Манибол под кайфом: как Red Bird превращает «Милан» в посредственность

Кардинале пришел в Италию как революционер, но за 2 года растерял все: команду, результаты, лицо. Этот текст – о том, как менеджмент, вдохновленный Уолл-стрит, решил, что кальчо – это фондовая биржа. А футбол показал ему средний палец.
Милан завершил сезон на 8 месте, позади «Лацио» с «Фиорентиной», и проиграл в кубке «Болонье». В игре не было ни системы, ни задора, ни даже здравого смысла: команда металась между схемами, тренеры гасили пожары в раздевалке, игроки отказывались прессинговать и выкладываться. Стадион все чаще молчал, тиффози – недовольно гудели.
На фоне кошмарных результатов, владелец «Милана» и основатель фонда Red Bird Джерри Кардинале вещал словно в измененном сознании:
«Большинство людей инвестируют в спорт, потому что эмоционально заряжены. Для них главное выигрывать трофеи и поэтому они думают, что надо потратить много денег, купить команду звезд и таким образом прийти к победам. Но это худшее, что может сделать инвестор»
В этих словах – весь Джерри. Он говорит о футболе, будто читает лекцию по экономике, а не управляет клубом с семью Кубками чемпионов. Кардинале даже не делает вид, что мечтает побеждать – и этим бесит фанатов сильнее, чем если бы врал без стыда и совести.
Шоу Красной Птицы
Кардинале не скрывает, что купил «Милан», чтобы сделать из клуба платформу – центральный узел в большой финансовой сети, где все взаимосвязано: фарм-команда подпирает основную, медиа разогревают интерес, бюрократия выделяет землю под стадион с бутиками, а болельщик – просто клиент с еженедельной подпиской. Джерри называл это «экосистемой» и верил, что сможет выкачать из миланцев максимум прибыли.

Но итальянский футбол не интересуют чужие стратегии. Тут все работает по неписанным законам: суеверия, связи, старая школа. Итальянцы готовы принимать американские деньги, но не готовы плясать под американскую дудку. И почти сразу в Италии поняли главную проблему Red Bird: вместо жирной рыбы в их экосистеме – дохлые куры.
Коротко говоря, Кардинале мнил себя шерифом из спагетти-вестерна: ворвался в миланский салун, перестрелял бандитов, влюбил в себя красавицу и укатил с ней в закат. На полном серьезе он считал, что итальянский футбол – это дырявая сцена в придорожном баре, а сам он – продюсер c Манхеттена, приехавший раздать билеты в светлое будущее. Только прошло 2 года и вместо оваций – свист. Джерри понял: это не его шоу. И срочно стал искать местных управленцев, чтобы заткнуть дыры и не утонуть в позоре.
Но сперва Кардинале стер в пыль все декорации, за которыми теплился дух Мальдини – и вывел на сцену свое эксцентричное кабаре.
Миллиардер в эконом-классе

Увольнение Паоло и продажа Тонали в 2023 выглядели как личная вендетта фондов. С решительностью слона в посудной лавке Кардинале и Фурлани стали перекраивать «Милан» под американские стандарты. Отказ от спортивного директора, ставка на аналитические отчеты и зарубежные игроки за ограниченные деньги. Все было сделано нарочито так, чтобы казаться белой вороной на фоне традиционалистской Италии.
«Для победы не нужно тратить много, нужно быть умным» – рассказывал Кардинале доверчивой публике.
Вот только интеллект менеджмента «Милана» – это когда ты строишь небоскреб и экономишь на гвоздях. Фурлани торгуется за каждого игрока будто на барахолке и мечтает попасть в Лигу Чемпионов по скидке. Но скупой не просто платит дважды – он платит снова и снова, пока не поймет, что его скупость возвращается к нему ржавым бумерангом.
Не сойдясь из-за пары миллионов, «Милан» упустил Калафьори, Буонджорно, Тьяго Сантуша, но самый вопиющий случай произошел с Уорреном Бондо. Его предлагали еще в 2022 за 1.5М – классический птенец Монкады, атлетичный мотор с выносливостью для Премьер Лиги, заправлен нитро вместо крови. Милан покрутил пальцем у виска – 700 тысяч и ни центом больше.

В феврале 2025, посреди зимнего отчаяния и шума негодующей курвы, страдающий от приступа паник-бая Фурлани забрал Бондо за 10-12М. Полгода спустя: 4 выхода на поле и билет в одну сторону – в Кремону, за новыми обещаниями и старыми надеждами.
Плохой ли это менеджмент? Формально нет – молодой игрок, с потенциалом, деньги не пропадут. Но по сути – да, клуб покупал не шестеренку в четкий механизм, а рулон скотча, чтобы заклеить пробоину в стене. Мало того, что втридорога, так еще полностью без пользы.
Арифметика на пальцах
Коллекционировать активы вроде Бондо – истинный стиль Red Bird. Вместо топ-игрока за 60М или пары Буоджорно-Лукаку за 30М распылить бюджет на троих полуфабрикатов за 20М. 3>2>1=математика же. Пусть пробуют, кто-то выстрелит и уедет в «Сити», а мы отобьем вложения.

