12 мин.

Перезапуск «Торпедо». Сколько это стоит

СБК разбирается, зачем миллиардер, банкир и бизнесмен купил футбольный клуб низшей лиги

– СБК. Сайт о настоящем спортивном бизнесе

Владелец ФК «Торпедо» и стадиона имени Стрельцова Роман Авдеев

Легендарный футбольный клуб «Торпедо» в современной истории пережил все самое плохое, что только может быть: разделение на две части, потерю собственного стадиона, понижение в статусе из-за долгов, стремительное падение из премьер-лиги в любители… Последний выход в элиту в сезоне-2014/15 закончился бесславным вылетом. После этого «Торпедо» выступало в Профессиональной футбольной лиге (втором дивизионе) – третьем и низшем эшелоне профессионального футбола в России после премьер-лиги (высший дивизион) и Футбольной национальной лиги (первый дивизион).

Осенью 2017 года 75,51% акций «Торпедо» купил концерн «Россиум» банкира Романа Авдеева. За девять месяцев до этого он приобрел земельный участок в 23,18 га между Восточной улицей и Симоновской набережной (район станции метро Автозаводская в Москве), где расположен стадион имени Эдуарда Стрельцова – историческая торпедовская арена. Покупка клуба означала, что структуры Авдеева получили права на действующие контракты с игроками, а также обязательства по ранее заключенным договорам. Никакого недвижимого имущества на этом активе не было. «Клуб нам достался с долгами – около ₽1 млрд. Так что по большому счету стоимость „Торпедо“ минусовая», – говорил Авдеев «Спорт-экспрессу».

«Торпедо» – трехкратный чемпион СССР, семикратный обладатель Кубка страны. Последний трофей – Кубок России – команда завоевала в 1993 году

Величие за миллиард

Авдеев ранее не был замечен в особой любви к футболу. «Я увлекаюсь многими видами спорта, в том числе смотрю футбольные, хоккейные матчи, но назвать себя настоящим футбольным болельщиком не могу», – признался бизнесмен в интервью СБК. Однако для фанатов, измученных войной с прежним руководителем клуба Александром Тукмановым, приход нового владельца стал настоящим праздником. «Торпедо» вернулось на родной стадион, выиграло группу «Центр» ПФЛ, завоевало по итогам сезона путевку в ФНЛ, где сейчас, после первых 10 туров, идет на первом месте. Про финансовые проблемы больше ничего не слышно.

Несмотря на многочисленные сложности, у «Торпедо» сохранилось немало фанатов

Годовые затраты на содержание профессионального футбольного клуба в России – от $1 млн (минимально приемлемый бюджет в ПФЛ) до $165 млн (во столько оцениваются расходы петербургского «Зенита»). Как показывает практика последних лет, для успешного решения задачи по выходу из ПФЛ в ФНЛ необходим бюджет порядка ₽120–200 млн. Расходы крепких середняков ФНЛ – около ₽250 млн в год. Чтобы претендовать на выход в премьер-лигу, требуется в два раза больше. А создание конкурентной команды в высшем дивизионе, по словам совладельца закрывшегося ФК «Тосно» Максима Левченко, обойдется в ₽1 млрд в год.

Возвращение былого величия «Торпедо» будет стоить Авдееву минимум $140 млн. Около $120 млн уйдет на реконструкцию стадиона и не меньше $20 млн понадобится для возвращения команды в российскую футбольную элиту. Оправданы ли такие вложения?

Спортивные обязательства

Новый стадион лишь часть большого проекта, предусматривающего строительство более 180 тыс. м² жилья и реновацию спортивной инфраструктуры. Помимо футбольной арены, здесь расположены школы бокса и борьбы с тренировочными залами (финансируются «Спортивным фондом „Торпедо“», аффилированным с «Россиумом»), футбольная школа «Юность Москвы» (Москомспорт), а также административные, учебные, технические и складские здания.

«Мы купили у Прохорова уникальный проект, в котором я вижу огромный потенциал, – рассказывал Авдеев в интервью Sports.ru. – В рамках проекта у нас есть обязательство по современному стадиону и спортивной инфраструктуре, которые заложены в плане развития территории».

Руководство «Торпедо»: президент Елена Еленцева, Павел Поселёнов и Роман Авдеев

Затраты владельца на содержание футбольного клуба зависят от амбиций, рассказывает СБК представитель крупной спортивной консалтинговой компании. «Торпедо», по его словам, интересный проект, и собеседник просит об анонимности, потому что «хотел бы поработать с ним». «Если новый собственник взял клуб без намерения вывести команду в элитный дивизион, а как одолжение прежнему собственнику, правительству Москвы, то это одна сумма, – рассуждает собеседник СБК. – Если же есть планы по возвращению былого величия, затраты вырастают на порядок». По его мнению, покупка «Торпедо» была безденежной. «Там не за что платить – одни долги и проблемы», – считает он.

Ситуация, когда девелопер берет на себя издержки по социальным статьям по просьбе региона, – распространенная практика, отметил в беседе с СБК генеральный директор инвестиционной компании Key Capital Сергей Камлюк. По его словам, чаще всего инвестор финансирует строительство общественных объектов с последующей безвозмездной передачей их городу. «В этом случае работает взаимообмен: девелопер может рассчитывать на поддержку по согласованию разрешительных документов», – отмечает Камлюк.

