8 мин.

Секретная директория. Vol.1

Предраг Миятович, «Реал»

За последние две недели спортивный директор «сливочных» стал едва ли не самой цитируемой фигурой на Пиренеях. Миятович раздал столько обширных интервью и сделал такое количество программных заявлений, что хватило бы на несколько сезонов. Информационных поводов было предостаточно. С разницей в пять дней клуб покинули главный тренер и глава кантеры, отставки которых нужно было как-то комментировать, плюс подписан новый игрок.

Как и любое публичное лицо, знающее цену каждому слову (а в Испании порой хватает и полуслова), Миятович скрывался за общими формулировками. Сначала о доверии Бернду Шустеру, которому «нужно дать спокойно доработать сезон». Затем о поражении от «Севильи»: «У нашей команды достаточно сил и возможностей для того, чтобы переломить ситуацию». И, наконец, об уходе немецкого специалиста: «В его действиях были очень удачные моменты, но относительно некоторых других аспектов мы вынуждены были не раз проводить беседы с тренером» (несколько противоречит с первым высказывании, ну да ладно). Относительно «живым» получился комментарий скандала с Мичелом. Напомним, руководитель кантеры «Мадрида» жестко прошелся в отношении политики клубного руководства, якобы забывшего о воспитанниках. «Я не вижу никаких причин, которые могли бы позволить Мичелу говорить в подобном тоне о президенте. Безусловно, он интересуется нашей кантерой. Кальдерон всегда тщательно информирован обо всем, что мы делаем, но при этом он никогда не позволяет себе вмешиваться в процесс принятия решений. Это я знаю точно, поэтому особенно поражен поведением Мичела», – заявил Педя.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Миятович, полагаю, неспроста выступил в защиту Кальдерона, и дело не только в корпоративной этике. Во-первых, кандидатура черногорца была одним из предвыборных козырей Кальдерона во время президентских выборов, наряду с Фабио Капелло и Кака. Всем, что имеет сейчас Предраг, он обязан одному конкретному человеку. Во-вторых, в нынешнем «Реале» действует совершенно иная система отношений «президент – спортивный директор», нежели при прежнем руководстве. Флорентино Перес, как известно, зачастую был не прочь сыграть на опережение или в обход Хорхе Вальдано. Сейчас же боссы «сливочных» не устают подчеркивать, что за спортивную составляющую целиком и полностью отвечает Предраг Миятович и никто более.

Можно посомневаться в менеджерских способностях Педи, но отрицать прекрасное понимание и знание им футбола глупо. За плечами у Миятовича большой и славный опыт игрока. В начале и середине 1990-х он признавался лучшим футболистом югославского и испанского чемпионатов, а в 1998 году фактически в одиночку привез Кубок чемпионов в Мадрид (в финале турнира выглядевший лучше соперника «Ювентус» проиграл 0:1 «благодаря» голу Миятовича). Однако те годы памятны форварду не только триумфальными моментами. В апреле 1999-го Предраг отказался выходить на поле в матче против «Алавеса» в знак протеста против бомбардировок НАТО территории бывшей Югославии. За что был оштрафован клубом на пять миллионов песет.

Закончив карьеру игрока, черногорец какое-то время поработал футбольным агентом, а в июне 2006 года вошел в состав руководства «Реала». Там уже Миятович, как мы видим, не позволяет себе сказать лишнего.

Айтор «Чики» Бегиристайн, «Барселона»

Не менее яркий в прошлом футболист трудится на должности спортивного директора и в стане главного врага бланкос – «Барселоны». Как и Миятович, Бегиристайн одно время играл под руководством Джона Тошака (правда, в других клубах – «Реал Сосьедад» и «Депортиво»). Но европейскую знаменитость баск приобрел, конечно же, в составе сине-гранатовых, с которыми выигрывал Кубок чемпионов и четыре кряду чемпионата страны.

На управленческую должность Бегиристайн заступил летом 2003 года. В «Барселоне» только-только прошли президентские выборы, на которых неожиданно победил молодой юрист и политик Жоан Лапорта. Креатуру технического секретаря новому президенту подсказал Йохан Круйфф, что неудивительно, зная об их дружеских отношениях. В свою очередь, первой задачей Бегиристайна было формирование тренерского штаба команды. Баск настаивал на годичном продлении контракта с Радомиром Античем, после чего советовал обратиться к услугам Роналда Кумана. Однако Лапорта (читай: Круйфф) решил по-своему и подписал соглашение с «темной лошадкой» по имени Франк и по фамилии Райкард. Зато кое-кто из кандидатов Бегиристайна на другие должности до сих пор работает на благо клуба. Например, тренер вратарей Хуан Карлос Унсуэ. До последнего сезона числился в штабе «Барсы» и Эусебио Сакристан – еще один старый знакомый Айтора.

