10 мин.

Приведенная статистика для вратарей

Все мы активно пользуемся традиционной вратарской статистикой. Для стражей ворот это свои "очки, плюс/минус, силовые приемы, блокированные броски". Это их трудовые показатели. Перечислим их:

SV% - процент отраженных бросков;

GAA - среднее число пропущенных шайб за 60 минут игры;

W - игры, при которых вратарь находился во время победного гола (без учета буллитных серий);

TOI - время проведенное на льду.

Мы решили развить тему и как в первых двух частях выудить из еще не столь продвинутых данных на сайте КХЛ полноценный материал для анализа.

Известный сайт статистики Hockey-Reference.com предложил свою комплексную оценку на основе этих показателей (GSAA  - Goals Saved Above Average). Она показывает сколько за сезон данный вратарь будет меньше/больше пропускать, чем среднестатистический при том же количестве принятых бросков.

GSAA = [SA * (1 – LASV%)] – GA

SA - принятые броски;

LASV - средний по Лиге процент отраженных бросков;

GA - голов пропущено.

Первая часть формулы показывает сколько пропускает среднестатический вратарь в Лиге, а вторая сколько сам рассматриваемый. Звучит как достаточно простой и эффективный критерий. Чем выше значение относительно нуля, тем лучше демонстрируемая игра вратаря. Если ниже - то наоборот.

Однако, первым недостатком такой формулы является, то что модуль полученного числа не совсем точно отражает количественную характеристику перфоманса, поскольку голкиперы проводят разное количество игр. Для объективности мы введем пересчет в среднем за игру (60 минут). Да, конечно, более стабильные стражи ворот своей надежностью внушают тренерский штаб давать им больше времени. Но так часто бывает, что сменщик на голову ниже по статусу и контракту, и, в итоге, основной можно провести почти весь сезон без замен. Такая валовая величина даст нам искаженное представление по сравнению с ближайшими значениями коллег по цеху. Стабильность вратаря охарактеризуем другим показателем, который выведем ниже.

Следующим несовершенством является то, что общий процент отраженных бросков (SV%) несколько обезличен, поскольку нам не очень хорошо известно об общем уровне нагрузки выпавшей на вратаря, т.е. как атакующая команда разыгрывает шайбу под завершение из опасной зоны, какой у нее класс исполнителей для бросков с не столь очевидных положений.  Качество нагрузки определим по проценту точных бросков соперника, а объем по их количеству. Так в "Лада" в тройке лидеров по проценту реализации, но последняя команда по их числу. Так, что нагрузка будет средней. СКА же первый по точности и второй по количеству. Нагрузка вываливается просто запредельная.

Тренерский штаб команды часто практикует ротацию вратарей в зависимости от соперника и прочих факторов. Более того, календарь КХЛ составленный по НХЛ-овскому принципу вносит свою лепту по сравнению с классическим туровым календарем. Правда, обозначилась тенденция выравнивания за счет сокращения числа игр, отличие только в играх вызывающий так называемый зрительский интерес. Но так как мы приведем расчеты по прошлому сезону                 КХЛ 16-17, то методика будет универсальной. Да и вратари от обменов не застрахованы. Важно обратить внимание на то, большее число игр заставляет показатель стремится к среднему значению, а меньшее - более случайно и зависит от набора игр. Выходит, что степень сложности справедливей сравнивать примерно для одного диапазона проведенных матчей. 

Теперь давайте эту сложность высчитаем. 

Для начала возьмем общую статистику нанесенных бросков и забитых голов, откуда вычтем шайбы заброшенные в пустые ворота. Это важно сделать, поскольку вратарь в те моменты уже покинул поле, а для команд это было лишней накруткой процента точности. 

Так мы найдем ожидаемые ESV%, вычтя из 100%. Это пригодится в дальнейшем при расчете GSAA по каждому матчу. Средний процент отраженных по КХЛ  LASV% составил 91,86%.

Продемонстрируем расчет на примере Павла Францоуза.

Зеленые и красные ячейки в графе GSAA означают, сумел ли голкипер спасти на 1 шайбу больше, чем ожидалось или же наоборот - оплошал. Значение в 1 шайбу несколько произвольное, но вполне может нести вполне осязаемый характер на табло. С большой долей вероятности это может означать, что счет изменится в ту или иную сторону. В зачет идут значения модуля строго большие 1. Никаких округлений, чтобы избежать поблажек и придирок. Такие игры мы будем условно называть "очень хорошими" (VG - very good)  и "очень плохими" (VB - very bad). То, что зафиксировано в промежутке (-1:1) примем как "средние" игры, но они никуда не денутся и все равно будут копиться в общем GSAA* (суммарный показатель GSAA при разбивке по отдельным играм).

Также посчитаем суммарные показатели. Они нам пригодятся не только для сверки с официальными цифрами, но и для отдельных выборок.

