Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Подкасты Sports.ru
Подкасты

Мы запустили подкаст о бизнесе в спорте. Начинаем с умных стадионов, которые следят за вами!

Привет! Это Влад Воронин, шеф-редактор Sports.ru.

Уже больше полугода мы делаем подкасты: и про великих игроков (например, Хави и Бергкампа), и про футбольную культуру (от книг до еды на матчах), и про философию футбола (привет, Вадим Лукомский и Игорь Порошин). Сейчас мы хотим сделать еще один шаг вперед – и вместе с МегаФоном будем рассказывать о спортивном бизнесе и маркетинге.

В подкасте Green Room я буду разговаривать с директором новых медиа футбольного «Зенита» Егором Крецаном. Самоирония и стиль «Зенита» в интернете – это в том числе заслуга Егора. Он один из самых подвижных менеджеров нашего футбола, свободнее и понятнее него о бизнесе в спорте не способен говорить ни один чиновник РПЛ и ни один руководитель клуба. У меня знаний значительно меньше, но я очень люблю читать о спортивном маркетинге и слежу за всеми возможными новостями по теме уже лет 7-8, а в последние два года занимаюсь еще и форумом Sport Connect – поэтому отчасти понимаю, как все устроено.

В первом выпуске мы обсудили, что такое классный стадион в 2019 году (ниже есть самые интересные темы выпуска и таймкоды). Погнали!

Слушайте нас на всех платформах:

Таймкоды – что послушать?

01:20 – Прошел год после чемпионата мира. Что там происходит? Почему мы не считаем классным бизнес-примером «Ростов Арену», где был концерт Басты?
04:33 – «Газпром Арена» – лучший стадион России прямо сейчас. Почему мы так решили-то?
09:38 – На современных стадионах расстояние между рядами делают больше – чтобы могли пройти доставщики с едой и напитками.
10:50 – Почему доставка еды есть у «Спартака» и «Зенита», но нет у условного «Ростова»?
12:56 – Как «Зенит» начал показывать на стадионе выездные матчи и собирать на них по 10 000 человек?
17:10 – Как баскетбольный «Торонто» экстренно провел ребрендинг и собрал людей на площади у стадиона
19:45 – Лучший стадион мира – в Атланте. Например, там есть фруктовый сад с яблоками. И самая дешевая еда. 
23:40 – Во Франции на стадионе сделали квест – выберись из раздевалки и попади на поле 
26:40 – А в США стадионы стали трансформерами. Меняется количество мест, меняются виды спорта, а потом там же проходят гонки монстр-траков
28:34 – Какие приложения делают стадионы умными? Датчики, которые подсказывают, в каком туалете очередь. Дополненная реальность. Видео. 
31:14 – Камеры могут отследить настроение людей на стадионе и понять, чего вам хочется! А еще могут узнать вас – скоро билеты и смартфоны будут не нужны.

Подробнее: что интересного в первом выпуске

1. Стадионы становятся все умнее

Вот три главных направления, в которых развиваются мобильные приложения для болельщиков:

Доставка еды и атрибутики. Всем хочется отдыхать, и на новых американских аренах расстояние между рядами делают шире – чтобы доставщики могли без помех принести пакет с едой и стаканы с напитками каждому (на аренах чуть старого типа – даже «Открытие Арене» и «Газпром Арене» – расстояние между рядами маленькое, поэтому зона доставки ограничена). Атрибутика еще и ситуативна: звезда забила гол – приходит пуш «Закажи футболку» – через пять минут покупка у тебя в руках. 

Навигация. Уже на многих стадионах за болельщиками следят датчики, их задача – контролировать потоки. Если в одной точке продажи еды выстраивается легкая очередь – приложение подскажет, куда пройти, чтобы не тратить время (и так на каждом шагу – вплоть до туалетов). Мы даже не говорим про путь на стадион – все подсчитано до номера входных ворот. Стадион «Аякса», например, стал хабом для разработчиков – систему навигации, внедренную для футбола, потом спроецировали на транспортную сеть Амстердама. 

Дополнительный контент. Давайте признаем очевидное: болельщики уже не смотрят только на поле, им нужен второй экран. У многих клубов в приложении есть моментальные повторы, и это не какой-то космос – технологией пользуется даже «Копенгаген». Плюс всегда нужна статистика. Но есть и более сложные продукты – например, приложение с дополненной реальностью MLB At Bat. Вы наводите телефон на игровой треугольник – и прямо поверх живой картинки накладывается статистика. 

И есть кое-что еще важное. Эпоха изучения глубоких данных дошла и до спорта. Новый тренд – это камеры, которые определяют настроение зрителей на трибунах и на основе считанных эмоций подсказывают, чего на самом деле не хватает аудитории. Это принципиально новый слой информации. 

2. Как стадионы развлекают

Нам очень понравился опыт «Нанта», который организовал квест.

Представьте: вас заводят в раздевалку, закрывают дверь и говорят: ну а теперь выбирайтесь. Нужно копаться в тактических досках, искать шифры на гетрах и футболках, заглядывать под скамейку и так далее – все ради того, чтобы открыть дверь и выйти на зеленый газон. 

Чтобы пройти квест, вовсе не обязательно разбираться в футболе. Наоборот, за счет нестандартной активности «Нант» привлечет внимание людей, которые в обычных обстоятельствах на футбольный стадион не заглянули бы. 

3. Лучший стадион мира прямо сейчас

Егор Крецан год учился по программе «Спортивный менеджмент» в Колумбийском университете (Нью-Йорк). За это время он поездил по многим штатам и видел много стадионов, в том числе самый красивый – Mercedes-Benz Stadium в Атланте. Я попросил его поделиться впечатлениями от этой арены.

«Мой товарищ, с которым мы туда поехали, впервые оказался на американском стадионе. У него челюсть просто отвалилась, когда мы туда зашли. Я не буду даже пытаться играть в Илью Репина словами – советую просто погуглить и посмотреть на это сооружение. Там столько воздуха и пространства, что это вообще не похоже на стадион с первого взгляда. С другой стороны – он напичкан разными точками притяжения коммерческого свойства. В плане еды там один из принципов: ни один ресторан не должен повторяться два раза.

Вторая история: так как этот стадион обладает платиновым сертификатом LEED (это такая отдельная американская штука, которая оценивает энергоэффективность, экологичность и так далее), один из ключевых принципов там – максимизация использования локальных продуктов. Там в основном представлены еда и напитки, которые там же в Атланте и производятся. Там же, на стадионе, они сделали фруктовый сад, с которого собирают какие-то яблоки и тут же их во что-то перерабатывают – например, в сидр. Я был там за два часа до начала игры, и мне вообще не было скучно, потому что я ходил и пробовал просто все. Глазел». 

4. Мы правда считаем «Газпром Арену» лучшим стадионом в режиме наследия ЧМ-2018

1. Там реально работают с аудиторией на основе цифр – в этом помогает целая статистическая машина от немецкой компании SAP. «Зенит» изучает аудиторию, разбивает ее на разные сегменты и работает с каждым по-разному. 

2. Весной там появилась доставка еды и атрибутики на трубуну – явное движение вперед (будем честны: такой же проект есть у «Спартака»). 

3. Там первыми поняли, что объединять болельщиков можно не только на домашних играх. На семи матчах в сезоне-2018/19 работала «Смотри+ Арена» – клуб в партнерстве с МегаФоном открывал стадион и организовывал полноценный матчдэй, просто игра шла в сотнях или тысячах километрах от Крестовского острова.

На поле устанавливали огромный экран, в ожидании матча людей разогревали музыканты (от Хаски до Матранга), все это комментировали Владимир Стогниенко, Евгений Савин и другие комментаторы. Итог – в среднем 10 000 человек на каждом просмотре гостевой игры. Класс? 

Фото: Gettyimages.ru/ Dean Mouhtaropoulos, Justin Heiman; fcnantes.com; globallookpress.com/Zamir Usmanov/Global Look Press

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+