Принято считать, что лучшие годы Бегиристайн провел все-таки на поле, а не за его пределами. Так, болельщики часто сравнивают трансферные успехи Сандро Росселя и Чики Бегиристайна – двух спортивных директоров Блауграны, трудившихся до увольнения первого бок о бок. Прекрасно осведомленный о делах в Латинской Америке и ее выходцах (сказался опыт работы представителем Nike в Бразилии),  Россель «за сущие копейки» подписал, к примеру, Рафаэля Маркеса и Деку, а также вырвал из лап «Манчестер Юнайтед» Роналдиньо. Даже единственный крупный успех, не имевший отношения к Росселю в то время – переход Самюэля Это’О, – был инициирован президентом, но не Бегиристайном. Когда же пути Лапорты и Росселя разошлись, на баска свалилась двойная ответственность, с которой он, похоже, не справился. За полтора миллиона евро был отпущен в Англию Фабио Рошембак, за семь в «Вильяреал» Хуан Роман Рикельме. Приобретения же ограничились двумя свободными агентами – Марком Ван Боммелем и Сантъяго Эскерро, чья карьера в «Барселоне», мягко говоря, не задалась. Позже Бегиристайну припоминали и 20 миллионов за Габи Милито, и 16 с половиной за Мартина Касереса, и, конечно же, легкое расставание (в общей сложности выручка 16 миллионов) с Деку и Джиованни Дос Сантосом…

Айтор Бегиристайн не имеет таких связей в плодоносном южноамериканском районе, какие были и есть у его экс-коллеги Росселя. Трансферная политика каталонцев по эффективности сегодня ближе к соседям из Мадрида, нежели Вильярреала или Севильи. Но одну большую победу баск все-таки одержал. Именно он от начала и до конца (под незримым оком Круйффа, но без этого никак) провел кандидатуру Хосепа Гвардиолы на пост наставника «Барселоны». Кто знает, если бы не Чики, где был работал сегодня Жозе Моуриньо и какую игру показывали сине-гранатовые?..

Рамон Фернандес «Мончи», «Севилья»

Пожалуй, самый успешный и уж точно самый непубличный из всех спортивных директоров Испании. На официальном сайте «Севильи» Мончи числится как «советник», занимая в списке таковых 11-е место из 11 возможных. Разумеется, о беспечности клубных работников речь не идет, скорее это подчеркивает стиль работы тамошнего спортивного директора: меньше слов и самолюбования, больше дела и результата. «До тех пор, пока соглашение не оформлено, добиться каких-либо комментариев от меня невозможно», – брошенная лет пять назад фраза Мончи лишний тому пример.

Рамон Родригес Вердехо (полное имя) был инициатором приглашения в «Севилью» Александра Кержакова в конце 2005 года. Он же спустя год выгодно продал так и не заигравшего форварда в «Динамо». Все последние трансферные успехи севильцев (Антонио Рейес, Серхио Рамос, Жулио Баптиста, Дани Алвес, Сейду Кейта) напрямую завязаны на Мончи, который контролирует фактически все сферы деятельности клуба и выше которого только президент и владельцы. В июне 2006-го руководство «Севильи» продлило контракт со своим спортивным директором до 2012 года, обозначив таким образом степень доверия менеджеру.

Мончи и сам уверен в своих силах и правоте собственных решений. В беседе с корреспондентом журнала World Soccer (по-моему, единственном большом интервью Рамона Родригеса) андалусиец поведал о трех рабочих моделях в футболе: президентской (когда все вопросы решает глава клуба), англо-саксонской (с большим влиянием тренера и отсутствием спортивного директора как такового) и смешанной. Мончи считает, что в «Севилье» используется как раз последний, наиболее эффективный вариант: «Наши действия с Дель Нидо дополняют друг друга. Он никогда не зажигает красный цвет перед игроком, а я никогда не куплю футболиста, которого изначально не хотел бы видеть президент».

Сам Мончи появился в «Севилье» в 19-летнем возрасте с подачи нынешнего руководителя клубной кантеры Пабло Бланко. Карьера игрока получилась короткой и скромной: большую часть времени Мончи проводил на лавке, наблюдая за полетами Рината Дасаева. Позже россиянин, когда повесил бутсы на гвоздь, тренировал своего визави. Они и сейчас поддерживают отношения, ежегодно встречаясь по делам в Испании. В середине 1990-х андалусийца пригласили на пост делегата команды, а в 2000-м он стал спортивным директором. Перед началом этого сезона Мончи официально вошел в администрацию клуба, став, по сути, третьим исполнительным лицом после генерального директора Хосе Марии Круса и начальника маркетинговой службы Мануэля Вискайно. Но мы-то понимаем, какой на самом деле является роль Мончи в «Севилье» и всем европейском футболе. Что бы там он ни говорил о смешанных моделях.

Во второй части материала, которая выйдет завтра, планируется представление еще четырех спортивных директоров, а также краткий экскурс по некоторым командам примеры, не имеющим таковой должности в структуре клуба.