Как брокер Фурлани может собой гордиться: за 2 сезона в «Милане» он оформил около 25 покупок, инвестировал 250 миллионов. Но футбол — не биржа, где дорогой портфель можно разменять на пару активов подешевле без потери в качестве. В футболе решают звезды, а ролевики лишь заполняют фон. И если вместо первой скрипки у тебя хор статистов, диплом Гарварда не заглушит тишины на табло.
Рояль, Террачано, Муса, Окафор, Чуквуезе, Соттиль, Йович и Тамми Абрахам. С такой обоймой ты не строишь успешную команду, ты собираешь ансамбль без дирижера и нот.
Манибольно
Пока у Пиоли оставался заряд старого обаяния, Стефано кое-как держал на плаву корабль, у которого не хватало ни паруса, ни двигателя – 2 место в сезоне 23-24 выглядело почти чудом. Но 49 пропущенных голов в 38 матчах были намеком: чудеса заканчиваются, особенно если на них экономить.

Как только концентрация средних игроков и тренеров в «Милане» достигла критического уровня, то Леау и ко больше не смогли тащить повозку на себе. Неудивительно, что план Фурлани провалился – сложно выиграть гонку, если даже бензин жалеешь.
Как итог – «Милан» без Лиги Чемпионов. Сэкономив 2М на топовом тренере, Фурлани потерял 50М только бонусов от УЕФА. Падает доход, сжимается фонд зарплат, лучшие игроки уходят. Спонсоры снижают авансы, романсы поют рейтинги Forbes. Стратегия рушится – замкнутый круг.
Потому что футбол не калькулятор, а уличный бунт с мячом. И он всегда идет против тех, кто думает, что понял правила игры.
Будущее – в прошлом
В Штатах любят визионеров и готовы терпеть какие угодно шоу, но только до тех пор, пока визионеры не начинают терять капиталы своих инвесторов. Поэтому, когда отчеты поползли вниз, Кардинале впервые посмотрел не на презентацию, а на реальность. Не на цифры, а в таблицу Серии А.
И сделал то, что делают все, кто чувствует, как сжимается петля: отбросил манибол и маркетинг— всю шелуху, что годами пускал в глаза публике. Джерри вернулся туда, откуда обещал спасти «Милан» – в сердце кальчо, где выживают не те, у кого самые красивые лозунги, а те, кто знает, как играть в футбол по-итальянски. Грязно, скупо, на 1:0. Он сам потянулся к тем, кого считал балластом.

Аллегри, Таре, на очереди легендарный Галлиани. Старый караван возвращается в город чинить рухнувшую лавку Red Bird. Итальянизация как акт отчаяния – и заодно пиар-ход: вернуть доверие болельщиков и лояльность газет, чтобы наконец, впервые с момента увольнения Мальдини, создать вокруг Милана благоприятную атмосферу.
Если сам не справляешься с созданием будущего, то отдай клуб в аренду прошлому. Но что если это прошлое когда-то тебя и утопило? Что если с Аллегри и Галлиани началась бантер эра «Милана»?
Аналитика с умом
Итальянский футбол – живой динозавр, застрявший в юрском периоде. Слишком медленный, слишком гордый, погрязший в самолюбовании и бюрократии, он тянет за собой и «Милан». Серия А отчаянно нуждается в свежих идеях и небезразличных героях, но Джерри Кардинале? Не ставьте на этого парня. Все, чего Red Bird и Фурлани добились – превратили алгоритмы в карго культ.
Кардинале представляет экономику в футболе как магию, но для многих это стиль жизни. В «Баварии», «Реале», клубах АПЛ спорт и финансы вращаются в идеальном резонансе: побеждаешь – зарабатываешь, зарабатываешь – побеждаешь. Суперклубы становятся развлекательными империями с миллиардным оборотом и ежегодной гонкой за трофеями.

Лучшие не разделяют титулы и прибыль, а склеили их в одно целое. Но Джерри стоит особняком: плевал он на победы с высоты своих презентаций. И это не просто фатальная ошибка, а инвестиция в забвение с гарантированной доходностью.
Сколько еще лет «Милан» продержится на втором месте по числу Кубков чемпионов — пять, десять? Конкуренты не просто дышат в спину – они вооружаются лучшими игроками и тренерами, чтобы снести миланское наследие бульдозером. Потому что память в футболе живет ровно до тех пор, пока ты напоминаешь о себе.
Политика Кардинале сознательно стирает образ легендарной команды, ассоциированной с победами. Только как ты монетизируешь бренд, который продает лидеров и покупает на замену средних игроков за 20М?

