12 мин.

Жрица Огня

Они ворвались в свои профессиональные сферы стремительно, ярко, креативно, свежо и сразу приковали к себе внимание зрителей по всему миру. Индивидуальность и самобытность каждой из них сразу оценили в требовательных кругах их деятельности. А неординарный талант позволил им за короткий срок достичь такого широкого признания, за которое другие борются не одно десятилетие. Обе обладают невероятной харизмой и энергетикой, схожей по глубине, силе, непостижимому магическому обрамлению, идущему из глубины души. И мир просто обязан был увидеть и прочувствовать огонь их творчества в этом потрясающем номере, чтобы вспомнить о начале времён, об истинных ценностях нашей жизни.

Речь идёт о невероятно экзотичной по уникальности, глубокой по смыслу и очень необычной по музыкальному и хореографическому исполнению постановке на льду «Жрица Огня» в завораживающем симбиозе стилей, которая в силу новизны, сложности и наполненности оригинальным сюжетом была неоднозначно принята теми, кто привык оценивать программы на льду только по внешним признакам. Но стоит только поинтересоваться деталями, предысторией, музыкальным, хореографическим оформлением, сразу становится ясно, что лёд соединил два таких уникальных дара в прекрасном творческом союзе, чьи пути пересеклись вовсе не случайно. Вселенная открывает гораздо больше чем обычно в своих сокровищницах тем, у кого особенно чуткое и живое сердце, кто обладает тонкой способностью прислушиваться к голосу, идущему изнутри, улавливая тончайшую связь времён. Эта удивительная джазовая вокалистка является сегодня одним из самых впечатляющих новых голосов на музыкальной сцене. У неё красивый, гибкий голос с потрясающим диапазоном и интонацией, в которой есть элементы влияния техники вокала Сары Вон, Бетти Картер и Нэнси Уилсон, а сам Джон Хендрикс, легендарный вокалист, признался, что она ‑ обладательница одного из лучших голосов, которые он слышал в своей жизни. Сумасшедшее чувство ритма, эксцентричная манера, невероятная техника – все это про нее, Джазмею Хорн (Jazzmeia Horn).

Изюминкой этой совершенно невероятной джазовой певицы является виртуозное владение легким, непринуждённым стилем скэта в уникальной фразировке с глубоким пониманием тонко проработанной лирики. Скэт‑ это своеобразный вокализ, который по своей сути инструментален, ведь исполняя его, вокалисты поют не слова песни, а наборы определенных слогов. И надо сказать, звучит это все очень здорово, особенно у настоящих мастеров. Несмотря на то, что ее голос и манеру сравнивают с героинями прошлого, эта девушка не занимается копированием своих кумиров, как большинство ее сверстниц. Она обладает достаточной голосовой дисциплиной и диапазоном, чтобы справиться с самыми сложными из вокальных техник, и достаточной личной уверенностью, чтобы конечный продукт звучал как ее собственное изобретение. Неудивительно, что такой необычный голос и интерпретация вокала певицы привлекли внимание хореографа Даниила Глейхенгауза, который однажды прослушивая альбом певицы, был заворожен её невероятной композицией «Afro Blue - Eye See You - Wade In The Water» в стиле этно‑джаза с элементами блюза и она настолько его захватила, что в голове сразу родилась идея постановки и перед глазами ясно появился образ исполнительницы. И это была юная, но очень талантливая фигуристка Алина Загитова, которая уже поражала воображение своей природной внутренней пластикой в подаче классических образов.

Вот так плавно, в продолжение разговора о блюзе, мы переключаемся на ещё одну программу Алины в очень необычной интерпретации, в сплетении нескольких стилей в одном действии, но при этом возвращаемся на порядок в прошлое и вспоминаем самые удивительные моменты, что случились на Олимпийских Играх‑2018, главным открытием которых была восхитительная Алина Загитова. Несомненно, сама эта затея изначально была очень рискованная: и по выбору музыкальной композиции в таком непривычном и даже непонятном для непосвященных исполнении, в тонком симбиозе этно-джазовой и блюзовой музыкальности, и по сложнейшему для совсем ещё юной Алины образу, по достаточно экстраординарному для ФК стилю на льду, и, наконец, потому, что это был сам по себе сложный олимпийский сезон и проводить такие эксперименты решился бы не каждый. Даже главный тренер Этери Тутберидзе не сразу одобрила эту новаторскую идею, но, глядя на изумительную кошачью пластику Алины, причём не только внешнюю, но и внутреннюю, что для её возраста было просто феноменальным дополнением, понимая её невероятную способность не только отлично воспроизводить поставленные задачи, но и импровизировать и вносить своё видение, проникая в образ на каком‑то загадочном, даже абсолютно неземном уровне, решение было принято – волшебному этно-джазу с элементами блюза на льду – быть.

И мы получили очередной шедевр на льду под руководством талантливого дирижёра - тренера и хореографа Этери Тутберидзе, хореографа Даниила Глейхенгауза в тандеме с балетмейстером Людмилой Шалашовой. Комбинезон с тигровым принтом , выполненный Ольгой Рябенко для Алины получился очень эффектным за счёт прозрачных вставок из сетки, которые придали образу лёгкость, грациозность и намёк на те самые магические нотки будущих перевоплощений. И вот таинственные звуки вокала Джазмеи Хорн и почти пещерного обрядового танца Алины далёких времён рисуют в воображении ясную картину, где она предстаёт юной жрицей - Хранительницей Огня и тайных знаний. Магия на льду начинается, как только Алина, сделав небольшой круг, встает в начальную позу, вскинув руки высоко над головой.

С этого традиционного обращения к небесам начинает свой лунный танец Жрица Огня, а загадочный голос Хорн придаёт каждому движению некий таинственный смысл, непостижимый для обычного человека, но абсолютно наполненный знаками для самой исполнительницы. Считалось, что являясь посредницей между Богами и людьми, Жрица Огня обладала не только особыми знаниями о пламени, которые передавались из поколения в поколение, но и имела дар перевоплощения. Ведь для того, чтобы говорить на языке Прародителей, жрица должна быть ближе к природе, её душа должна перевоплотиться, чтобы дух Огня покорился такому же сильному духу как он сам. Все эти нюансы нашли отражение в великолепной хореографии программы, где прекрасная Богиня, Жрица Огня в процессе танца проникает в дух тигрицы, почитавшейся в древности как дух гор и пещер, с жизненной силой которой связывались особые обряды.

Поразительно мгновенное перевоплощение самой Алины на льду. Она словно полностью погружается в состояние тигрицы, а виртуозные звуки вокала Джазмеи органично вливаются в круг танца со своей причудливой немузыкальной вокализацией и завораживают спорадическими переходами в свистковый регистр, перемежающийся с паузами. Когда Алина падает на лёд, переворачивается, превращаясь в тигрицу, её взгляд удивительным образом меняется и это уже не взгляд пятнадцатилетней фигуристки, а взгляд решительного, сильного духа из глубины веков, обладающего особыми знаниями и навыками. Если посмотреть этот момент в замедленном действии, по коже просто мурашки пробегают, настолько это мощно и завораживающе…магия на льду.

И такое потрясающее, глубокое проникновение в образ в столь юном возрасте производит огромное впечатление на зрителя, пару минут назад видевшего кроткую девочку, выходящую на лёд со скромной улыбкой. Возможно, Алина еще тогда не совсем осознавала свой удивительный природный дар, способность к перевоплощению в героинь, которых она исполняет, но её необычайно тонкое внутреннее чутьё, интуиция, мудрость и знания, идущие изнутри, раскрывали перед ней двери к хранилищу историй, уже прожитых кем‑то, независимо от времени и пространства и она могла на время полностью стать той, чью историю хотела передать. И это гораздо сильнее и ценнее, чем просто применить артистизм, заученный механически, а в случае с Алиной это всегда выходит за рамки. Её гибкая импровизация, чувствование своих героинь выводит программу на совершенно иной уровень, завораживая зрителя необъяснимой магией и оставляя долгое послевкусие, когда хочется продолжения историй, которые звучат так понятно и искренне для каждого.

Огонь - очень сильный элемент, живой, одухотворенный, могущественный. Жрица Огня ‑ загадочное существо, обладающее невероятной силой и магией и представляет собой воплощение огня и его стихийной мощи. Она обладает способностью контролировать эту энергию и использовать ее в своих целях-‑ соединившись со стихией огня, она входит в состояние « Жрица», становится пророчицей и ведуньей. Не зря древние люди говорили: «Если бы люди познали тайну Огня, то стали бы подобны Богам!»

«Если увидишь тигра ‑это принесет тебе счастье. Это принесет тебе просветление» - говорили в Китае, а их Богиня Си Ван Му, повелительница запада, плодовитости и бессмертия, возникает в старинных китайских источниках с тигроморфными чертами. В античной мифологии зверь менее распространен: Овидий упоминает, что в тигрицу превращалась Фетида, чтобы избежать замужества с Пелеем. В ряде традиций связь человека и тигра объясняется двояко: с одной стороны, тигр превращается в человека, с другой - наоборот. Но каково это, видеть мир глазами тигрицы, слышать её ушами, чувствовать запахи её обонянием, двигаться с кошачьей грацией, повторяя её пластику?

Получившая дополнительную силу и энергию жрица становится такой же быстрой, сильной, пластичной, грациозной как языки пламени , продолжая танец под звуки самой Природы. В воздухе чувствуется чарующая атмосфера загадочности, волшебства и перед глазами пробегают древние рисунки с танцующей жрицей, стремящейся подчинить себе дух Огня. Завораживающий танец Алины и потрясающий вокал Джазмеи будоражат воображение, сплетая кружева импровизации, стирая все границы пространства и времени. Между тем, Огонь и не собирается покориться сразу, он должен подвергнуть жрицу испытаниям, чтобы убедиться ‑ достойна ли она быть Хранительницей, чтобы он мог остаться и посвятить её в таинства природы. Но жрица прекрасна и уже отлично владеет тайными знаниями, передающимися из поколения в поколение и Огонь покоряется ей и передаёт свою силу.

Эта программа Алины Загитовой на сегодняшний день считается самой недооценённой и получившей незаслуженно мало внимания в свое время. Но история показывает, что с настоящими талантами такое происходило очень часто, современники нередко подвергают критике и даже уничтожению настоящие произведения искусства на разных уровнях, пока время не вынесет на поверхность их истинную ценность. Есть одна особенность у штучных, действительно талантливых вещей‑они всегда заставляют думать, анализировать и познавать мир через искусство и это не всем доступно и они неподвластны времени. В этом плане программа Алины, её потрясающая подача представляют особый интерес не просто как красивая картинка, а как ещё одна возможность окунуться историю, в размышления и насладиться искусством в более широком понимании. Этот редкий дар у Алины ещё будет проявляться раз за разом в других постановках и её невероятно высокая планка в подаче образа станет недосягаемым ориентиром для идущих следом фигуристок.

А мастерство Алины в потрясающей передаче образа уже тогда стало объектом восторгов зарубежных специалистов и комментаторов. Британский Eurosport с неизменными комментаторами Крисом Ховардом и Саймон Ридом были абсолютно покорены. С.Рид :«Просто ошеломительно, что она может производить такое впечатление, выступать так. В 15 лет» К.Ховард: «Она ‑ феномен, просто невероятная. Это было потрясающе!» С.Рид: «Она может сделать всё, что угодно. Кто знает, что ждёт её в будущем, но давайте сохраним каждый момент с Алиной Загитовой»

Американский канал NBC с комментириями Таниты Уайт и Скотта Хэмильтон был в таком же восхищении. У.Танита : «Это была эпическая развязка события. И это 15-летняя Олимпийская Чемпионка - Алина Загитова. Алина сказала, что в этой программе она играет Жрицу Огня, показывая что-то отличное (от других программ) и новое. В соревновательных программах ее стиль более классический. Это очень инновационно» Х.Скотт: « Такой экстраординарный талант! Она делает на льду вещи, которые я никогда не видел прежде, за все свои годы жизни!» У.Танита: «Как ты и сказал, Скотт, она была великолепной на этих соревнованиях. А на тренировках она дразнила нас тем, что будет каскад из пяти тройных прыжков! О, Боже.. 15-летняя Алина Загитова!» Японское издание The Digest: «Она фея и сверхчеловек!» И признание самой королевы джаза ,певицы Джазмея Хорн: «Я помню это выступление! Великолепная работа, Алина! И спасибо, что представила мою музыку для своих зрителей! Мира и любви!»

Неудивительно, что спустя немного времени, известный мировой бренд с очень красивым грациозным логотипом Puma сам пришёл к Алине, безошибочно угадав за кошачьей грацией и пластикой её внутреннюю силу, стержень, глубокое содержание, благородный характер и выбрал её своим глобальным амбассадором. Алина Загитова идеально совпала с концепцией бренда, которая считает, что выпускаемые его предприятием изделия должны ассоциироваться с характеристиками кошки: символизировать скорость, выносливость, проворность, ловкость, гибкость. Она стала первой и пока единственной в таком статусе фигуристкой, представляющей крупные бренды в мировом масштабе.

Успех сотрудничества с Puma превзошёл все ожидания и компания всегда с восторгом подчёркивала, что с Алиной у них стопроцентное попадание: «Она действительно superPUMAwoman!» А мы всё ещё возвращаемся к полюбившимся нам её программам, чтобы испытать те настоящие эмоции, которые она подарила миру своим искусством на льду.