₽6–8 млрд – приблизительная стоимость реконструкции спорткомплекса «Торпедо»

Гарантированный убыток

Исследовательская компания Deloitte, ежегодно составляющая рейтинг самых финансово успешных футбольных клубов мира, выделяет три основных статьи дохода: день матча (билеты, сувенирная продукция, кейтеринг и т. д.), телеправа и спонсоры. Для клубов низших российских лиг практически все эти статьи малодоступны. Продать телеправа невозможно в связи с отсутствием качественных трансляций и спроса со стороны вещателей (хотя ФНЛ в последние сезоны исправляет ситуацию и продает права сервису «Яндекс.Эфир»). Посещаемость низкая, а билеты стоят дешево (или вообще раздаются бесплатно). «Торпедо» в этом плане в ПФЛ выделялось: матчи команды собирали во втором дивизионе до 4,5 тыс. болельщиков, которые платили за вход по ₽300–500. Таким образом, за сезон клуб мог заработать на билетах до ₽20 млн.

Рассчитывать на щедрые спонсорские контракты клубы низших лиг тоже не могут. По словам главы компании Publics Media Sport & Entertainment Сергея Бархударьяна, рекламодателя в зависимости от решаемых им задач привлекают клубы и спортсмены, которые либо ассоциируются с победами и лидерством, либо интересны с точки зрения выстраивания коммуникации в конкретном регионе. К примеру, пивоваренная компания «Балтика» заключает контракты с футбольными и хоккейными клубами в городах, где расположены ее заводы.

«С этой точки зрения „Торпедо“ не слишком привлекательный объект: невыдающиеся спортивные результаты, конкуренция со стороны более сильных московских команд, – говорит Бархударьян. – Потенциально клуб может быть интересен – он обладает мощным, узнаваемым брендом. Но, чтобы реализовать этот потенциал, нужен мощный маркетинговый департамент».

Озвученный Авдеевым бюджет «Торпедо» на сезон-2018/19 – ₽120–150 млн. Основной источник дохода – рекламный контракт с авдеевским же «Инградом». Вряд ли такая реклама помогает лучше продавать квартиры, однако связь футбольного клуба и девелоперского проекта очевидна.

«Стадион не должен пустовать»

Рассказывая СБК о мотивах покупки убыточного футбольного клуба, Роман Авдеев заявил, что это был логичный шаг, учитывая инвестиции компании в спортивную инфраструктуру.

«Раз мы вкладываем деньги в реконструкцию стадиона, он не должен пустовать. Должны быть команда и болельщики», – заявил Авдеев.

По словам гендиректора девелоперской компании «Инград» и председателя совета директоров ФК «Торпедо» Павла Поселёнова, реконструкция стадиона имени Стрельцова и строительство прочей спортивной инфраструктуры обойдутся компании приблизительно в ₽6–8 млрд (около $92–120 млн). Для сравнения, строительство «Открытие Арены» (введена в эксплуатацию в 2014 году, вмещает 45 тыс. чел) обошлось в $500 млн, «ВЭБ Арены» (2016, 30 тыс.) – в $350 млн, стадиона «Санкт-Петербург» (2017, 68 тыс.) – в $1,38 млрд.

Павел Поселёнов, гендиректор «Инграда»: «Мы будем реконструировать объекты постепенно, один за другим, чтобы спортшколы, расположенные на „Торпедо“ могли не прерывать свою работу».

Реконструкция «Торпедо» по сути подразумевает снос построенной в 1959 году арены и строительство нового стадиона на 15 тыс. зрителей (нынешний вмещает 13,3 тыс.). Работы планируется начать в начале 2020-го и завершить за 2–2,5 года, говорит Поселёнов, добавляя, что точных сроков еще нет. При этом ключевые параметры застройки территории были утверждены еще прежним владельцем проекта – компанией «ОПИН» Михаила Прохорова. «Будут небольшие, но важные, на наш взгляд, изменения, – рассказал Поселёнов. – Например, в первоначальном проекте не было трибун за воротами поля, только боковые. Мы их построим – об этом нас просили болельщики, ведь за воротами традиционно собираются самые активные поклонники команды».

Жилье с плюсом

Окупить затраты на строительство стадиона за счет коммерческой деятельности непосредственно на нем в обозримой перспективе нереально, считает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. «Стадионы не относятся к объектам коммерческой недвижимости и предназначены не для извлечения прибыли», – говорит она. По словам Смирновой, доходы от аренды поля и подтрибунных помещений, а также от размещения рекламы нивелируются эксплуатационными расходами и оплатой услуг управляющей компании. «Инвесторы стадионов и крупных объектов спортивной инфраструктуры зачастую получают возможность дополнительно заняться более прибыльными историями – строительством жилья, например», – напоминает Марина.