Для сравнения приведем, аналогичные сводные ведомости для "среднего" Микки Коскинена и "ужасного" Якуба Седлачека.

Разница в классе видна как по соотношению красного и зеленого, так и по GSAA*/60.

По результатам обработки 58 профайлов вратарей КХЛ, составим общий рейтинг. Столько некруглое число взято как удвоенное число команд, чтобы взять по количеству игр вратарей как минимум уровня бэкапа. Где-то выйдет, что с одного клуба целых 3 голкипера, где-то вовсе один.

Порядка 5 шайб за сезон может составить разница GSAA и GSAA*. Это приведенная погрешность порядка 8%, которая считается от диапазона максимального и минимального значения. Объясняется тем, что моделирование производилось не только по общему количеству бросков, но и с учетом их качества и количества меняющихся от игры к игре.

Сортировка произведена по (VG-VB)% - разности "очень хороших" и "очень плохих игр", выраженной в процентах от общего числа игр. За число игр принимается все матчи, кроме тех, где вратарь зайдействован лишь на буллитах.

Такая оговорка сделана для подсчета TOI% - доли сыгранного вратарем временем от командного в пересчете на 60 минут. Показатель характеризует надежность вратарь, а также точность и полноту данных, по которым можно оценить уровень игры. Если стартового вратаря заменят после нескольких подряд шайб в первой половине игры, то наверняка в этом его вина. Если же его оставляют до конца и он выручает по ходу игры, дает шанс зацепиться, то  голкипер заслуживает как минимум удовлетворительной оценки и высокого коэффициента. Сменщик в таких играх выходит, как правило, когда результат уже сделан, лидирующая команда атакует малыми силами. Т.е. из-за неполноты данных мы не можем с хорошей долей вероятности ответить на вопрос: "А смог ли запасной выйти сразу и сыграть как следует?". Бэкапу необходимо будет доказывать от игры к игре свое место в стартовом составе, постепенно повышая свой коэффициент.

Из таблицы еще хорошо виден уровень сложности сыгранных матчей и как это отразилось на рейтинге. Больше всего не повезло Роману Смирягину из "Северстали" (91,11%), но он сыграл слишком мало матчей.

У основного вратаря череповецкого клуба Якуба Коваржа в среднем нагрузка на 55 игр вышла 91,94%.

Из топовых вратарей наибольшую нагрузку принял Илья Сорокин:

 

У напарника Виктора Фаста чуть посложнее график: 91,74%.

 Станислав Галимов (92,31%) имел календарь намного проще Эмиля Гарипова (91,58%).

Игорь Шестеркин (92,06 %) отвоевал место под солнцем у Микки Коскинена (91,83%) в играх попроще: 

Посмотрим как распредился процент в зависимости от того сколько вратарь спас шайб в среднем за игру 

Из графика видно, что вне зависимости от результата матча вратарям по-разному приходится проявлять степень своего мастерства. Это дает признание таким вратарям как Андрей Кареев обратить на себя внимание.

Теперь, сделаем выборку по победным матчам (не менее 4):

Такая фильтрация показывает, как вратарь при благоприятных условиях течения матча способен держать ворота на замке и насколько он может быть независим от голевой поддержки своей команды, отвечая только лищь за себя. Ввиду того, что вратари гораздо реже побеждают, мы волей-неволей пустили туда в топ слегка сокращенного списка вратарей, побеждающих только по праздникам. Из тех, у кого на счету больше 10 побед в первых рядах идет вратарский тандем "Трактора" Демченко-Францоуз. Любопытно, что победный набор из 6 матчей Михаил Бирюкова оказался самым сложным (91,11 %):

 

Иван Налимов мало чем может порадовать в этом плане. Лишь 5 побед с коэффициентом сложности 92,94%.

 

Теперь глянем, кто как играл в невыигранных матчах. Эта статистика демонстрирует, как вратарь при неудачном исходе все равно остается в хорошей форме, давая надежду своей команде.

Выводы

Данная разработка позволила произвести детализацию сыгранных матчей, классифицировать провальные и удачные выступления. Кстати, в большинстве случаев вратаря заменяли, когда он пропустил на одну шайбу меньше ожидаемого. 

Оценка сложности игр подсказывает каким вратарям свезло с индивидуальным графиком, а к кому быть не столь строгим.

Также можно использовать эту методику любителям фэнтази-игр. Она позволит найти вратаря, который вместе с очками за победу принесет еще и дополнительные дивиденты, или того, кто стабилен, даже когда у команды идет беспросветная черная полоса.

Конечно, получено превеликое множество любопытных цифр и более подробное рассмотрение заняло бы еще больше место и время. 

Ну и главное достоинство системы - это то, что она может быть использована от сезона к сезону, только надо ввести поправку на среднюю результативность.

Фото: khl.ru.