Блог Спортивный Бизнес

МЛС - самая прогрессивная лига в мире! Как им удается развивать лигу настолько круто?

Дэвид Бекхэм дождался - его собственный клуб Интер Майами наконец то дебютировал в МЛС. 

В первых двух матчах “Интер Майами” Бекса проиграл 1:0 и 2:1, правда оба матча были гостевыми для новой команды. На дебютной игре “Интера” даже случился забавный случай. Болельщики "Лос-Анджелеса" увидели Дэвида одиноко сидящего на ВИП-трибуне в ожидании матч и зарядили про него классный чант.  

Позже одиночество Бекхэма прервал Гордон Рамзи. Известный повар и телеведущий кулинарных шоу давно дружит с Бекхэмом, поэтому присоединился в Дэвиду в столь важный момент, о чем поспешил рассказать у себя в Твиттере и Инстаграме.

Дебют “Интера” пришелся на юбилейный, 25 сезон МЛС. Когда-то лига создавалась как часть заявки США на право принимать чемпионат Мира 1994 года, а в первом сезоне приняло участие всего 10 команд. Долгое время МЛС считалась лигой, в которую приезжают доигрывать пенсионеры, а сам футбол в США никому не интересен. Однако прямо сейчас МЛС - самая развивающая лига в мире, посещаемость матчей давно сравнялась с европейскими ТОП-чемпионатами, матчи транслируются в 120 странах а у лиги полно спонсоров, а в самой лиге выстроена практически безупречная эффективная бизнес модель. Так в чем же состоит секрет успеха МЛС? Давайте разбираться.

Многие все еще видят в MLS лигу, куда приезжают постаревшие звезды чтобы подзаработать и приятно провести время, и отчасти это правда. Список крутых европейских игроков, приехавших доигрывать за океан действительно впечатляет: Стивен Джеррард, Дидье Дрогба, Андреа Пирло, Давид Вилья, Фрэнк Лэмпард, Бастиан Шванштайгер и многие. Выделяется из этого списка Златан Ибрагимович, который после двух сезонов в “Лос-Анджелес Гэлакси” поехал доставать из болота “Милан”. 

Однако многие забывают следить за тем, как грамотно развивается лига и насколько эффективно в ней выстроены бизнес-процессы, а также впечатляющие ключевые показатели лиги и клубов, 

Возьмем, к примеру посещаемость домашних матчей. В МЛС на игры в среднем приходит 21 305 болельщиков. Это значительно выше, чем в РПЛ, у нас средняя посещаемость 17 414. По этому показателю МЛС вполне может конкурировать с европейскими чемпионатами, ведь в той же Франции ходят 22 799 - не на много больше, в Италии 25 253, Испании - 26 814. 

Впечатляюще выглядят цифры посещаемости МЛС и в сравнении с другими североамериканскими лигами. Лидирует там, разумеется NFL с 67 100 за матч, дальше идет бейсбол, собирающий 28 187, но крепкое третье место за МЛС, ведь зрителей на трибунах больше чем в НХЛ и НБА (у обеих лиг - не более 18 000).  

Особенно выделяется “Атланта Юнайтед”, которая собирает 52 500 на каждой игре. Кстати, судя по всему, не будет испытывать проблем с болельщиками и “Интер” Бекхэма, ведь при вместимости временного стадиона в 18 000, команда из Майами продала 17 000 сезонных абонементов. А уже совсем скоро у Бекса появится собственный 26-тысячник в центре Майами. 

Помимо этого, за последнее время лиге удалось серьезно расширить географию своих трансляций, и теперь матчи MLS могут смотреть в 120 странах, а среди покупателей такие гиганты как Sky Sports, Eurosport, FOX Sports, а также многие телекомпании в Азии, на Ближнем Востоке и Латинской Америке.

Поэтому и стоимость франшизы МЛС существенно выросла. Если в 2007 году “Торонто” за право выступать в МЛС заплатил 10 миллионов, Дэвид Бекхэм по специальному соглашению выкупил франшизу за 25 миллионов. В 2013 году City Football Group - та самая, что владеет “Манчестер Сити” и еще несколькими клубами, заявила команду из Нью-Йорка за уже 110 миллионов. Теперь же, клуб “Шарлотт”, который присоединится в лиге в 2021 году, заплатил 325 миллионов. 

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И СПОНСОРЫ

В MLS существует уникальная система, которая совершенно непривычна для европейцев. Именно лига является владельцем прав на всех игроков, которые подписывают контракты непосредственно с лигой, а не с клубами. Кроме того, у клубов в MLS нет владельцев, а есть только инвесторы. Клубы, как и игроки, принадлежат лиге. MLS принадлежат и все коммерческие права.

