7 мин.

Путешествие на край ночи. Куда катится российский футбол

Завтра и для меня было где-то далеко, в таком завтра было немного смысла. Для всех нас важно прожить лишний час теперь: в мире, где все свелось к убийству, лишний час — это уже феномен. 

Это цитата великого французского писателя Луи-Фердинанда Селина из романа "Путешествие на край ночи". Край ночи в этой книге был метафорой достижения человеком пика его деградации и разложения.  

Все, что происходит в российском футболе последнее время - это грустное и ужасающее путешествие на край ночи.  

*** 

Я начал активно увлекаться футболом с 2003 года. Тогда мне было 8 лет. Я не застал Чемпионат Мира-2002 и перевернутые обезумевшей толпой горящие машины на Манежке. Не застал победу Спартака над Арсеналом в Лужниках и первое чемпионство Локомотива. Российский футбол для меня начинался с 10 места Спартака, серебра питерского Зенита, что было сенсацией, и крика Вадима Евсеева в Уэльсе. Сборная попала на Евро. Локомотив обыгрывал Интер со счетом 3-0 в Лиге Чемпионов. В Зените, Спартаке и ЦСКА росли перспективные ребята вроде Аршавина, Павлюченко и Жиркова. 

Локо 2003

Это мои первые воспоминания о том, что называлось российским футболом. Я не удивлялся разодранным газонам, поле на стадионе Локомотив и вовсе казалось эталоном для картинки телевизионной трансляции - что уже хорошо. Сборная России попала на Евро-2004 в группу смерти - с Португалией, Испанией и Грецией, из которой не вышла. Несколько месяцев спустя проиграла в отборочной группе этой самой Португалии 1-7. Потом не вышла на Чемпионат Мира-2006, все расстроились. Важные люди в РФС решили, что сборной нужен иностранный тренер. В тот год, в мае 2005, ЦСКА выиграл Кубок УЕФА.  

Пришел Хиддинк, сборная стала играть симпатично. В октябре 2007 мы обыграли Англию. На следующий день в газетах написали, что 20 минут в Лужниках были лучшими в истории российского футбола. Российский футбол начинал расти, но над ним все еще продолжали шутить. Через год российский футбол достигнет пика, и шутить над ним перестанут. Случится победа Зенита в Кубке УЕФА, бронза сборной на Евро-2008 с феерической победой над Голландией, победа Зенита в Суперкубке УЕФА - будет обыгран Манчестер Юнайтед.  

Россия Евро

Я отчетливо помню тот момент, когда на моих глазах нечто комичное и донное стало чем-то другим. Это нечто словно поместили в другую обложку. Это было после 2008. Нечто называлось российским футболом. Когда прошло время после многочисленных триумфов, мы оглянулись назад и осознали, что живем в другой стране. Это время, когда на матч Россия-Азербайджан в Лужники приходило более 40 тысяч зрителей. А сборная России в Германии играла на равных с Германией. Я больше не смотрел на нее, как на что-то карликовое. Эта была другая сборная - главный ее успех в масштабе пяти лет больше не был голом Вадима Евсеева в Уэльсе. Эта была сборная, которая ютилась в десятке рейтинга сборных ФИФА. А Аршавин, Павлюченко и Жирков, те самые - из далекого 2003 года, сегодня для нас были звездами. И играли они не в Зените, который сенсационно занял второе место в Чемпионате России, не в Спартаке, который попал в десятку, и даже не в ЦСКА, который стал чемпионом. Они играли в лучшей лиге мира, в не самых последних командах - Арсенале, Тоттенхэме и Челси.  

То было время, когда Россия получила то, о чем так долго мечтала. Любимый вид спорта российских болельщиков наконец-то ответил им взаимностью. Нам не было стыдно за нашу сборную, за наши клубы, за наших футболистов. Нам не было стыдно за российский футбол. Мы гордо смотрели в будущее, и наши радостные глаза были полны веры в то, что все это - лишь начало великого путешествия. Это путешествие сулило нам большие успехи. Мы сладко засыпали, вспоминая то, что уже было, и мечтая о том, что еще будет. 

*** 

Не знаю, когда это началось. Может, с Марибора. Может, позже. Над российским футболом снова стали шутить. Сначала - с опаской, потом смелее. Шутки снова были актуальны. Мы не попали на Чемпионат Мира-2010, Хиддинка уволили. Тогда мы думали, что рядовой тренер, однажды прогремевший на огромную страну с успехом, всего лишь исчерпал себя в конкретной команде. У конкретной команды еще было будущее. Сейчас мы с горечью вспоминаем Гуса. Нет, дело не в том, что он великий тренер. Его было, за что уволить, и все такое. Но нам все равно грустно. Грустно от того, что он стал для нас символом ушедшего счастья. Этот человек своим уходом словно забрал у нас ту новую Россию, которой все мы гордились. 