Оказывается, и продюсер из Джерри уровня мыльной оперы, где главный герой – его собственное эго, а финал бойкотируют сценаристы.
Серый «Милан»
После провального сезона Кардинале из инвестиционного мессии превратился в скромного послушника, который сверяет каждый шаг с советами мудрецов кальчо. Но итальянизация – это не новый план, а скомканный черновик. Пожарный выход с надписью: «спасти прибыль от Лиги Чемпионов».
Даже с Аллегри на мостике и трансферами от Таре, «Милан» может уступать конкурентам в Италии: «Интер» и «Наполи» в последние годы сильнее, а «Ювентус» – сильнее в потенциале за счет богатых патронов. Какие варианты у Джерри? Гарантировать, что хотя бы «Болонья» с «Лацио» перестанут устраивать ему публичную порку.

Вот только в постоянно эволюционирующем футболе 21 века, чтобы остаться на месте и не скатиться вниз, нужно бежать со всех ног. Суперклубы и АПЛ диктуют скорость течения, которое все дальше сносит от них футбольную массовку. Итальянские гранды не просто отстают – без революции в кальчо они отстали навсегда.
Без стремления к совершенству и первоклассных личностей, способных вдохновить экосистему Кардинале на великие свершения, «Милан» 25-26 – не перерождение, а просто отчаянная попытка удержаться на плаву. В море мирового футбола, которое с каждым сезоном становится все глубже, холоднее и беспощаднее.
«Милан» Кардинале не тонет, а просто медленно дрейфует на волнах, как призрак. Лишь бледное эхо былого величия, которое становится все слабее, пока не растворится в безбрежной пустоте. Пока «Милан» не превратится в еще один клуб с великой историей – но уже не великий клуб.
В глобальном смысле итальянский клубный футбол действительно деградирует, или стагнирует, но Милан даже на этом фоне умудрился выделиться!
Типажей много, ситуаций много, но вот например я - болею за Милан с 1997 года. Смотрю абсолютно все матчи команды. И мне этого хватает. Но когда был чемпионский сезон, я сумел найти время, и слетать в Милан на дерби. Я не глор. Просто когда команда на подьёме, хочется прям прикоснуться к этому. Купить футболку любимого клуба в честь чемпионства. Привезти какой то сувенир.
И так это работает, именно в футболе. И не про глоров речь. Помню мои друзья болельщики Интера тоже после победы в ЛЧ полетели в Милан со словами - ну, тут сам Бог велел отметиться.
А как они меня вот сегодня могут монетизировать? Чем? Предложить футболку Модрича? Или одно из тех 5-ти новых полен?
Мой племянник заказал на НГ футболку Ямаля. Ещё бы взял Рафинью. Он только начал интересоваться футболом, но ему нафиг не интересны Леао или Салемакерс. Родители детей из Милана поведут их на матч, и будут рассказывать про великих Мальдини, Альбертини, Зеедорфа, Шевченко и Кака, а сын скажет - а это что за полена?
И в Милане насколько помню, кроме потери места в ЛЧ, люди в прошлом сезоне проголосовали ногами, были пустые трибуны.
Зачем идти на стадион? На Мусу, Чуквуэзе и Фофана можно и дома посмотреть.
Кардинале взял кредит для покупки клуба и ему нужно его выплачивать, а для него лучше всего это делать с помощью денег клуба (Глейзеры привет передают).
В обозримом будущем клубу ничего хорошего не светит. Клуб все лето то и делает, что исправляет ошибки трансферов прошлого сезона, но еще куча позиций которые не закрыты нормальными игроками. В атаке вся надежда на Леао, у которого энтузиазм закончится, как только на него не так посмотрят. Не известно что делать с Меньяном, которого почти продали, а теперь хотят продлить (цирк да и только).
Интер несколько лет набирает на 20 очков больше, чем Милан. Команда и раньше была сильнее, а с деградацией Милана тем более.
Буонжорно, Лукаку, МакТомини важные элементы паззла Конте. С Павловичем, Тамми, Фофаной не выиграл бы Антонио титул.
Милан тратит, но я рассказал как - чтобы перепродать игроков через 2-3 сезона. 30-40 миллионов за игрока посильный прайс для Милана, это даже доказывают Яшари, Кетеларе, Хименес.
В статье я привел информацию о доходах клубов, Милан почти наравне с Атлетиком, значит может тратить как они. Атлетико спокойно покупал Хулиана Альвареса, Де Поля, Серлота, Ле Норманна, Баену.
Потому тезис, что деньги у Милана есть, просто Ред Бирд и Фурлани не хотят их тратить - а когда тратят, то с целью перепродать игроков, а не чтобы они принесли максимальную пользу на поле, считаю верным