Модель, когда расходы на строительство заведомо убыточной арены покрываются за счет коммерческого девелоперского проекта поблизости, типична для России. Денег, которые поступают непосредственно от использования стадиона, чаще всего не хватает даже на покрытие эксплуатационных расходов. К примеру, экс-гендиректор московского «Локомотива» выступающего в премьер-лиге, Илья Геркус рассказывал, что средняя посещаемость в чемпионском сезоне на уровне 10 тыс. зрителей не позволяла выйти на безубыточность. По расчетам менеджера, содержание стадиона отбивалось при повышении посещаемости до 15 тыс. человек в среднем за матч. В операционном плюсе, таким образом, могут быть только стадионы «Спартака», «Зенита», «Краснодара» и «Ростова», но и здесь речь не идет о возврате инвестиций в строительство. Покрывают расходы владельцев арен коммерческие проекты: «Город на реке Тушино – 2018» Леонида Федуна, «ВТБ Арена парк» банка ВТБ, отчасти – офисная башня «ВЭБ Арены».

Есть и обратные примеры – нынешний обладатель Кубка России «Тосно», прекративший существование летом прошлого года, мог бы как минимум продлить свое существование, если бы владельцу клуба, петербургскому девелоперу Fort Group, удалось согласовать строительство стадиона и жилого комплекса в Кудрово – сразу за петербургской кольцевой автодорогой. Но правительство Ленинградской области разрешило строить стадион (затраты оценивались в ₽2–3 млрд), а жилье (планировалось возвести 350 тыс. м.) в зеленой зоне не согласовало.

Представители «Россиума» рассчитывают, что инвестиции в спорткомплекс сделают привлекательнее для покупателей квартиры в жилом комплексе RiverSky, который компания строит на Симоновской набережной

Концерн «Россиум»

Создан в 2006 году Романом Авдеевым и является холдинговой структурой, управляющей его активами. Ключевой актив – «Московский кредитный банк», («Россиуму» принадлежит 56,83% акций). Совокупные активы банка – ₽2,3 трлн, чистая прибыль по итогам 2017 года – ₽13,9 млрд. Также в холдинг входят девелопер «Инград» (девелоперский портфель – 2,3 млн м², земельный банк – 28 тыс. га), компания «Инград-Сервис», специализирующаяся на проектах в сфере ЖКХ, пенсионный фонд «Согласие», обладающая лицензией на разработку нефтяного месторождения в Оренбургской области «Директ Нефть» и аптечная сеть «36,6».

«Это дорогой проект»

По мнению руководителя отдела исследований «ИРН-Консалтинг» Татьяны Бокачевой, комплекс на Симоновской набережной способен генерировать от продажи жилья стабильный денежный поток ₽6–8 млрд в год. «Это хорошая локация, и наличие спортивной инфраструктуры действительно большой плюс, особенно для семейных покупателей с детьми. Однако этому объекту предстоит конкурировать со строящимся рядом гигантским комплексом „Зиларт“, который сейчас собирает практически весь спрос на новостройки на юге Москвы», – говорит Бокачева.

По мнению эксперта, если «Инград» будет держать среднюю стоимость квадратного метра в своем жилом комплексе на уровне ₽200 тыс. (примерно по такой цене уходят квартиры в «Зиларте»), то с учетом нынешней ситуации на рынке (падение спроса на фоне растущего предложения) они смогут продавать в год 30-40 тыс. м² жилья. Таким образом, весь комплекс будет распродан за пять лет.

С такой оценкой в целом согласен руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев. «Цена на старте продаж в ₽170 тыс. за м² была бы привлекательной по сравнению с конкурентным окружением проекта, – считает он. – Средние темпы будут находиться на уровне 2,5–3 тыс. м² в месяц». По мнению эксперта, проект может быть инвестиционно привлекательным – Родионцев прогнозирует рост средней стоимости квадратного метра до 70%.

Макет района вокруг стадиона им. Стрельцова

По мнению руководителя департамента аналитики и консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» Сергея Лобжанидзе, себестоимость квадратного метра в жилом комплексе окажется на уровне ₽150 тыс., тогда как базовый показатель внутренней нормы доходности (IRR) для девелоперов, работающих в Москве, составляет минимум 30%. «Проект „Инграда“ на территории „Торпедо“ дорогой, – отмечает эксперт. – Помимо жилого строительства, им придется инвестировать в спортивную инфраструктуру, которая никогда не окупается, инженерные коммуникации, строительство набережной, а это существенная нагрузка на общую стоимость. Кроме того, бюро „Цимайло, Ляшенко и партнеры“, готовившее утвержденную архитектурную концепцию комплекса, известно на рынке как делающее качественные, но дорогие проекты. Но все равно потенциал у проекта хороший – рядом с центром, близко к воде. Подобных предложений на рынке практически нет».

Исходя из заявленных параметров проекта, выручка девелопера от продажи жилья в комплексе составит порядка ₽36 млрд (около $554 млн), из которых треть (то есть ₽12 млрд) — чистая прибыль. В таком случае денег от реализации квартир в жилом комплексе на Симоновский набережной хватит, чтобы компенсировать эти затраты на спортивную инфраструктуру.

Текст: Денис Пузырев

– СБК. Сайт о настоящем спортивном бизнесе