Гус

И эта новая Россия, в футбольном, конечно, плане, иллюзорно возвращалась на несколько мгновений. Возвращалась она на первый матч Евро-2012, когда мы громили чехов - самых сильных соперников по группе, со счетом 4-1. Там были стареющие, но все еще играющие Аршавин, Павлюченко и Жирков. На наших глазах в российском футболе рождалась новая звезда - Алан Дзагоев. Он должен был стать новым Аршавиным, Павлюченко и Жирковым. А на месте Гуса Хиддинка теперь был Дик Адвокат. Еще один кусочек той счастливой России. Ведь это он выиграл с Зенитом Кубок УЕФА в 2008.  

На следующее утро после победы над чехами английская, немецкая и испанская пресса вспоминали Россию 2008 года, сравнивая ее с нынешней. По мнению прессы, нынешняя была сильнее. Мы снова радовались тому, что нам дарит эта команда. Бывшая девушка, с которой мы когда-то расстались, а теперь снова сошлись, и попытались построить свое старое-новое счастье.  

На Евро-2012 мы не вышли из группы. И стало как-то грустно. Наверное, дело в тренере, подумали мы, и пригласили Фабио Капелло. И Фабио Капелло пришел и обыграл нам Португалию с Криштиану Роналду, которой мы когда-то проигрывали 1-7. Обыграл он Израиль в двух матчах с общим счетом 7-0, тот Израиль, с которым когда-то не мог справиться Гус Хиддинк. Мы снова поверили в новую Россию. Чуть с опаской, но поверили.  

И нашу веру вдребезги разбил Чемпионат Мира в Бразилии. Разбила Бельгия, забившая нам победный гол на 88 минуте. Тогда мы вдруг вспомнили, что весь состав этой самой Бельгии играет в топ-клубах. Тогда мы вспомнили о том, что наши игроки не котируются за рубежом. Вспомнили, что российские клубы изредка выходят в плей-офф Лиги Чемпионов, и это считается диким успехом. Мы вспомнили, что, даже обыгрывая Португалию, дон Фабио играл в ужасно незрелищный футбол. Мы все это вспомнили, и нам снова стало очень грустно.  

Из этой грусти мы не вышли и по сей день. Мы уныло играли вничью с Молдавией в отборе к Евро-2016, дважды проигрывали Австрии. И на фоне всего этого в РПЛ случился самый говенный сезон за последние лет 10. Не хочу сейчас все перечислять. Просто посмотрите вот это, и вы все поймете. Мы уволили Фабио Капелло, пытаясь скинуть с себя его унылую серость. А меж тем, он проиграл со сборной лишь 5 игр из 33. Из 10 игр в 8,5 случаях команда не проигрывала, а в 5,5 - побеждала. Он - второй тренер этой сборной в истории. Но мы всего этого не видели.

Фабио

Мы куда-то бежали, изменяя лимит и ругая изменения лимита. Мы снова втемяшили себе идею о том, что сборной нужен отечественный тренер. Эта идея жила 9 лет. Мы словно истерически пытались что-то менять, все дальше и дальше сбегая от самих себя. Впереди был Чемпионат Мира в России. Шансов попасть на ближейшее Евро было очень мало. Все мы готовились к Чемпионату Мира, пытаясь здесь и сейчас создать призрачную надежду на успех. Но люди, призванием которых было создавать эту самую надежду, с завидным упрямством эту надежду убивали. 

А в это время юниорская сборная в который раз рвала всех на юношеском Евро. Мы смотрели на этих ребят, и говорили что-то о нашем будущем. Нам очень хотелось в них верить. Но где-то на краю подсознания была навязчивая мысль о том, что юношеское Евро - это и есть их пик. Пик, которого когда-то достиг российский футбол. За этим пиком стояла пропасть. Так было уже много раз. За ним стояло путешествие на край ночи.  

***

Завтра и для меня было где-то далеко, в таком завтра было немного смысла. Для всех нас важно прожить лишний час теперь: в мире, где все свелось к убийству, лишний час — это уже феномен. 

 

Представь, что ты - Кокорин. Почему сборная России - такая, какая есть

Герой умер, да здравствует герой! Почему отставка Фабио Капелло ничего не изменит

Любимый образ русского человека. Что стало с портретом Андрея Аршавина