4 мин.

«Элитный спортсмен на 30% должен быть сам себе тренер». 5 заветов Прохорова, которые актуальны сегодня

Прощаясь в мае 2014-го с русским биатлоном, Михаил Прохоров и Сергей Кущенко оставили несколько глубокомысленных напутствий, которые оказались актуальны и в марте 2015-го. На фоне скандала и конфликта с тренерами.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

Завет №1. «Новое – не всегда хорошо забытое старое»

Вносить в стратегию НОВОЕ нужно постоянно опираясь на фундамент, на котором стоишь. Новое не всегда поддерживает большинство, а только «могучая кучка единомышленников», имеющая мужество стоять под шквалом критики и берущая на себя всю полноту ответственности за принятые решения. Пробивая новое, не стоит рассчитывать на славу – она достанется тем, кто идет после вас. Новой команде СБР тоже придется отвечать на два любимых вопроса: «Почему?» и «Что будем делать?».

Сегодня в нашем биатлоне созданы все базовые условия для системной творческой работы.

Завет №2. «Убей в себе дракона»

Возможно, самой нелегкой работой для руководителя является борьба с мифами.

Миф №1 – наличие уникальных советских тренерских методик и разработок.

Заявляем со всей ответственностью – их нет, а если и есть, то они безнадежно устарели.

Миф №2 — наличие дружной биатлонной семьи.

Опять заявляем со всей ответственностью: никогда не было такой семьи, нет и не будет.

Завет №3. «Измени мир вокруг себя, и сам будешь меняться»

В управлении российским спортом давно назрели системные изменения. Сегодняшняя структура управления биатлоном – сложная система взаимодействия между СБР, Минспортом, ОКР, ФМБА и регионами. Но, несмотря на успехи на Олимпиаде, налицо разомкнутость управленческой цепочки спорта высших достижений.

Завет №4. «Не нужно изобретать велосипед, нужно, чтобы наш ехал быстрее остальных»

Для успеха необходима концентрация интеллекта в одном месте и системная коммуникация с элементами цепочки. Этого как раз в нашем биатлоне не хватает, не говоря уже о российском парадоксе: тотальной нехватке квалифицированных тренеров при большом количестве талантливых спортсменов. Спасти ситуацию может только жесткая конкуренция.

Предложения:

1. Распустить тренерский совет. Создать несколько тренерских групп полного цикла (тренеры, КНГ, врачи, сервис) — как на уровне сборных команд, так и в регионах — работающих по своим методикам. Обеспечить Правлению СБР доступ к анализу методик , созданию дорожных карт при выборе лучших. В этом направлении целесообразно сделать следующие шаги: сформировать практики коллективного мышления профессиональной коммуникации тренерских групп – проектные сессии по подготовке годовых тренировочных планов (раз в год), ежемесячные аналитические сессии по коррекции текущих задач (после каждых сборов).

2. Индивидуализировать тренировочный процесс, перейти на формат самоподготовки и работы в небольших группах. Конвейерная система больше не работает эффективно, несмотря на большое количество талантов. Непонимание этой проблемы – причина долгого и сложного пути одаренных юниоров во взрослую элиту.

Завет №5. «Никто не отменял цепочку: талантливый учитель – гениальный ученик, но баланс взаимоотношений изменился»

Комплексное психологическое исследование первой сборной показало: абсолютное большинство наших спортсменов рассматривают тренировки как каторжную работу (с большим желанием сачкануть) и не понимают, для чего те или иные нагрузки.

Современный элитный спортсмен на 30% должен быть сам себе тренер, а его тренер (личный или из сборной) – это старший, более опытный товарищ и воспитатель.

Изменение отношения «тренер-спортсмен» — главный резерв нашего биатлона.

Решение: перевести деятельность тренеров с однобокого планирования только объёма нагрузок в рамках тренировочных заданий, на полноценное техническое обучение спортсмена.

Для этого:

– в ходе проектирования тренировочного процесса должна разрабатываться система увязывания в единый комплекс всех видов подготовки: функциональной, технико-беговой, стрелковой, технико-тактической, психологической. И именно в проект тренировочного процесса следует закладывать новые идеи с учетом всех ошибок прошедших сезонов и критических точек зрения специалистов, консультантов и самих спортсменов;

– следует искоренить сложившуюся практику, при которой зачастую план тренировки верстался тренерами прямо по ходу самой тренировки, что вызывало у спортсменов сомнение в понимании тренерами конечного результата своей деятельности;

– ввести в практику постановку перед спортсменами индивидуальных учебных целей, стимулировать у них желание к самообучению, саморазвитию, самоанализу. Это не только повысит их личную ответственность за результат, но и поднимет интерес к тренировочному процессу, в котором они почувствуют себя соавторами побед;

– внедрить в практику системную работу над формированием и поддержанием высокого уровня мотивации спортсменов, постоянной установки на победу и радость от тренировок и гонок.

— провести учебу тренерских групп вместе со спортсменами по объяснению современных системных показателей функциональной готовности к ключевым стартам.

Эта статья впервые была опубликована на Sports.ru в мае 2014 года