Все доходы от спонсорских соглашений и от продажи прав на телевизионный показ матчей лиги распределяются равномерно между всеми клубами. Прямо сейчас лига зарабатывает 90 миллионов долларов от телевидения. 

Существенную долю доходов для лиги составляет и спонсорство, и здесь мы также можем говорить об уникальном подходе. Абсолютно все команды, выступающие в МЛС, имеют формы от Adidas и не имеют права одеваться в форму других компаний. Кроме того, матчи первенства играются мячом Adidas, также у немецкого производителя эксклюзивное право на все молодежные программы клубов и их академий. За такое шестилетнее соглашение Адидас заплатил 700 миллионов долларов, то есть 116 миллионов ежегодно. 

Другой крупный спонсор - AT&T по оценкам платит 14 миллионов ежегодно за партнерство с МЛС. Производитель автомобилей Ауди за свое спонсорское соглашение с лигой выплачивает 10 миллионов долларов ежегодно. 

Однако это совершенно не означает, что все клубы имеют одинаковый доход. За ними остается право на продажу ТВ-прав местным каналам, а также заключать собственные соглашения со спонсорами. 

В североамериканских лигах существует давнее правило, согласно которому клубы не размещают логотипы спонсоров на игровой форме. В MLS клубы имеют такое право, однако спонсорские соглашения также строго регламентированы. Минимальная сумма соглашения не должна быть меньше полумиллиона долларов в год, из которых 200 000 долларов клубы обязаны перечислить лиге. 

Больше всех в этом преуспел клуб “Сиэтл Саундерс”, который заключил соглашение с компанией Zulily на 6 миллионов в год. Неплох и Лос Анджелес Гэлакси, который получает от Herbalife 4.5 миллиона долларов. 

Доходы от продажи атрибутики и билетов также являются зоной ответственности клубов, но 32% от этих доходов клубы перечисляют лиге, а та распределяет их поровну между всеми командами.

В MLS также работает совершенно уникальная система трансферов. Если игрок из MLS приобретается европейским клубом, треть от полученной суммы остается у лиги, а 2\3 перечисляется на счет клуба, в котором он играл. Так, например, Мигель Альмирон, который перешел в “Ньюкасл” за 27 миллионов долларов, принес бывшему клубу - “Атланта Юнайтед” - только 18 миллионов. 

 Полученные лигой деньги распределяются согласно решению специальной комиссии, основная цель которой все та же – поставить участников чемпионата в максимально равные условия.

ПОТОЛОК ЗАРПЛАТ

Потолок зарплат в MLS имеет как максимальное значение, так и минимальное. Максимальная зарплата игрока в год не должна превышать $530 000, минимальная - $70 000, а общий бюджет на зарплаты составляет $4.2 млн. Этот потолок охватывает 20 основных игроков в заявке, при этом клубы имеют право не заполнять 19 и 20 строчку заявки.

Клубы имеют право вносить в заявку трех игроков, которые не попадают под потолок зарплат. Это правило называется «Designated Player Rule», или «Правило Бекхэма». Именно оно позволяет клубам платить приезжающим звездам большие зарплаты. Два игрока по «правилу Бекхэма» могут быть внесены в заявку бесплатно, внесение третьего обойдется в $150 000, которые потом поровну распределяются между клубами, которые оставили третью строчку заявки пустой

ДОН ГАРБЕР

Говоря о сумасшедшем прогрессе МЛС, невозможно промолчать про того человека, который приложил к этому успеху свою руку. Дон Гарбер, ставший комиссаром лиги в 1999 году, громогласно заявлял, что миссия MLS – стать лучшей футбольной лигой в мире. Пока мировое господство не достигнуто, но MLS уже заставили американцев забыть про «Большую четверку» и всерьез заговорить о «Большой пятерке».

До того как стать комиссаром МЛС в 1999 года, Дон Гарбер 16 лет проработал в NFL, куда пришел работать менеджером по маркетингу, а заканчивал уже в должности управляющего директора. Учитывая бешеную популярность американского футбола, решение отказаться от престижной работы в NFL было очевидным выходом из зоны комфорта, однако Гарбер решился и за 20 лет превратил МЛС в успешную лигу. Возглавив МЛС, Гарбер отказался от странных экспериментов, типа послематчевых буллитов и отсчета обратного времени на стадионе, при этом наладив ключевые процессы.

Например, Маркетинговым продвижением лиги теперь  занимается специальная созданная компания Soccer United Marketing, которая является дочерней по отношению к MLS. Генеральным директором этой фирмы является, разумеется, Дон Гарбер. Помимо MLS, Soccer United Marketing занимается маркетингом для федерации футбола США, Канады, Мексики и CONCACAF

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья