Трибуна
19 мин.

Эмиль Форсберг – сюрприз сезона в «Лейпциге». Он конфликтовал с Нагельсманном и не играл, но уход Вернера дал ему шанс

От редакции: это пользовательский пост блога Rasen und Ball – возможно, лучшего клубного блога на Трибуне. Это – территория «Лейпцига»!

Вряд ли перед началом сезона-2020/21 в «Лейпциге» был человек с более неоднозначным положением, чем Эмиль Форсберг. Довольно долго для поддержания статуса одной из звезд команды ему хватало воспоминаний о сезоне-2016/17: швед стал королем ассистов Бундеслиги и вошел в топ всех времен рядом с Кевином де Брюйне и Томасом Мюллером (немец обогнал их обоих в прошлом году). Отдельные удачные отрезки в последующие сезоны тоже помогали уравновешивать огромное количество травм, взбалмошность агента и непонятное отношение к происходящему самого Эмиля.

Прошлый сезон вполне мог пройти так, как и несколько до этого. Даже лучше, потому что травмы почти полностью остались в прошлом, а мысли об уходе в очередной раз остались только мыслями. «Я без травм уже десять месяцев, все идет отлично. Моя форма все лучше и лучше, футбол доставляет мне удовольствие, и я хочу наслаждаться каждым моментом. Я здесь, и я больше не беспокоюсь. О приводящих мышцах я не хочу больше ничего слышать», – говорил Форсберг в конце ноября после одного из своих наиболее удачных матчей первого круга против «Кельна».

Но было серьезное «но». «Лейпциг» значительно изменился летом 2019 года, а в клуб пришел Юлиан Нагельсманн. С Форсбергом отношения складывались не идеальным образом, периодические комплименты быстро сменялись открытым раздражением. Еще в начале августа главный тренер говорил про своего игрока: «То он тренируется, то он не тренируется. То он играет, то он не играет. У него всегда разные проблемы».

Примерно так и можно было описать первую половину прошлого сезона – то играл, то не играл. Нагельсманн объяснял это необходимостью постепенного увеличения нагрузки, а Форсберг говорил, что не согласится ни с какими объяснениями в моменты, когда он полностью здоров. У него были яркие эпизоды, среди которых особенно выделяются два гола в ворота «Бенфики», которые вывели «Лейпциг» в первый плей-офф Лиги чемпионов в истории клуба. Но рядом с заголовками «der Mann für die wichtigen Tore» («человек для важных голов») были и первые разговоры про то, что Форсберг не подходит Нагельсманну и его системе.

Интересную мысль озвучил сам Нагельсманн в августе в подкасте Kicker meets DAZN на тему тому, почему некоторые игроки в прошлом сезоне играли меньше, чем можно было ожидать:

«Тимо [Вернер] не всегда отлично тренировался, не всегда отлично играл, но он забивал. Поэтому у него было постоянное место в стартовом составе, поэтому он играл всегда, когда был здоров. И из-за этого он блокировал путь в состав некоторым другим игрокам, потому что были определенные комбинации с Тимо, которые лучше работали».

Всем очевидно, игра «Лейпцига» в прошлом сезоне была заточена под голы Вернера. Но в случае с Форсбергом аргумент про определенные комбинации вряд ли работает. По крайней мере, на первый взгляд. Не просто так Тимо на вопрос о своих любимых партнерах по полю в «Лейпциге» первым называл именно Эмиля даже в своем последнем интервью в форме «РБ», в своих лучших кондициях в сезоне 2016/17 это была звездная связка. Тут скорее нужно говорить об изменении и увеличении роли самого Вернера в прошлом сезоне. Однако, и вопрос конкуренции по позиции, безусловно, у Форсберга был и даже обострился по ходу сезона.

Начало 2020 года и последовавший второй круг ознаменовались для Эмиля худшим периодом сезона и, вероятно, одним из худших периодов карьеры. Сначала «Лейпциг» подписал Дани Ольмо, и все стало понятно на первой же пресс-конференции Нагельсманна:

«У него невероятное спокойствие с мячом в «красной зоне» – как у Эмиля Форсберга. Это хорошо для нас в ситуациях прессинга. Наша игра рассчитана на скорость и моменты переключения».

