМ-2019 он уже ничего не решал, а мне в личку пишут с требованиями разобрать и уничтожить его работу в «Металлурге», где не могут придумать, кто будет играть, когда уйдет Мозякин. В общем, такое ощущение, что у Воробьева все начинается сначала.

Ну что, выбирайте. Голосование продлится три дня и закончится вечером среды.

Первый суперклуб Быкова против Билялетдинова на пике. Продолжаем плей-офф чемпионов

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов, Владимир Федоренко; globallookpress.com/Dmitry Golubovich; metallurg.ru