12 мин.

Вспомните первый поход на футбол? Авторы Sports.ru поделились личными историями – из Алматы, Костаная и столицы

Теперь ваша очередь.

В прошлом году пандемия закрыла стадионы по всему миру – Казахстан не стал исключением. Неизвестно, когда мы еще сможем спокойно ходить на футбол, не забираясь на крыши домов, как это сделал 13-летний болельщик «Кайрата». Но мы по-прежнему можем делиться воспоминаниями.

Авторы Sports.ru рассказали истории того, как впервые оказались на футболе. Три разных города, три «Центральных». Ждем, что в комментариях вы поделитесь своими воспоминаниями. Кто знает, может вы как раза из того редкого города, где стадион назвали чуть более оригинально.

Кайрат Бердыгалиев попал на матч Кубка УЕФА «зайцем» – и промок. Вратарю «Базеля» предлагали банан

Серьезно увлекаться футболом я начал после чемпионата мира-2002 в Корее и Японии: хорошо помню тот турнир, поскольку по ходу мундиаля сильно болел за сборную Турции. Был в экстазе от нападения турков – Хакан Шюкюр и Хасан Шаш были бесподобны. За день до старта турнира к нам в гости приехал Ануар – мой двоюродный брат со стороны отца. У него были летние каникулы. Футбол для меня, 11-летнего мальчугана, открыл именно он. 

Лишь год спустя я узнал, что, оказывается, существует еще и клубный футбол. Целый год я жил с мыслью, что в него играют только сборные. Миф рассеялся, когда во дворе все начали носить футболки «Милана», «Реала» и «Арсенала». Вначале я не сильно понимал, к чему это. К тому же, каким было мое удивление, когда я узнал, что в Костанае долго существует местная команда – «Тобол». 

Я не сразу начал ходить на «Центральный»: в «Тобол» влюблялся постепенно – в большинстве случаев дистанционно. Читал об их успехах в журнале «Гол», слушал аудиотрансляции по радио от Константина Должанского, по разговорам друзей на улице. В футбольной коробке каждый из ребят решал, кто из нас Жумаскалиев, Муканов и Бадло. 

И вот в 2006 году я твердо решил, что пора – нужно попасть на стадион. Повод был серьезный – Кубок УЕФА против швейцарского «Базеля». В тот день была очень странная погода: вроде бы солнечно, но в тоже время надвигались тучи. А я еще оделся не по погоде – на мне все белое и летнее: шорты, футболка и кроссовки. Стадион находился в центре города, а я жил в районе КЖБИ. Добирался на автобусе – в Костанае тогда ходили старые желтые пазики.

Я заранее договорился, что мой дядя, работавший в местной полиции и по невероятной удаче в оцеплении на том матче, протащит меня на стадион, если не будет билетов. За час до игры билетов уже не было, а у перекупщиков они стоили в 4 раза дороже. Пришлось пойти на преступление.       

За 15 минут до игры, окольными путями, дядя Ернар протащил меня на стадион. На крик контроллера у входа на стадион: «Куда вы его ведете?», дядя грубо ответил: «Он со мной». Уже через 5 минут я сел на первое попавшееся место. Каким было мое удивление, когда ко мне подошла семейная пара и попросила встать с их места. Я подвинулся на одно сиденье левее – да, ошибка, оно тоже было их. Кажется, «Тобол» запустил продажу билетов по местам именно с того матча. В чемпионате работала другая система: кто первый пришел – того и сиденье. Люди платили только за вход. А за день до игры дядя уверял меня, что могу сесть куда захочу. 

Я пересел и история повторялись еще раз пять: два деда, два парня и одна девушка по очереди выгоняли меня со своих мест. Было не очень приятно. Меня как собачку выгоняли отовсюду. Нормальное место я нашел только к середине первого тайма. Видимо, кто-то не смог прийти. Спасибо ему за это. Место было возле двух дедуль. Кажется, один из них даже был ветераном.

Но на этом приключение не закончилось: в перерыве между таймами пошел сильный дождь, вы же помните, что я был одет не по погоде – так еще и промок до нитки. А как же купить дождевик? О чем вы? Я прошел на стадион на халяву. К тому же, вряд ли у меня хватило денег. Поэтому пришлось снять футболку и обороняться ей от дождя до начала второго тайма.

Честно, игру не помню. Просмотр футбола на стадионе все-таки отличается от игры по телевизору. Больше врезался в память факт, как я сильно удивлял местных «кузьмичей» знанием футболистов «Базеля». Я часто кричал: «Накрывай Накату. Петрич, Петрич, сейчас ему отдадут». Чтение журнала «Гол» не прошло даром. Сидевший рядом дед даже поинтересовался: «А насколько сильны приезжие футболисты?» Ответил: «Достаточно». 

Точно помню, что в той игре «Тобол» все время атаковал, но никак не мог поразить ворота Луиса Крейтона – все летело выше. Вратарь «Базеля» лишь провожал мяч прыжками и цепляниями за перекладину.

