11 мин.

Будем как солнце! ©

Константин Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской  губернии. Русский поэт, символист, переводчик, прозаик, критик, эссеист. Яркий представитель Серебряного века. Он издал 35 сборников поэзии, 20 книг с прозой. Перевел большое количество произведений зарубежных писателей. Константин Дмитриевич – автор литературных исследований, филологических трактатов, критических эссе. Его стихи «Снежинка» , Камыши»,  «Осень» «Фея» «К_зиме» и многие другие включены в школьную программу.

Биография

В 1890 году, в Ярославле на собственные средства К.Бальмонт издал свой первый «Сборник стихотворений».  Впрочем, дебютный сборник 1890 года интереса не вызвал, близкие люди его не приняли, и вскоре после выхода поэт сжёг почти весь небольшой тираж.

Сборник «Под северным небом», вышедший в 1894 году, принято считать отправной точкой творческого пути Бальмонта. 

Формально второй по счёту. Фактически он считается первой настоящей книгой поэта, так как весь тираж своего дебютного «Сборника стихотворений», был им выкуплен и уничтожен.

Эпиграфом к сборнику Бальмонт взял слова австрийского поэта-романтика Н. Ленау (1802—1850): «Божественное в жизни всегда являлось мне в сопровождении печали».

«О,_женщина,_дитя,_привыкшее_играть»

О, женщина, дитя, привыкшее играть

И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,

Я должен бы тебя всем сердцем презирать,

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,                                                                       

                                                                  Для прихоти твоей я душу погублю,

                                                                  Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных,

                                                                  За слово лживое, что истины нежней,     

                                                                 За сладкую тоску восторженных мучений!

                                                                 Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

                                                                 Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений! 

Елизавета Туктамышева

Следующий сборник«В безбрежности»  вышел в 1895 году. 

Эпиграфом к книге были избраны слова Ф. Достоевского: «Землю целуй, и неустанно ненасытимо люби, всех люби, все люби, ищи восторга и исступления сего».

«Ночные цветы» 

Из цикла «Любовь и тени любви»,  сборник «В безбрежности»

Если виденья в душе пролетают,

Если ты жаждешь и ждешь Красоты, —

Это вблизи где-нибудь расцветают,

Где-нибудь дышат — ночные цветы. 1895 год

Виктория Синицина

Мэри._Сонет

Когда в глухой тиши старинного музея,

Исполненный на миг несбыточной мечты,

Смотрю на вечные созданья красоты,

Мне кажется живой немая галерея.

И пред Мадоннами душой благоговея,

Я вижу много в них священной простоты,

И в книге прошлого заветные листы

                                                                        Читаю я один, волнуясь и бледнея.

                                                                        Так точно близ тебя душою я постиг,

                                                                        Что можно пережить века в единый миг,

                                                                        Любить и тосковать, о том сказать не смея,

                                                                        И выразить всех чувств волшебных не умея,-

                                                                        Я вечной Красоты в тебе познал родник,

                                                                        Мечта художника, безмолвная камея.

Аделина Сотникова

Весной 1897 года Бальмонт был приглашён в Англию для чтения лекций по русской поэзии в Оксфордском университете.

Впечатления от путешествий 1896—1897 годов нашли своё отражение  в сборнике.«Тишина»: критикой он был воспринят как лучшая на тот момент книга поэта.

Эпиграфом к сборнику были избраны строки Ф. И. Тютчева из стихотворения «Видение»: «Есть некий час всемирного молчанья».

»Из бездны отдаления»

Из бездны отдаления,

Искатели земли,

Встают, как привидения,

Немые корабли.

 

И мачтами возносятся

Высо́ко в небеса,

И точно в битву просятся

Седые паруса.

                                                Но снова, караванами,

                                                Растают корабли,

                                                Не встретив за туманами

                                                Неведомой земли.

Мэрил Дэвис/Чарли Уайт

Она придёт

Она придёт ко мне безмолвная,

Она придёт ко мне бесстрастная,

Непостижимой неги полная,

Успокоительно прекрасная.

 

Она придёт как сон таинственный,

Как звук родной во мгле изгнания,

И сладок будет миг единственный

На грани мрака и сознания.

Виктория Синицина/Никита Кацалапов

 Сборник«Горящие здания» (1900), занимающий центральное место в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении Поляковых «Баньки» Московского уезда.

Скорпион._Сонет_

Я окружён огнём кольцеобразным,

Он близится, я к смерти присуждён, —

За то, что я родился безобразным,

За то, что я зловещий скорпион.

 

Мои враги глядят со всех сторон,

Кошмаром роковым и неотвязным, —

Нет выхода, я смертью окружён,

Я пламенем стеснён многообразным.

 

                                                                     Но вот, хоть всё ужасней для меня

                                                                     Дыханья неотступного огня,

                                                                     Одним порывом полон я, безбольным.

 

                                                                     Я гибну. Пусть. Я вызов шлю судьбе.

                                                                     Я смерть свою нашёл в самом себе.

                                                                     Я гибну скорпионом — гордым, вольным.

Евгений Плющенко

О,_в_душе_у_меня_столько_слов_для_тебя_и_любви

О, в душе у меня столько слов для тебя и любви,

Только душу мою ты своею душой позови.

Елена Ильиных/Сергей Полунин

Поэтический  сборник  Бальмонта  «Будем как Солнце» (1902) разошёлся тиражом 1800 экземпляров в течение полугода, что считалось неслыханным успехом для поэтического издания, закрепил за автором репутацию лидера символизма и в ретроспективе считается его лучшей поэтической книгой.

Эпиграфом к сборнику были взяты слова «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» Анаксагора — древнегреческого философа, изгнанного из Афин по обвинению в безбожии

Будем, как Солнце!

Будем, как Солнце всегда молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и всё золотое.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!

Только не медлить в недвижном покое,

Дальше, ещё, до заветной черты,

Дальше, нас манит число роковое

В Вечность, где новые вспыхнут цветы.

Будем как Солнце, оно — молодое.

В этом завет Красоты! 

Хавьер Фернандес

Голос_заката

Вот и Солнце, удаляясь на покой,

Опускается за сонною рекой.

И последний блеск по воздуху разлит,

Золотой пожар за липами горит.

 

Золотой пожар за тканями ветвей

Изменяется в нарядности своей.

Он горит как пламя новых пышных чар,

Лиловато-жёлто-розовый пожар.

Вэньцзин Суй/ Цун Хань

 

Так пышно я горю, так радостно-тревожно,

В воздушных облаках так пламенно сквозя,

‎Что быть прекрасней — невозможно,

‎И быть блаженнее — нельзя.

 

Гляди же на меня, о, дух мечты печальной,

Мечтатели земли, глядите на меня:

‎Я блеск бездонности зеркальной

‎Роскошно гаснущего дня.

«Только_любовь._Семицветник« седьмой поэтический сборник

 К. Д. Бальмонта, вышедший в ноябре 1903 годе в московском издательстве «Гриф». В книгу вошло 119 стихотворений. Сборник до революции переиздавался трижды.

Эпиграф к книге («Я всему молюсь») был взят из романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

«Ты_мне_была_сестрой,_то_нежною,_то_страстной»

Мне хочется, чтоб Ночь, раскинувшая крылья,

Воздушной тишиной соединила нас.

Мне хочется, чтоб я, исполненный бессилья,

В твои глаза струил огонь влюблённых глаз.

 

Мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки,

Под лаской замерла, и целовал бы я

Твоё лицо, глаза, и маленькие руки,

И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся — твоя!»

Шома Уно

Путевые заметки и очерки поэта наряду с выполненными им вольными переложениями индейских космогонических мифов и преданий позже вошли в «Змеиные цветы» (1910). Этот период творчества Бальмонта завершился выходом сборника «Литургия красоты. Стихийные гимны» 

«Она_была_в_кого-то_влюблена»

Она была в кого-то влюблена.

Дышал Апрель. И зелень молодая

Была светло-девически-нежна.

 

Узорность облачков, воздушно тая,

В лазури утопала, как мечты,

Сирень пьянила воздух, расцветая.

 

И девушка, в расцвете красоты,

На утре дней, смотря прозрачным взором,

Преображала все свои черты.

Алина Загитова 

Два сборника 1906—1907 годов были составлены из произведений, в которых К. Бальмонт непосредственным образом откликнулся на события первой русской революции. Книгу «Стихотворения» (Санкт-Петербург, 1906) конфисковала полиция; «Песни_мстителя»(Париж, 1907) были запрещены к распространению в России. В годы первой эмиграции были также опубликованы сборники «Злые_чары»(1906), арестованный цензурой из-за «богохульных» стихотворений, а также «Жар-птица._Свирель_славянина»(1907) и «Зелёный_вертоград. Слова поцелуйные» (1909). 

