5 мин.

Второе место Александра Власова в веломногодневке Париж-Ницца

С 7 по 15 марта во Франции состоялась 79-я историческая восьмидневная велогонка Париж-Ницца. Это традиционная первая в сезоне европейская велогонка Мирового тура, так называемая гонка "Дорога навстречу Солнцу". Российский велогонщик Александр Власов (96 гр) выступает за казахстанскую команду "Астана Про Тим".

В юниорском возрасте в 2018 году был победителем в общем зачёте молодёжной версии Гранд-тура "Джиро Италия". В августе 2020 года выиграл однодневку "Мон-Ванту Челленж". Рост 186 см, вес 67 кг. Многодневщик, горняк и раздельщик - таков его профиль.

Что принесло ему серебряный успех в гонке "Париж-Ницца"? Отличная командная работа "Астаны", конечно. И индивидуальное мастерство в тактике, концентрации, стабильности.

Маршрут "Париж-Ницца" состоит из двух равнинных этапов (второй и пятый), двух горных с подъемами первой и второй категорий (четвёртый и седьмой), разделки (третий) и этапов с холмистым рельефом с категорийными и бескатегорийными горками, доступными для групповой гонки без разрывов (первый, шестой и восьмой).

На равнинных этапах задачей многодневщика, борющегося за общий зачёт, является доехать внутри пелотона до финиша, избежать падений, сэкономиться и не потерять позицию в зачёте. На таких этапах в отрыв могут уходить только те ребята, которые безразличны командам с генеральщиками. А команды, у которых есть задачи выиграть спринтерский финиш, контролируют просвет с группой отрыва, и на второй половине этапа добавляют в темпе и в большинстве случаев достают беглецов. А на финиш разгоняют своих спринтеров, ребят с белой мышечной массой в ногах.

Спринты выиграли ирландец Сэм Беннетт из команды "Десенинк Квик Стэп" (первый и пятый этапы), голландец Гис Бол из "ДиэМСи" (второй этап), датчанин Магнус Корт из "Эдьюкейшен Ниппо"(восьмой этап) и словенец Примож Роглич из "Джамбо-Висма" (шестой этап). Роглич здесь затесался в спринтеры в связи с тем, что финиш был в нехилую горочку, на которой он обыграл записных качков-спринтеров.

Сделать дело для общего зачёта можно только в разделке и на горных этапах. Здесь уже проявляются индивидуальные качества: в разделке велосипедная техника и темповая выносливость, в горной гонке способность гнать в длительном и градиентном тягуне и хорошо делать спуски.

Как раз Примож Роглич выиграл ещё и два горных этапа (четвёртый и седьмой) и был вторым на разделке, что и объясняет его жёлтую майку лидера генерального зачёта, которую он возил на себе на второй половине многодневки. Роглич - двукратный победитель Гранд-тура "Вуэльта", один из лучших генеральщиков настоящего времени.

Александр Власов прекрасно провёл многодневку. На равнинных этапах ничего не терял. В разделке был шестнадцатым, но в небольшом просвете в 22 секундах от победителя швейцарца Стефана Биссенггера из команды "Эдьюкейшен Ниппо" и в 16 секундах от Роглича. А на четвёртом и седьмом горных этапах он был в числе лучших соответственно в 12 и 10 секундах от Роглича.

Таким образом, к старту финального восьмого этапа группа лидеров общего зачёта выглядела так: Примож Роглич - лидер, немец Максимилиан Шахманн ("Бора Хансгрое") - 42 секунды отставания, Александр Власов - 1.01 и одноклубник Александра по "Астане" испанец Йон Изагирре - 1.05.

А восьмой этап - весьма необычный и сложный. Он укороченный - 92,7 километра, что создаёт условия для нестабильности и непредсказуемости: гонщики не экономятся и время от времени появляются желающие рвануть в отрыв. Участки с узенькими дорожками вдоль отвесной скалы и по улицам деревень чреваты завалами и падениями.

Эти французские деревеньки о многом говорят. Улочки в них экстремально узкие - 3-4 метра в ширину, соответствующие дороги, на которых не разъехаться. При этом они извилистые, и ты видишь только то, что происходит у тебя перед носом. К этому привела жадность деревенских жителей - рубились за каждый метр земли для своих усадеб, а на дорогу отвели самую малость. Ну и получили в итоге, что у них прямо в сантиметрах от их кроватей проезжают транспорты и время от времени, наверное, въезжают прямо в спальни.

Такая трасса привела к тому, что Примож Роглич, явный лидер гонки и суперзвезда, два раза попал в завал, повредил себе велошорты на обеих ягодицах, заодно разодрав и собственную кожу в этих местах. И что особенно для него печально, за 25 километров до финиша он потерял контакт с группой, в которой ехали генеральщики Шахманн, Власов и Изагирре.

Есть такие истории в велоспорте, что когда падает генеральщик и тем более в лидерской майке, пелотон в соответствии с неписанным кодексом велочести притормаживает и ждёт пострадавшего, чтобы продолжить борьбу в равных условиях. Честно говоря, так бывает не всегда. И это вопрос дискуссионный. Есть мнение, что падение - это неотьемлимая часть гонки: если ты упал, значит, ты не совсем был сконцентрирован, а потому не вполне конкурентоспособен по сравнению с теми соперниками, которые не упали. И в этом есть своя сермяжная правда.

Так рассудили и команды "Бора Хансгрое" и "Астана Про Тим". И рванули подальше от жёлтой майки, увлекая за собой караван.

Примож отчаянно гнал свой велосипед в одиночку, демонстрируя потрясающую готовность. Но против командной работы в пелотоне невозможно ничего противопоставить в одиночку. В итоге Роглич стал только пятнадцатым в тотале.

А группа благополучно подъехала к финишу, в котором порезвились спринтеры, и где победу на этапе одержал датчанин Магнус Корт. А победителем в общем зачете стал прошлогодний чемпион этой же гонки немец Максимилиан Шахманн, вторым россиянин Александр Власов, третьим испанец Йон Изагирре.

В истории гонок "Париж-Ницца" российский велогонщик впервые поднялся на пьедестал общего зачёта. Хотя в 2002 и 2003 годах победителем здесь был Александр Винокуров, русский по национальности, но гражданин Казахстана, выступавший за ту же "Астану", а в настоящее время является её генеральным менеджером. Смотрим велогонки - прекраснейший вид спорта. Владимир Черевичко