Кстати, с кипером связана неприятная история, свидетелем которой я стал именно на стадионе. Да, расизм в этой истории тоже есть: весь матч костанайские болельщики, раздраженные тем фактом, что чернокожий вратарь не пропускает, предлагали дать ему банан, чтобы позволил забить. У кого-то от таких шуток даже был истерический смех. 

Матч закончился со счетом 0:0. Не самый удачный для первого похода на стадион, но я был счастлив. Бесплатно сходил на стадион, к тому же на еврокубки. Да, промок, но зато наконец-то увидел профессиональный футбол вживую.

Азат Шайкенов влюбился в наш футбол из-за Тимощука. Алматы не болел так игрой даже при Аршавине

Я пришел в мир казахстанского спорта довольно глорским путем: заинтересовался «Кайратом» после того, как тогда еще желто-синие подписали Анатолия Тимощука летом 2015-го.

До этого «Кайрат» (как и чемпионат Казахстана в целом) представлялся мне крайне локальным явлением, где выступают исключительно местные футболисты, играющие на голом энтузиазме. Были, конечно, воспоминания о триумфе карагандинского «Шахтера» в Лиге Европы, но он к тому моменту казался событием далеким и исключительным.

Поэтому переход победителя Лиги чемпионов и одного из крутейших игроков сборной Украины в нашу команду был чем-то невероятно шокирующим. Неудивительно, что новость разносилась из каждого утюга. На матч с «Црвеной» попасть не вышло: билеты раскупили очень быстро. Зато повезло попасть на второй квалификационный раунд против «Алашкерта» (уверенно прошли дальше). Полные трибуны, их рев и атмосфера вокруг вечернего «Центрального» не могли не влюбить в себя: водители сигналили друг другу, имитируя стадионные кричалки и вывешивали флаги из окон, а спустившись в метро, можно было ехать в вагоне, полном радостных песен.

То же происходило и на матче с «Абердином». Впечатления были настолько яркими, что даже после вылета от «Бордо» (билеты снова раскупили, так что пришлось смотреть трансляцию) желание посещать стадион никуда не делось: я пропустил всего несколько домашних игр того сезона, собрал автографы игроков и подписался на кучу пабликов. А еще начал следить за сборной.

Пусть и не в таких масштабах, но нашим болельщикам хватало энтузиазма и на массовое посещение КПЛ. На стадион ходили многие: даже в эпоху Аршавина, возможно, город так не болел футболом, как в 2015-м. А может, конечно, это гипертрофированные впечатления неофита.

Свой вклад в алматинское футбольное лето внесла и «Астана», пробившаяся в групповой этап Лиги чемпионов. Чувство конкуренции между двумя столицами и осознание того факта, что казахстанский футбол может быть интересным, сделали свое дело.

Антон Лысяк поделился яркими воспоминаниями из Костаная: запах шашлыка и победный гол на последней минуте

Первый раз на стадион я попал в 2003 году. Тогда «Тобол» обретал в Костанае бешеную популярность, и найти билет на футбол было целой проблемой. Нам каким-то чудом удалось найти сразу три тикета, в итоге на стадион попала вся мужская половина нашей семьи – папа, я и младший брат Артем.

«Центральный» в те годы был особенным местом для горожан. Поход на футбол был чем-то похож на городские праздники: всегда много людей, отличное настроение и запах шашлыка. Во всяком случае, именно такие детские ассоциации у меня возникают в первую очередь.

Я любил приходить на стадион пораньше, чтобы посмотреть разминку команд и подглядеть – все ли игроки соперника на месте. Эту традицию мы заложили как раз в игре с «Батысом».

Сама игра не разочаровала. Гости неожиданно вышли вперед, и «Тоболу» пришлось отыгрываться. Впрочем, хозяева быстро сравняли, причем сделал это центральный защитник Лотов. «Тобол» давил, но никак не мог забить. Я даже подумал про себя, что не надо было приходить. Пока не ходил на стадион – команда выигрывала, а тут сразу потеря очков. К счастью, Валерий Гаркуша вернул мне веру в себя на последней минуте основного времени, забив победный гол.

Эмоции были просто невероятные. Интрига до последних минут и такая концовка в игре с записным аутсайдером. Как после того я мог перестать ходить на футбол? Такое не забывается – походы на стадион были и остаются яркими воспоминаниями из детства.

Азатхан Чекабаев запомнил конную полицию и забитые балконы близлежащих домов (смотрели в бинокли!)

Пытался вспомнить первого соперника, которого увидел вживую, но не могу. Кажется, это был «Иртыш». Зато прекрасно помню детали, которые окружали те первые игры. Середина нулевых, 12-тысячный Центральный имени Мунайтпасова в старом центре Астаны.

На первый футбол меня привел папа. Уже на подъезде к стадиону мы слышали звуки барабанов, а это значит, что впереди два часа чистых эмоций. Причем сам футбол я толком не запомнил. Наш «Женис», несмотря на название, победами тогда радовал нечасто. В том сезоне (2004-й или 2005-й – все слилось) он шел в районе 10-го места.

Зато в памяти осталось другое. Забитые балконы близлежащих домов – жители брали бинокли, садились поудобнее и устраивали себе бесплатные вип-ложи. 

Конная полиция, которая ходила вокруг стадиона. Нигде кроме футбола я их больше не видел, а потом они совсем исчезли. Возможно, дело в лепехах, которые лошади оставляли после себя в центре города. 

Стены стадиона, которые до сих пор напоминают небольшую крепость. Он, кстати, построен на месте Акмолинской крепости, откуда и начал расти город. Очень пыльные сиденья – если пришел без газетки, лучше смотреть футбол стоя. За воротами – старое большое табло, информация на котором обновляется примерно через 5 минут после гола. Потертое поле с беговыми дорожками, футбольный марш перед выходом игроков на поле – тут все по классике. 

Нилтон Мендес. Бразилец, ставший своим в Казахстане. Он первым из легионеров забил 100 голов за казахстанские клубы, но опять же, в детстве запоминается совсем другое. Тогда для меня было большой экзотикой видеть человека с черным цветом кожи. Футбол давал такую возможность.

В 2008-м, когда за «Женис» играли Владимир Бесчастных и Олег Веретенников, у клуба появились финансовые проблемы. Так начался долгий путь на дно, который закончился только в 2014-м – в год своего 50-летия «Женис» окончательно исчез. А стадион стоит. Но ни футбола, ни звука барабанов, нам нем уже давно нет. Веретенников верит, что все еще впереди.

Багыжан Абуов вспомнил чемпионский сезон-2004 – болельщики шумели с помощью бутылок

Впервые на футбольный матч я пошел в 2004-м в возрасте 9 лет: «Кайрат» обыграл «Жетысу» 1:0, в том сезоне алматинцы как раз стала чемпионами. Запомнилось, что стадион был практически полон, а трибуны не молчали, регулярно поддерживая команду. Тогда как таковой атрибутики ни у кого не было, но люди создавали шум с помощью бутылок на руках. Было атмосферно, особенно будучи ребенком впервые увидеть стадион, антураж! Сейчас всего не вспомнишь, было достаточно давно, но та атмосфера – запомнилась на всю жизнь. Возможно, именно поэтому футбол для меня стал одним из самых любимых видов спорта.

Сейл Кожатай жил в 75 км от стадиона, поэтому ждать пришлось долго. В первой игре Лория пропустил с 35 метров

Моя любовь к футболу началась во время ЧМ-2006 в Германии, а именно с четвертьфинального матча, когда Франция с Зиданом сенсационно остановила грозную Бразилию. На летние каникулы я поехал к родственникам в аул. Помню, как вечером у телевизора собрались соседи, родственники и наблюдали за тем, как лучший бомбардир прошлого мундиаля Роналдо ничего не мог поделать у ворот Фабьена Бартеза.

О существовании клубного футбола я узнал намного позже. Оказывается, не только сборные стран играют в футбол. Первый клуб, о котором я услышал, был «Реал», где до начала чемпионата мира феерил влюбивший меня своей фантастической игрой и магическим финтом Зизу.

Со временем я расширил географию футбола, дело дошло и до Казахстана. Ранее я знал лишь названия клубов, и то, только некоторых – «Кайсар», представляющий мой регион, «Актобе», «Тобол» и «Кайрат». К сожалению, наблюдать за командой вживую не было возможности, так как я жил за городом, а ближайший стадион – Центральный имени Муратбаева – находился в 75 км от меня. Об итогах туров, успехах команд узнавал по телевизору и в журнале «Гол».

Впервые попасть на стадион довелось лишь в 2014-м: будучи первокурсником в Алматы сходил на домашний матч «Кайрата» на старте КПЛ против «Атырау». Купил билет за 200 тенге на северный сектор и пересел на западный, где был лучший вид на поле. А через 2 минуты звездный легионер атыраусцев, успевший поиграть в «Вест Хэме» и «Фиорентине» Савио Нсереко, с метров 35 выстрелил в ворота Давида Лория. Первое, что запомнил в этом матче – как Лория тут же побежал кричать на своих защитников.

Сразу же после пропущенного мяча кайратовцы побежали вперед, штурмовали «нефтяников», но это ничего не принесло алматинцам. Игра оказалась не совсем удачной для «Кайрата». Ту встречу они проиграли 0:1, а затем уступили с тем же счетом в последующих двух матчах.

«Тобол» забыл форму на ответный матч с «Галатасараем». Спасла полицейская машина

«Нас эмоционально убили». В 2010-м «Актобе» снова вышел в финал Кубка Содружества – 7 голов с «Рубином» Бердыева и вопросы к судейству

Фото: Twitter/fctobolsxodim.comfootball-stadiums.ru