В 1915 году вышел теоретический этюд Бальмонта «Поэзия_как_волшебство»— своего рода продолжение декларации 1900 года «Элементарные слова о символической поэзии»; в этом трактате о сущности и назначении лирической поэзии поэт приписывал слову «заклинательно-магическую силу» и даже «физическое могущество». Исследование во многом продолжало начатое в книгах«Горные_вершины»

 (1904), «Белые_зарницы»(1908), «Морское свечение» (1910), посвящённых творчеству русских и западноевропейских поэтов. При этом он не переставая писал, особенно часто обращаясь к жанру сонета. В эти годы поэтом было создано 255 сонетов, которые составили сборник«Сонеты_Солнца,_мёда_и_Луны»(1917)

«Цветок»

Цветок — мечта расцветшего растенья,

Пробившего свой путь из тьмы земли,

Цветок — костёр, что духи нам зажгли,

Верховный знак творящего хотенья.

 

Весёлых красок, в пляске, восхожденье,

Победа грёзы в прахе и в пыли,

Блеск радуг, пронизавших хрустали,

Путь в Вечность чрез минутное виденье.

 

                                                                     Цветок с цветком ведёт душистый спор,

                                                                     Волнуя, убеждая и влюбляя,

                                                                     Цветок цветку — планета молодая.

 

                                                                     Таинственный о счастье разговор.

                                                                     И вестники цветов, в их звёздном храме,

                                                                     Лишь существа с звенящими крылами.

Елизавета Туктамышева 

Книга «Ясень»(1916) была встречена теплее, чем прежние, но и в ней  критика усматривала в основном «однообразие и обилие банальных красивостей».

«Красота_—_это_радостный_возглас_Природы»

Красота — это радостный возглас Природы,

Красота — это тихий восторг Вещества.

В изобильи разлитые вешние воды,

Переходы скалы, что несчетные годы

Говорят безглагольные руны-слова.

И в пещеру взойдёшь лишь на краткость мгновенья,                                                                                                    

                                                                                              Но так явственно знаешь — пещера жива, 

                                                                                               Вот к звену зазмеилися новые звенья,

                                                                                               Помолчишь, поглядишь, надвигается пенье,

                                                                                               Загораются мысли, колеблясь едва.

                                                                                               От пещеры к душе проскользнёт откровенье,

                                                                                               И молчание скал отчеканишь в слова.

Елизавета Туктамышева 

Бальмонт 25 мая 1920 года навсегда покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа.

В 1923 году К. Д. Бальмонт одновременно с М. Горьким и И. А. Буниным был номинирован Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе.

Было принято считать, что эмиграция прошла для Бальмонта под знаком упадка; это мнение, разделявшееся многими русскими поэтами-эмигрантами, впоследствии не раз оспаривалось. В разных странах Бальмонт в эти годы опубликовал книги стихов «Дар_Земле» «Светлый час» (1921), «Марево» (1922), «Моё — ей. Стихи о России» (1923), «В раздвинутой дали» (1929), «Северное сияние» (1933), «Голубая подкова», «Светослужение» (1937). В 1923 году он выпустил книги автобиографической прозы «Под новым серпом» и «Воздушный путь», в 1924-м издал книгу воспоминаний «Где мой дом?» (Прага, 1924), написал документальные очерки «Факел в ночи» и «Белый сон» о пережитом зимой 1919 года в революционной у России  

»Кира»

Ты была мне веер смелый,

Что трепещет чередой,

Юный лебедь, лебедь белый

Над водой.

 

Ты куда же улетела?

Прилетишь ли? Память длю.

И тебя я без предела

‎Всё люблю.

Киира Корпи

В 1940—1942 годах Бальмонт не покидал Нуази-ле-Гран; здесь, в приюте «Русский дом», он и скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»).

С конца 1960-х гг. стихи Бальмонта в СССР стали печатать в антологиях. В 1984 г. издан большой сборник избранных произведений.

В 1969 году в Большой серии "Библиотеки поэта" (самое престижное издание в советское время) вышел огромный том Бальмонта. В 1984 - переиздание.

Источник, Бальмонт,_Константин_Дмитриевич