Однако, все-таки еще важнее тут помнить про Кристофера Нкунку, который к началу второго кругу уже прошел период адаптации и отлично чувствовал себя в игре команды, пусть и не всегда выдавал необходимую стабильность. Ниже представлены диаграммы, из каких (слева) и в какие (справа) зоны пасовали в прошлом сезоне Форсберг, Нкунку и Ольмо. Можно понять, почему про Кристо стоит говорить как про конкурента Эмиля, пусть даже это и не соотносимые в полной мере игроки.

Ольмо же с первого дня называли не просто конкурентом, а чуть ли не заменой Форсбергу, но он и сам довольно много сидел на скамейке запасных. И он даже был не очень доволен своим положением, как стало известно только пару месяцев назад из разных интервью и Нагельсманна, и самого Дани.

Но если ситуация с Ольмо оставалась за закрытыми дверями вплоть до того момента, когда сами участники решили об этом рассказать, то с Форсбергом все получилось очень громко. Переломным моментом, который заставил всех начать говорить о происходящем, стал матч против «Баварии» девятого февраля. Жена Эмиля Шанга запостила после игры в инстаграме сториз с цитатой «Нет ни одного человека на планете, который может обращаться с тобой как с дерьмом. Помни это». И отметила Эмиля, который весь матч против «Баварии» просидел на скамейке запасных.

Все моментально сложили два плюс два и, как казалось, безошибочно назвали Юлиана Нагельсманна виновником перформанса в духе Лизы Мюллер. Главному тренеру «РБ» пришлось вновь отвечать на неудобные вопросы, едва он успел выдохнуть после пиковой точки своего конфликта с Ханнесом Вольфом, мини-конфликта с Юссуфом Поульсеном и небезызвестной резкой критики команды после игры против «Айнтрахта», которую ему припоминают по сей день.

На пресс-конференции перед следующим матчем против «Вердера» Нагельсманн выдал очередной спектр ярких, показательных, но и чрезмерно эмоциональных фраз: «Я не разговаривал с Эмилем об этом, и я не думаю, что я обязан с ним разговаривать. Этот пост не обязательно был про меня, я не обращаюсь ни с одним человеком как с дерьмом, и я не обращаюсь с Эмилем как с дерьмом». А на вопрос, заметил ли он какие-то изменения в Форсберге на той неделе, ответил: «Он не выглядел мега-счастливым, но и не был мега-расстроенным».

Сам Эмиль так и не опроверг, что пост был направлен в сторону главного тренера. Зато сказал в интервью шведской газете Aftonbladet: «Важно иметь вокруг себя людей, которые тебя всегда поддержат. Шанга всегда говорила и говорит, что она думает и обо мне, и о футболе. Далеко не все так могут. И я рад, что она это делает, пусть даже иногда это создает заголовки. Мы вместе уже 15 лет. Она сопровождала меня в этом пути с самого начала. Она все видела, все слышала, и она точно знает, что происходит».

Но еще пару недель Форсберг пытался сдерживаться. Пока в конце февраля не сказал открыто для Sport Bild о своем желании уйти, добавив: «Все идет не очень хорошо. Мне больше не нужно убеждать себя в обратном».

По итогу второго круга у него было в среднем 25,8 игровых минут за матч в Бундеслиге (22,45 во всех турнирах) – почти в половину меньше, чем в первом, когда он играл в среднем 41,3 минуту за матч в Бундеслиге (50,3 во всех турнирах).

Нагельсманн, для которого с момента февральского инцидента чуть ли не каждая пресс-конференция проходила с обязательным вопросом про Форсберга, сказал про происходящее честно в середине июня: «Он недоволен своим игровым временем, но он принимает это максимально профессионально. У него были фазы в сезоне, когда он был более расстроен, чем сейчас. Но в конце сезона мы должны принять решения и по его поводу, и по поводу Ханнеса Вольфа, и по поводу других игроков, которые были недовольны. Происходящее должно иметь смысл и для игроков, и для клуба».

Да, еще задолго до конца сезона казалось абсолютно точным, что первыми кандидатами на трансферы на выход будут именно Ханнес Вольф и Эмиль Форсберг. Но вновь случились «но», только на сей раз положительные для карьеры Форсберга, как бы парадоксально это ни прозвучало. Случились коронакризис и уход Тимо Вернера.

