6 мин.

Пятая колонна

Иностранные лиги еще не начали бороться за российского болельщика. Но уже побеждают.

На следующий день после победы «МЮ» над «Барселоной» мой приятель Влад, болельщик манчестерского клуба, отдал 1100 евро за два билета на финальный матч Лиги чемпионов. Этих денег ему легко хватило бы на два абонемента в VIP-ложу «Спартака» на весь сезон-2008. Однако российским футболом Влад интересуется от случая к случаю. Пару раз выводил на «Локомотив» восьмилетнего сына – но тому английский футбол тоже нравится значительно больше, и при выборе подарка на день рождения он попросил манкунианскую футболку с именем Криштиану Роналду. Вот уже три года мой приятель продлевает свое членство в клубе болельщиков «МЮ». Карточка One United, дающая скидки на клубную продукцию и преференции при покупке билетов на «Олд Траффорд» (довольно, впрочем, незначительные), но прежде всего – значительное чувство сопричастности к клубу, стоит 31 фунт в год. Количество таких – официальных – болельщиков «Манчестер Юнайтед» в России недавно перевалило за сотню. Цифра, казалось бы, символическая. Но прежде чем иронизировать, вы покажите сначала российский клуб, который собирает на членских взносах хотя бы 3100 фунтов в год.

В России часто сетуют на международную невостребованность отечественного футбола. Даже белорусское телевидение накануне нынешнего сезона отказалось от приобретения прав на трансляцию матчей чемпионата России. Однако проблема борьбы за аудиторию внутри страны сейчас на самом деле куда серьезнее и острее. Все больше людей в стране увлеченно следят за западными лигами и командами (и тратят деньги на свои пристрастия), оставаясь при этом достаточно индифферентными к российским. «Формула-1» давно обошла по популярности некогда заметные в стране хоккей с мячом, плавание или гимнастику. Баскетбольный чемпионат России заметно отстает по количеству ТВ-трансляций на российских каналах от НБА, а с недавних пор (с появлением канала Viasat) – и от NCAA тоже. «НТВ-Плюс» не удалось после заключения контракта с РФПЛ совершить прорыва в плане увеличения абонентской базы: основная аудитория спортивных каналов по-прежнему собирается трансляциями именно западных лиг. Влад, например, приобрел тарелку ради чемпионата Англии. Да я и сам, в общем, тоже.

Конкуренция со стороны западных клубов и лиг нарастает. Как-то измерить масштаб явления можно лишь в интернете. Если опираться на статистику поисковых запросов и посещаемости клубных сайтов, то «Манчестер Юнайтед» является пятым по популярности футбольным клубом России – после «Спартака», «Зенита», «Локомотива» и ЦСКА. «Челси», «Барселона», «Реал» и «Милан» тоже неподалеку – и едва ли уступают «Крыльям Советов» с «Рубином». Понятно, что аудитория интернета с точки зрения социологии не вполне репрезентативна. Но она состоятельнее общероссийской, и «Спартак» с «Локомотивом» не может не волновать, что Влад с сыном, их потенциальные болельщики, предпочитают тратить деньги на удовлетворение интереса к английскому клубу. А еще аудитория интернета моложе средней по стране – следовательно, набирающий силу тренд только окрепнет в будущем.

Причины происходящего налицо – это взрывное развитие спутникового телевидения и интернета. Благодаря им при желании можно смотреть сколь угодно большое количество матчей западных лиг и получать о них сколь угодно много информации. Ведущие западные чемпионаты, как правило, выше российских по классу – этот довод не требует дополнительных аргументов. Западные турниры до сих пор показываются качественнее наших. Фотосъемки западных спортсменов зачастую моднее, сайты (в том числе русскоязычные) – полнее и интереснее. Трудно представить себе английский или итальянский клуб, так же закрытый для болельщиков и для прессы, как нынешний лидер футбольного чемпионата России.

