Трасса, боб, спортивные штаны
На открытие первой современной российской санно-бобслейной трассы в подмосковный поселок Парамоново сразу после выборов, 10 марта, приехали не только ведущие спортивные функционеры, но и новый президент Дмитрий Медведев. Выступив с небольшой вступительной речью и пожелав спортсменам удачи, он отправился осматривать спортивный боб. «Не хотите посидеть?» предложили спортсмены, указывая на массивную стальную конструкцию. «Если я сяду, то спуститься должен буду», ответил Медведев. «Нет уж, лучше не надо, вы нам нужны», засмеялись бобслеисты.
Такой чести санно-бобслейный комплекс удостоился неслучайно: после двух неожиданных серебряных олимпийских медалей в Турине-2006, добытых саночником Альбертом Демченко и бобслейной «четверкой», в России вспомнили о забытом виде спорта, который может помочь выполнить олимпийский план на Игры в Сочи занять первое общекомандное место. На предшествующей сочинской Олимпиаде в Ванкувере-2010 из 86 комплектов наград только в трех смежных дисциплинах бобслее, санном спорте и скелетоне будет разыграно восемь, а к Играм-2014 эта цифра может еще вырасти. Средств для будущих российских побед не жалеют уже сейчас: строительство санно-бобслейного комплекса в Сочи станет вторым по стоимости после олимпийского стадиона и приблизится к отметке €80 млн, вплоть до 2014 г. заключен дорогостоящий контракт с ведущим немецким производителем бобов Wimmer Carbon, а сами спортсмены впервые провели полноценные тренировочные сборы на немецком озере Кенигзее.
Подмосковный НЛО
Культивировать бобслей в России стали сразу и наверняка: вопрос о строительстве комплекса в Парамонове, поднимавшийся с 1996 г, был положительно решен уже через несколько дней после туринских медалей. «Борис Громов, как человек военный, четко спросил: сколько надо денег. Мы сказали сколько он согласился», рассказал Newsweek начальник трассы Александр Петров. Постройка потребовала €40 млн и минимум времени: меньше чем через год администрация Московской области уже направила приглашение на открытие объекта тогдашнему президенту Владимиру Путину. Но Путин до Парамонова добраться не успел на трассе внезапно обнаружились неполадки.
По пустому полю, покрытому серым снегом, движется колонна черных иномарок с государственными флажками
Через три недели она вновь была готова к приему президента на этот раз приехал уже только что победивший на выборах Медведев. Исторический момент записали на камеру и теперь с гордостью показывают журналистам: по пустому полю, покрытому серым снегом, движется колонна черных иномарок с государственными флажками, из одного автомобиля выходит Дмитрий Медведев в спортивной куртке. «Мы ему вообще-то хлеб-соль подготовили, но решили все сделать попроще», признается Александр Петров.
Сделать попроще он предлагал и саму базу, но сотрудники МГУ, проектировавшие Парамоново, его не послушались: теперь по ночам посреди небольшого поселка огнями переливается нечто, отдаленно напоминающее летающую тарелку с огненным хвостом. Изнутри трасса тоже похожа на НЛО: холодный ветер, продувающий со всех сторон стартовую площадку, с гулом спускается вниз по пустому бетонному желобу.
«Надеюсь, в моих маршрутках не так страшно»
Сборная России по бобслею прошлую неделю провела в куда более комфортных условиях: впервые за много лет спортсменам разрешили тренироваться на секретной базе в Германии, куда раньше попасть было невозможно. «Немцы увидели, как у нас всё развиваться стало, и сразу захотели сотрудничать, чтобы мы их потом к себе пустили, смеется главный тренер сборной России Олег Сухорученко. Мы, конечно, пообещали, но кто знает, что мы через несколько лет им ответим». Без больших денег, признает он, в этом спорте делать нечего бобслей уже давно называют «зимней «Формулой-1», где очень многое зависит от технических характеристик болида. «Президент нашей федерации ни в чем не отказывает, хвастается Олег Сухорученко. Недавно дал €200 000 просто на развитие инженерной мысли».
«Давайте разделять «Автолайн» и бобслей это друзья, не больше. Схожесть только одна скорость»
Президент федерации бобслея Никита Музыря по совместительству президент транспортной компании «Автолайн», управляющей целой сетью маршруток. Говорит, что в спортивные функционеры, как и многие крупные бизнесмены, попал случайно: «Просто пришли друзья, которым надо было помочь». Сначала помощь шла в виде спонсорства, а затем, после неожиданной смерти президента федерации бобслея Валерия Лейченко, Музырю позвали в федерацию. «Все потому, что я в теме был», объясняет бизнесмен. В окружении Музыри с улыбкой говорят, что для него бобслей эффективный политический инструмент: «Он ведь теперь может в любой кабинет зайти и, если что, с президентом встретиться, вопросы свои решить». Сам Музыря личный мотив полностью отрицает: «Давайте разделять «Автолайн» и бобслей это друзья, не больше. Схожесть только одна скорость. Надеюсь только, в моих маршрутках не так страшно».
На сборах в Германии бобслеисты скоростью упивались. Расстояние, которое рейсовый автобус преодолевает почти за час, небольшой мини-вэн с российскими спортсменами преодолел минут за двадцать: водитель «срезал» по пустынным горным тропам.
Тренироваться на секретном объекте довелось только части наших спортсменов: подготовка бобов-«четверок» проходила на территории военной базы НАТО. Для того чтобы попасть на нее, спортсменам, состоящим в ЦСКА, пришлось в анкетах писать: «студент». Но и за «студентами» контроль был жесткий: за занятиями российских бобслеистов неотрывно следили вооруженные солдаты.
Остальные спортсмены готовились на озере Кенигзее: сделав несколько кругов вокруг автомобильной парковки и попугав отдыхающих на берегу водоема уток, бобслеисты отрабатывали разгон самый важный элемент в бобслее. Руководил процессом немецкий тренер Франц-Йозеф Хоффманн, до этого работавший с олимпийскими чемпионами сборной Германии. Теперь он уже второй год ставит технику российским бобслеистам.
«Мы вас предупреждали»
Еще одним немецким партнером российской сборной стал производитель бобов фирма Wimmer. Это сотрудничество подвело черту под трехгодичной работой с другой немецкой компанией Singer Brothers, вместе с которой российская сборная выиграла свои первые медали. «Фирма Зингеров это небольшой сарайчик, в котором братья делают бобы фактически «на коленке», иногда получается, иногда нет, объясняет Newsweek причину разрыва Никита Музыря. После того как мы их раскрутили, у них поехала крыша, жадничать стали». Сами братья Зингер утверждают, что лишнего никогда не брали.
Производством бобов у Зингеров занимаются всего восемь человек, которые по совместительству чинят поломанные машины своих соседей и конструируют гоночные автомобили. В работе обычно сразу три-четыре боба, на их изготовление уходит два-три месяца. Заказчику это удовольствие обходится в €50 00080 000 в зависимости от материалов.
Все производство действительно умещается в маленьком двухэтажном здании еще несколько лет назад здесь была гостиница их родителей. Страсть к технике и скорости проявилась у братьев с самого детства: младший Томас собирал игрушечные модели, старший Йозеф вовсю гонял по окрестной деревне на мотоцикле. Одна из таких поездок окончилась трагически: Йозеф попал в аварию и потерял правую ногу. Чтобы как-то поддержать брата, Томас предложил заняться ремонтом автомобилей. В 1991 г., через пять лет после автокатастрофы, братья Зингер собрали свой первый боб, но опыт оказался не очень удачным: покупатели продукт забрали, а денег не заплатили. Но дело это братья не бросили: сначала на их бобах выигрывали детские региональные соревнования, позднее Олимпиады и Кубки мира.
«После одного из этапов Кубка мира нас пытались обмануть итальянцы не хотели платить деньги»
Работа с российской командой оставила приятные впечатления: братья Зингер наперебой вспоминали русские слова и хвастались отличными отношениями с российскими бобслеистами. «После одного из этапов Кубка мира нас пытались обмануть итальянцы не хотели платить деньги, вспоминает Томас. Но, когда к ним пришел русский бобслеист Алексей Воевода, занимавшийся армрестлингом, то вопрос отпал сам собой».
Неприятный осадок остался лишь после разрыва отношений с российской федерацией. «Нам сказали, что мы слишком много просим за свою работу, с обидой говорят они. Также говорил и известный гонщик Андре Ланге. Он перестал с нами работать и полтора года ничего не выигрывал. Потом вернулся к нам и тут же стал чемпионом мира. Мы не хотим, чтобы то же самое произошло и с российским бобслеем, но если случится, не говорите, что мы вас не предупреждали».
Но угрозы братьев Зингер российский бобслей не пугают: слишком большие надежды возлагаются на новый национальный вид спорта, чтобы доверять разработку дорогостоящих бобов маленькой мастерской под Мюнхеном, а не огромному предприятию. У российского бобслея уже наполеоновские планы: за два года стать первым в Европе, за шесть мировым лидером. «Пекин наглядно показал, что без сильной международной позиции [федерации], спортсмены сделать ничего не могут», уверяет президент-спонсор Музыря. И на трассе в подмосковном Парамонове, по плану, будут тренироваться поляки, чехи, словенцы. Российским бобслеистам они не конкуренты, зато будут поддерживать Россию в международной федерации. Которая, кстати, не спешит пока заявлять российский этап в ежегодный Кубок мира в Парамонове слишком легкая трасса.
А братья Зингер, лишившись выгодного контракта с российской сборной, переключились на австралийцев и новозеландцев: «Там люди не избалованы, с ними легче работать».
Пишите о бобслее побольше :)