Оба эти пункта упираются в то, что у команды уменьшились средства на летнее трансферное окно, босс «Лейпцига» Оливер Минцлафф открыто говорил о смехотворных для топ-клуба доступных 30 миллионах. Из-за абсолютного отсутствия продуманности еще с зимнего трансферного окна клуб остался фактически с одним нападающим – Юссуфом Поульсеном, который еще в феврале тоже считался кандидатом на выход. Решение этой проблемы тянулось вплоть до сентября, спортивный директор Маркус Креше просто не мог позволить себе заработать еще одну головную боль перед коронавирусным сезоном-2020/21, в сложных условиях которого лавка стала еще важнее, чем раньше.

Пришлось выбирать. Строптивый Вольф, который рассорился не только с Нагельсманном, но и, кажется, со всеми руководством «РБ», поехал в Гладбах, где Марко Розе только рад был воссоединиться со своим учеником. Эмиль Форсберг же остался в Лейпциге. Опять. Даже в то лето, когда его уход казался столь вероятным.

И будто бы кто-то нажал на кнопку переключения – Форсберг заговорил о желании продлить контракт с «Лейпцигом», остаться в клубе еще на долгие годы, а Нагельсманн перед мини-турниром в Лиссабоне вместо прежних отдельных комплиментов выдал целую хвалебную речь в сторону шведа. «Он оставляет очень хорошее впечатление, лучшее за все время нашей работы. Он в хорошей физической форме, в отличном настроении, очень предвкушает игры. Не знаю, связано ли это с тем, что этим летом он не раздумывал об уходе», – сказал главный тренер, добавив, что Форсберг «был создан для таких игр», как четвертьфинал Лиги чемпионов.

Из-за этого только удивительнее было его отсутствие в стартовом составе на матч против «Атлетико». Более того, на поле в том матче он так и не вышел. А слова Нагельсманна через пару дней после игры заставили тяжело вздохнуть и подумать, что показалось, а воз все-таки и ныне там.

«Он был сломлен. Это была дерьмовая ситуация для него, тут я говорю честно. Эмиль был раздосадован, и его очень хорошо понимаю. Он любит такие большие игры. И я абсолютно могу понять расстройство и злость здесь», – описал тогда главный тренер состояние своего игрока. В матче против «ПСЖ» он все-таки вышел на второй тайм, но едва ли там можно было что-то изменить. В воздухе повис вопрос: так что же все-таки будет с Форсбергом в сезоне-2020/21? Опять разговоры про дерьмо?

Есть ощущение, что полученный ответ мог бы быть совсем другим, если бы не еще два момента, которые удивительным образом для Эмиля стали плюсом – травма Марселя Забитцера и проблемы Кристофера Нкунку на самом старте сезона. Первое имеет скорее символическое значение: когда Забитцер был вынужденно заменен в матче первого раунда кубка против «Нюрнберга», на поле вышел Форсберг, получив свой первый шанс за год.

В случае с Нкунку все объясняется легче – все той же конкуренцией по позиции, пусть при этом они и представляют собой разные типажи. У Кристо был не лучший старт сезона, он был не в форме, а еще ему приходилось дополнительно корпеть над тактическими заданиями. Форсберг же на этом фоне получил свой второй шанс подряд, выйдя на поле в первом матче сезона Бундеслиги в стартовом составе. И забил первый гол сезона. Пусть и с пенальти, но чертовски важная и красивая история.

«Он выдал исключительное выступление – и с точки зрения обороны, и с точки зрения нападения. Он выглядит хорошо уже несколько недель, и он воспользовался своим шансом, перенеся свои тренировочные успехи на поле», – похвалил его после того матча Нагельсманн.

Еще важнее, что в матче против «Майнца» можно было наблюдать зарождение одного из ключевых элементов нападения в текущем сезоне – взаимодействие Ольмо и Форсберга. Это даже иронично, учитывая, что Ольмо чуть ли не открыто называли заменой Форсбергу. Постепенно «дуэт мечты» расширился до «трио мечты», когда Кристо Нкунку набрал форму. Являясь в чем-то схожими, но по большому счету разными игроками, им удается отлично дополнять друг друга.

Это же выливается в игровое время. На графике ниже ось X – количество сыгранных матчей в Бундеслиге, ось Y – общее количество минут, поделенное на общее возможное количество матчей к данному моменту (18). Тут взяты только игроки атаки, но в случае с Анхелиньо и Амаду Айдарой стоит ставить в голове звездочку из-за того, что они играют и на оборонительных позициях. На всех дальнейших подобных графиках будет этот же набор игроков, и именно по причине малого количества сыгранных матчей на них не будет ни Джастина Клюйверта, ни Хвана Хи-Чана, выходивших эпизодически.