До наступления эры спутникового телевидения и интернета российские клубы имели существенное преимущество над западными за счет чисто физической близости к своей аудитории (она могла сходить на стадион, ощутить реальное – а не виртуальное – единение и т.д.). Но благодаря глобализации и развитию технологий значение этого фактора становится все меньше. Фанаты «Челси», «МЮ» и некоторых других европейских клубов еженедельно собираются в Москве для просмотра матчей своих команд и все регулярнее выбираются на матчи в Англию. А как только российский рынок покажется английским клубам достаточно привлекательным (как китайский или американский) – они и сами начнут регулярно выбираться сюда.

Курбанизация

Вдохновившись чудо-стартом «Рубина» в чемпионате страны, PROспорт решил узнать все о его главном тренере. В то время как Курбан Бердыев по-прежнему не общается с журналистами, его игроки, партнеры и друзья рассказали нам, как он покупал Алехандро Домингеса, в чем подозревает футболистов и какое видео смотрит по ночам

Оберег турецкий

Спартаковский новичок Малик Фатхи только осваивается в новой для себя обстановке. Берлинец с немецким гражданством и турецкими корнями поделился с PROспортом своими впечатлениями о московском высокомерии, признался в любви к новым ощущениям и рассказал, как Станислав Черчесов уговаривал его принять предложение «Спартака»

Расставил точки

Уходя из футбола, Дмитрий Аленичев специально для PROспорт схематически изобразил главные коллективы своей жизни: ранний «Локо», блестящий «Спартак», высокоорганизованную «Рому» и грандиозный «Порту»

Нитрокрасич

В преддверии финала Кубка России ЦСКА – «Амкар» и товарищеской встречи Россия – Сербия участник обеих игр Милош Красич погулял с нашим корреспондентом по весенней Москве и вспомнил, как стал 18-летним капитаном и где нашел любимую

Божович упаси

PROспорт съездил в Пермь – в гости к главному выскочке сезона и финалисту кубка России «Амкару» – и познакомился с новым главным тренером команды Миодрагом Божовичем. Черногорский специалист признался в том, что ностальгирует по единой Югославии, слушает рок и любит футбол по-голландски

Убойная лига

Российский хоккей будут спасать за счет команд из Астаны, Риги и Минска. Чем новая Континентальная лига будет отличаться от старого чемпионата страны и как наших болельщиков будут избавлять от засилья легионеров? PROспорт попытался ответить на эти вопросы при помощи специалистов и выдержек из регламента КХЛ

Прекрасная – далеко

Мария Кириленко объяснила, зачем в теннисе нужны мужчины, а также – как поездки на электричке, походы в салоны красоты и рыбалка могут помочь в спортивной карьере, сколько сумочек нужно восходящей звезде и как выглядит Ник Боллетьери

Программка

К старту первой из трех главных веломногодневок сезона – «Джиро д'Италия» – PROспорт объясняет тонкости командной тактики в шоссейном велоспорте. О новом заочном противостоянии шахматистов Владимира Крамника и Веселина Топалова – в превью о двух супертурнирах в Софии и Дортмунде, которые в этом году рискуют утратить свою превосходную приставку

Сотый номер

Самые яркие герои журнала за 100 номеров, избранные девушки, самые запоминающиеся командировки, места PROспорт на карте Москвы, все обложки за четыре с половиной года, а также анкета редакции – в юбилейном блоке

Имидж

Маша Цигаль и Павел Каплевич впервые за четыре года решились показать читателям свое лицо и свои одежды. С модными критиками за все старые обиды от имени спортсменов рассчитались футболист Антон Шунин и гимнастка Ляйсан Утяшева. У Маши и Паши были обнаружены нехватка асессуаров и избыток черного в костюмах

Мифы

Колумнист Василий Уткин с удивлением узнает, что PROспорт – это журнал про спорт, пытается выяснить, как проходит жесткий кастинг девушек в кабинете главного редактора, и делится опытом, как передавать в редакцию статьи при помощи мобильного телефона и SMS