Нкунку несколько отстал от Ольмо и Форсберга из-за своей травмы, но вполне можно представить, что без нее он бы ровно так же, как и они, выходил на поле в каждом матче этого сезона, а и без того довольно хорошо работающая ротация (особенно в сравнении с Анхелиньо и его положением) функционировала бы еще лучше.

Прервет свою серию из матчей без перерыва и Форсберг: против «Байера» не сыграет из-за повреждения колена. Но уже тут можно заметить, что его игровое время значительно выросло в сравнении с разнесчастным вторым кругом прошлого сезона. Если пересчитать среднее количество минут за матч во всех турнирах, то выйдет в среднем 55,7 минут.

И все-таки стоит еще раз вспомнить: было ожидаемо, что Ольмо и Нкунку будут одними из ключевых персонажей в этом сезоне, не было ожидаемо, что вновь по-настоящему большую роль возьмет на себя Форсберг. На графике ниже ось X – «действия, создающие голы» (два атакующих действия, которые напрямую ведут к голу); ось Y – «действия, создающие удары»: два атакующих действия, которые напрямую ведут к удару. И эти три игрока, лидирующие в команде в данных показателях, выделяются достаточно заметно.

Да, Нагельсманн называл имя Форсберга в числе тех, кто должен брать на себя больше ответственности, но под этим вполне могли изначально подразумеваться выходы в Лиге чемпионов на последних минутах для того, что он умеет лучше всего – для важных голов. Сложно было предвидеть, что Форсберг будет выходить в абсолютно каждом матче во всех турнирах.

И можно говорить о том, что сам Нагельсманн это едва ли предвидел, потому что эволюция роли Форсберга началась не сразу и развивалась постепенно. И кажется, что Вернера надо благодарить не только за то, что он помог Эмилю остаться в клубе, но и за то, что его уход заставил Нагельсманна придумать новые решения. Развитие Форсберга в этом списке решений будет одним из наиболее любопытных пунктов.

Первые задатки идеи использования Эмиля в центре нападения в роли, близкой к ложной девятке, появились только в третьем туре против «Шальке» (ниже – левая карта средних позиций и передач). Настоящим же пиком этой новой роли стал матч против «Баварии» (ниже – правая карта средних позиций и передач), где вся система нападения во многом функционировала благодаря Форсбергу и быстрым флангам, что помогло «Лейпцигу» впервые забить на «Альянц Арене» – и сразу три мяча. Форсберг тогда и отдал голевой пас, и забил сам.

Сейчас он превратился уже в хамелеона нападения: к более привычным для него амплуа вингера и десятки добавились ложная девятка и даже чистый нападающий. Форсберг в какой-то степени является сейчас отображением всей команды – его роль зачастую сложно вписать однозначно в одну категорию, как и фактически невозможно пытаться определять одну схему «РБ» на матч.

«Эмиль очень много двигается, он очень подвижный, из-за чего его сложно поймать», – описывал его игру в ноябре Нагельсманн. Ниже представлены диаграммы, из каких (слева) и в какие (справа) зоны пасовал Форсберг в сезонах 2020/21, 2019/20, 2018/19. Уже тут можно видеть гораздо более сильное смещение в центр, пусть неизбежный акцент на левом фланге и остается.

Его эволюцию довольно хорошо отображает статистика. На графике ниже видно изменения стиля Форсберга в этом сезоне в сравнении с прошлым. Резко выделяются рост процента касаний в штрафной и в финальной трети, также достаточно повысился процент ударов на касания и процент коротких пасов. Если же говорить о заметных падениях показателей, то выделяются пасы с продвижением.

Еще одной наглядной иллюстрацией смещения акцентов в его игре могут служить графики со сравнением показателей Форсберга относительно голов и ассистов в разных сезонах. Слева – npxG (ожидаемые голы без учета пенальти) к реальным голам (без учета пенальти), справа – xA (ожидаемые ассисты) к реальным ассистам.

Здесь же стоит отметить, что Форсберг – один из превосходящих ожидания игроков в «Лейпциге», в клубе, для которого проблема реализации была больной темой весь 2020 год. Выше него при вычислении разницы между npxG и реальными голами только Юссуф Поульсен. Помимо них двоих, только у Анхелиньо из представленных на графике ниже игроков разница в плюсе.

Но можно понять, почему Форсберг повторяет, что он «ненастоящий нападающий». Даже при его достойной (по меркам клуба, за который в текущем сезоне Бундеслиги уже 15 разных человек забивали голы) эффективности он, что было видно уже по npxG выше, не так много бьет. Более того, он бьет даже меньше, чем в прошлых сезонах.

На графике ниже слева – касания в штрафной к ударам, справа – удары в створ к голам на удары в створ.

Контроль мяча – одно из тех качеств Форсберга, за которое его особо оценивал Нагельсманн даже в сложные периоды их взаимоотношений.

«Я люблю, когда у меня на поле много игроков, четко работающих с мячом», – говорил недавно главный тренер в отношении именно Эмиля.

На графике ниже ось X – среднее количество раз, когда игрок контролировал мяч ногами и проникал в финальную треть, ось Y – среднее количество раз, когда игрок контролировал мяч ногами и проникал в штрафную.

Еще один важный элемент игры «Лейпцига» – прессинг. Если посмотреть на количество прессинг-действий Форсберга в финальной трети к количеству прессинг-действий в средней (левый график), то тут будет очевидный и объяснимый сдвиг показателей этого сезона в сторону атакующей трети. Интересно тут посмотреть и на количество прессинг-действий в финальной третий к проценту успешных прессинг-действий (правый график).

В качестве подведения черты под выводами об изменениях, которые произошли с Форсбергом в этом сезоне и позволили ему вновь стать действительно важным игроком команды, можно использовать сравнение перформанса прошлого сезона и этого. Да, есть неизбежное падение того, что касается продвижения мяча, но показатели работы в завершающей стадии выросли. А показатель xA пусть и не вернулся на высоты сезона-2016/17, но значительно приблизился к топ-уровню.

Эмиль Форсберг был настоящей интригой перед началом сезона и остается до сих пор, потому что непонятно, к чему приведет этот ренессанс карьеры. Можно практически точно говорить о том, что с Нагельсманном у них в ближайшее время вряд ли возникнет новое недопонимание. Буквально в декабре главный тренер «Лейпцига» в интервью для Sport Bild сказал, будто бы делая отсылку к собственным словам с той самой февральской пресс-конференции:

«В прошлом сезоне я понял, что я хочу и должен больше разговаривать со своими игроками. Девиз: Love is power («любовь – это сила»). Можно понимать так, что важно иметь хорошие отношения со своими игроками. Некоторым игрокам нужно больше близости, чем я, возможно, мог дать тогда».

Но неизвестен ответ на вопрос, а станет ли этот сезон последним для Форсберга в «Лейпциге». То есть на самом деле последним, а не как каждое лето до этого. Его текущий контракт истекает в 2022 году, а спортивный директор Маркус Креше продолжает оттягивать все переговоры по продлению. Добавим сюда приезд очередного конкурента Доминика Собослаи – хотя все сильнее ощущение, что эта история скорее про замену Забитцера, который туманными ответами на вопросы о своем будущем все больше и больше намекает на летний уход.

Форсберг же, напротив, открыто продолжает гнуть линию с желанием продлить контракт в «Лейпциге». В недавнем интервью для Sport Bild он даже дошел до заявлений о возможном завершении карьеры в Саксонии. Хотя, очевидно, затянувшаяся ситуация с продлением контракта начинает действовать всем на нервы. Сначала небезызвестный агент Форсберга Хасан Четинкая в своей любимой манере пошел в Bild и рассказал им все, что можно было и нельзя, а потом и сам Эмиль уже сказал, что не отказывается полностью от варианта летнего отъезда.

Так или иначе, еще четыре месяца в «Лейпциге» у Эмиля Форсберга точно есть. И это не может не радовать, когда смотришь на его возрождение в этом сезоне.

Отдельное спасибо за предоставленную графику проекту «Футбол в цифрах» (телеграм-канал @markstats / твиттер @ru_stats). Также в посте использованы диаграммы от телеграм-бота @xGLabBot, карты от BetweenThePostst.net и графики, созданные с помощью scatterplot.online.

Больше про «РБ Лейпциг» читайте в телеграм-канале @roterbulle.

Также слушайте подкаст Hexenkessel о Бундеслиге с участием автора блога на YouTubeПодкастах ВКонтактеApple PodcastsGoogle PodcastsSpotify и Яндекс Музыке.

Фото: globallookpress.com/Roger Petzsche, Jan Woitas, Christian Schroedter